Одним из пунктов, в котором реальность и советская история войны входят в противоречие, является моторизация войск. Поскольку с одной стороны нас долго убеждали, что Вермахт был полностью моторизован, и в этом было его большое преимущество. С другой стороны, нам рассказывали про построенную усилиями партии (или лично Сталина) в Советском Союзу мощнейшую промышленность, производившую самую лучшую технику.
Мне всегда хочется посмотреть конкретные цифры, дабы самому уже решить.
Самые интересные цифры, конечно, на начало войны. И надо сказать, что тут много разночтений.
Давайте посмотрим, какой информацией мы располагаем.
Начать следует явно с плана мобилизационного развёртывания на 1941 год.
Данные из этого документа, касающиеся транспорта, я свёл в отдельную таблицу:
Как мы можем видеть, налицо огромный некомплект, который даже к 1942 году покрыть не получается. Правда, согласно тому же документу, при мобилизации из народного хозяйства планируется поставить:
Автомобилей легковых – 27 713;
Автомобилей грузовых – 231 838;
Автомобилей специальных – 43 919;
Тракторов гусеничных – 45 492;
Мотоциклов – 30 504.
Причём этой техники тоже недостаточно и рассчитывать можно лишь на поступление машин с заводов.
Согласно справочнику по боевому и численному составу РККА, на 1-е июня 1941 года в вооружённых силах было 281 377 автомобилей, в том числе грузовых — 200 971. А тракторов и тягачей имелось 46 223. Количество транспорта существенно возросло за полгода, но пока ещё не покрывает всех потребностей.
Правда, по конкретным моделям цифры не очень сходятся. Так, по грузовым автомобилям приводится цифры в 151 100 машин ГАЗ-АА и 104 200 ЗиС-5 на 20-е июня. Сколько было ГАЗ-ААА и ЗиС-6 я данных не нашёл, но их всего было выпущено к тому времени около 50 тысяч.
Что касается машин Ярославского завода, то Я-5, Я-6, ЯГ-4 было выпущено до войны около 8 тысяч, а про 5-тонные ЯГ-6 указано, что на 20-е июня их в РККА было 1600.
К сожалению, оценить общее число грузовиков в стране не получается, данных нет. Учитывая, что ГАЗ-АА до войны построили 846 400 штук, а ЗиС-5 — около 500 тысяч, то в народном хозяйстве их должно быть довольно много.
Другое дело — качество. Машины, как оказалось, в войска поступали уже изрядно изношенные, а то и просто неисправные.
Кроме того, как легко увидеть, подавляющее число грузовиков были грузоподъёмность в 1.5 и 3 тонны с колёсной формулой 4х2. Трёхосных грузовиков было крайне мало, полноприводных не было совсем.
Схожая картина была и тягачами.
Тягачей «Комсомолец» указывается в разных источниках на 1-е января 4401, а к началу войны 6700 штук.
Тягачей СТЗ-5 на 1-е января 2839.
Тягачей «Сталинец-2» на 1-е января 951.
Тягачей «Коминтерн» на 1-е января 1017, на 22-е июня – 1500.
Тягачей «Ворошиловец» на 1-е января 228, на 22-е июня 800, но на 1-е июля уже 975.
В 1939-1940 годах было выпущено 2015 полугусеничных ГАЗ-60, но сколько имелось в РККА нигде не упомянуто.
Как видим, специальные артиллерийские тягачи составляют менее трети (и половина из них «Комсомольцы»), а большинство же — сельскохозяйственные тракторы.
В первые же месяцы войны РККА потеряла 159 тысяч автомобилей. По мобилизации из народного хозяйства было изъято ещё 206 169 автомобилей (есть и другая цифра — 166,3 тысячи автомашин).
За войну в СССР выпустили 265 600 автомобилей (в том числе 205 000 грузовых, из которых 138 600 ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ), 15 602 тягача и 27 216 (или 13 763) мотоциклов. Есть и информация о том, что за годы Великой Отечественной войны РККА получила от промышленности 162,6 тысячи автомобилей.
Гораздо больше получено по Ленд-лизу. Причём интересно, что цифры поставок транспортных средств очень сильно отличаются в разных источниках. Поэтому я поставкам автомобилей по Ленд-лизу решил посвятить отдельную статью, пока же ограничимся примерными цифрами в 350 тысяч грузовиков, 50 тысяч джипов, 35 тысяч мотоциклов и 7 тысяч тракторов.
Надо не забывать, что большое число полученных по Ленд-лизу автомобилей собирались уже на наших заводах из полученных комплектов. Что надо учитывать, говоря о мощности автомобильного производства в стране.
Надо учитывать и трофеи. Только в ходе битвы под Москвой РККА захватила 15049 автомобилей, в Сталинградской битве трофеями стали 80 438 автомобилей и 571 тягач.
Теперь про наших врагов. В Германии на 1937 год имелась 321 тысяча грузовых автомобилей. За 1941-1945 годы в Германии изготовили 318 818 грузовиков. Вермахт за 1941-1945 года получил 202 826 грузовых и 66 908 легковых автомобилей (видимо, не считая специальных машин). Кроме того, из других стран (закупки и трофеи) за этот же период получено 97 741 грузовых и 12 513 легковых автомобилей.
За этот период было построено ещё 44 540 полугусеничных и 28 151 гусеничных тягачей, и чуть более 14 тысяч полугусеничных автомобилей.
Но в данном случае простое сравнение цифр мало что говорит. Во-первых, надо учитывать, что Вермахт был раза в три меньше Красной Армии. И указанное количество автомобилей и тягачей не решало проблему моторизации Вермахта. Ведь вся дивизионная и полковая артиллерия немецких пехотных дивизий оставалась на конной тяге.
Во-вторых, конечно, надо не забывать про качество.
Нельзя же просто сравнить выпуск «полуторатонок» за войну, с примерно таким же количество «Студебеккеров» и аналогичных им грузовиков.
У советского автомобилестроения было много проблем, которые сразу в глаза не бросаются.
Давайте начнём с того, что автомобильные и тракторные заводы проектировали и строили американцы. Про Сталинградский тракторный завод можно прочитать, что он был сооружён в США, потом размонтирован, перевезён в Советский Союз и за полгода собран под наблюдением американских инженеров во главе с Джоном Найтом Калдером.
На этих заводах начали строить автомобили и тракторы также по лицензиям, в основном САСШ, причём далеко не всегда на тот момент самые современные. И хотя американцы предоставляли все технологии, обучали персонал, но этого было мало. Картина получилась аналогичная той, которую я не раз описывал в советском авиамоторостроении. Строящиеся на заводе автомобили наши инженеры модернизировали, довинчивали и допиливали всё, что можно, но это всё равно оставались машины того поколения. А прогресс шёл вперёд. И в результате техника Вермахта, и та, что нам присылали по Ленд-лизу, кардинально отличалась от советской, которая просто безнадёжно устарела. Есть такой пример любопытный. В Третьем Рейхе был также завод фирмы «Форд», который производил машина американской конструкции. Так вот, если в СССР продолжали всю войну гнать Форд-АА, то для Вермахта поставляли следующую модель Форд-ВВ.
Ну а то, что в СССР не производили своих тяжёлых полноприводных грузовиков — это, думаю, и так все знают. Немцы, кстати, тоже начали войну с машинами 4х2, но когда познакомились с нашими дорогами, то быстро переделали многие массовые модели в полноприводные. Когда понадобилось, в кратчайшие сроки был налажен массовый выпуск тяжёлых полноприводных шестиосных грузовиков с дизельным двигателем. И это ещё при том, что для Вермахта массово производились гусеничные и полугусеничные тягачи.
У нас же, напомню, так и не нашлось подходящего шасси для «Катюши», ибо ЗиС-6 была слишком слаба для этой роли, а ничего более мощного наша промышленность выпускать большой серией не могла. Если бы не «Студебеккеры», то и не было бы нашей реактивной артиллерии, о роли которой, уверен, напоминать не стоит.
А ещё надо напомнить, что качество советской техники существенно уступало. Тем более, если речь шла про военное время, когда на заводы пошли старики, женщины и дети.
Так что из всего вышесказанного можно действительно сделать вывод о том, что в первые годы войны, пока не дал о себе знать Ленд-лиз, Вермахт по уровню моторизации был существенно выше Красной Армии.
Сейчас опять кто-то возмущённо захочет крикнуть: «Какая разница, мы же победили!»
Конечно, победили. Но это не значит, что надо забыть свою историю. И тех, кто эту Победу завоевал. Конечно, вместо одного 6-тонного грузовика можно взять четыре полуторатонки. Но военная арифметика нам говорит, что если у армии чего-то не хватает или у противника оно лучше, то разницу приходится оплачивать жизнями солдат.
Рекомендую вам также мою статью:
Какое вооружение поставлялось по Ленд-лизу кроме танков и самолётов