У советского писателя Аксенова есть неплохой роман «Остров Крым». Он не является целиком фантастическим, но элемент вымысла там есть. Главной идеей является то, что в книге Крым не полуостров, а остров, что по сюжету позволило устоять и сохранить независимость отступившим туда частям белой армии.
Кто читал – тот знает, подробности рассказывать не буду. Просто скажу, что аналогичная же ситуация в реальности произошла с КНР и Тайванем. Официально эта страна называется Китайская республика, и основана она местными «белыми», которые сбежали сюда от коммунистической армии.
Тайвань – это остров, омываемый Тихим океаном, Южно-Китайским и Филиппинским морем. Площадь его – около 35-ти тысяч квадратных километров, вместе с соседними мелкими островами территория государства примерно равна нашей Ярославкой области. Климат тут тропический и субтропический, из-за места расположения есть высокая опасность тайфунов.
Первые люди появились тут очень рано – около 50-ти тысяч лет назад. Это были представители австралоидной расы, которые пришли сюда по суше – в то время уровень океана был ниже и позволял подобные пешие путешествия. Затем он сильно поднялся, что не помешал миграциям носителей австронезийских языков из современного Юго-Восточного Китая, которые были опытными мореходами. Именно отсюда, как считается, они впоследствии разошлись по всему региону.
Эти люди знали земледелие, но в значительной степени зависели от моря – собирания ракушек и рыбной ловли. В 4-м веке до н.э. они освоили ковку железа, хотя, технология, возможно, была завезена из Филиппин. В последующие столетия объединился Китай и завоевал свой нынешний юг, но островные варвары его не интересовали.
По хроникам Поднебесной известно, что в раннее средневековье тут уже был король, хотя отсутствовали законы и налогообложение. Письменность не была известна, железа выделывали очень мало. Тайвань посещали китайские торговцы, но даже монгольские императоры никогда не пытались его завоевать. Хотя, к 16-му веку здесь возникли небольшие китайские поселения и колонисты даже стали выращивать рис.
В 1542-м году здесь побывали португальцы, которые нанесли Тайвань на карту и стали называть его «Ilha Formosa» – «прекрасный остров». С того времени Формоза стало официальным европейским названием. Хотя, в Поднебесной предпочитали термин Тайвань, который означает то ли «большой круг», то ли «залив у возвышенности».
В следующем столетии остров делили испанцы и голландцы, и со временем он достался последним. Хотя, их власть никогда не была твердой, периодически нидерландской Ост-Индской компании приходилось гонять китайских, японских и европейских пиратов. Ну и методом кнута без пряника добиваться повиновения местных.
Этих людей европейцы называли аборигенами Тайваня (в то время, понятно, Формозы), а вот китайцы их величали гаошань. Это были представители небольших австронезийских народов, которые говорили на собственных языках. Племена делились на горные и равнинные, численностью от нескольких сотен до десятков тысяч человек.
В их социуме была высока роль женщин, были распространены такие традиции, как кровная месть и охота за головами. Да, отделенные от тел трофеи сохраняли надолго, чтобы понтоваться перед реальными пацанами. Обычными мишенями набегов островитян были жители китайских поселений, которым дикари не доверяли.
Ост-Индская компания стимулировала миграцию китайцев с материка, чтобы было, кому работать на сахарных плантациях. Абориген Тайваня – он, как настоящий индеец, горд и ленив, и на богатого дядю пахать не будет. В середине 17-го века приезжие уже составляли здесь большую часть населения, и их количество продолжало расти.
Но безвозвратные демографические изменения произошли в 1661-м году, когда Тайвань захватили китайские повстанцы, которые сражались против маньчжурской династии Цин. Голландский форт Зеландия был переименован в Восточную столицу империи Мин, верность которой эти люди сохранили, хотя император давно был на небесах.
Новые колонисты стали отправлять своих людей к аборигенам, дабы обучить их современным методам ведения сельского хозяйства – до этого им было знакомо только подсечно-огневое земледелие. В течение двух десятилетий посевные площади утроились, а аборигенное население подверглось сильной китаизации.
В 1683-м году путем военной блокады и демонстрации силы Тайвань был подчинен империей Цин. Сначала власти рассматривали возможность полной эвакуации жителей острова, поскольку не имели сил противодействовать европейцам. Но в конечном счете эту идею отвергли. Через двести лет здесь уже жило два с половиной миллиона человек, более 90 % составляли этнические китайцы-хань из южных провинций. В 1709-м году на севере острова появилось ханьское поселение, которое позже стало Тайбэем.
С 1895-го и до конца Второй мировой Тайвань был частью Японской империи. Некоторые аборигены тогда перешли на японский и говорят на нем до сих пор. После войны остров официально вернули Китаю, но только для того, чтобы сюда отступила партия Гоминьдан, проигравшая коммунистам гражданскую войну.
С тех пор в мире официально существует два Китая: Китайская республика на Тайване и Китайская народная республика на материке. Первая долго была фактически однопартийной диктатурой во главе с Чай Кайши и проводила настоящий «белый террор» против коммуняк и всех, кто им сочувствовал.
Американская поддержка и сохранившиеся японские предприятия позволили стране устоять и даже стать одним из «азиатских тигров». Теперь тут наступила демократия, местные жители достаточно богаты и отнюдь не желают объединения с материковыми китайцами. Аборигены из австронезийских народов составляют около 2 % из более, чем 23-х миллионов общего населения.