Мария Мерекина, врач-дерматокосметолог, в конце 2019 года основала клинику превентивной медицины Idealist (Зоологическая ул., 2), в которой во главу угла ставится комплексный, системный и индивидуальный подход к каждому пациенту. Пациенты доверяют Марии и ее коллегам не только свою красоту, но и здоровье. В Idealist не бывает вывесок «wow-эффект с одного сеанса», но здесь точно знают, как достичь настоящей, устойчивой и естественной красоты кожи. На консультации Мария подробно и прозрачно расскажет о предстоящих процедурах, эффекте и последовательности, о восстановлении здоровья и контроле за состоянием организма, без которого невозможно достичь нужного результата. Марию приглашают на международные конгрессы, а разработчики современных аппаратов доверяют ей первой тестирование новинок и создание авторских протоколов.
Какие изменения произошли за последний год в индустрии красоты и здоровья?
Сейчас отчетливо заметно, что в приоритете у пациентов восстановление и укрепление здоровья. Многие столкнулись с постковидными осложнениями, небывалыми стрессами и в целом тяжелее переносят различные вирусы, бактериальные инфекции. Люди хотят помочь своему организму восстановиться, укрепить иммунитет.
В индустрии красоты в этом году на конференциях международного уровня наконец-то заговорили о том, что врач-косметолог должен обратить пристальное внимание именно на кожу. Поясню: если раньше у нас была эра филлеров, ботулотоксина и аппаратов, то сейчас началась эпоха работы с качеством кожи. Считаю это очень важным, можно сказать, переломным аспектом. В своей практике я этим занимаюсь с 2016 года и абсолютно уверена: без препаратов, которые направлены на улучшение качества кожи, без поддержания здоровья изнутри, без компенсации дефицитов совершенно бесполезно, а иногда и опасно делать контурную пластику и неэффективно проводить аппаратные процедуры. Речь идет о биоревитализантах, полинуклеотидах, коллагеностимуляторах, которые помогают запускать строительный процесс в тканях, обеспечивают стимуляцию образования волокон нового здорового коллагена, эластина. Нам необходимо дать клеткам «строительный материал» и энергию. Но перед этим мы обязательно проводим чекап и принимаем соответствующие меры в случае выявления тех или иных патологий или дефицитов по микроэлементам. Нередко перед тем, как приступать к «эстетике», я направляю пациента к своим коллегам — эндокринологу, гинекологу, терапевту.
Был ли этот год успешным для вашего бизнеса?
Успех сопутствует тем, кто много трудится. Сейчас не то время и в целом не та обстановка в мире, чтобы снимать сливки. Идет период упорного труда абсолютно во всех сферах бизнеса, в том числе и в индустрии красоты. За этот год мы развивались, приобретали новые аппараты, брали в работу методики и препараты, значительно расширили диагностические возможности. Нам удавалось делать достаточно крупные закупки, чтобы бесперебойно работать с лучшими на сегодняшний день препаратами и при этом держать цены на услуги стабильными. Для нас год был успешным еще и потому, что мы старались тщательнее изучать сочетанные протоколы — применение аппаратных процедур в тандеме с препаратами, восстанавливающими ткани, улучшающими качество кожи, вводили в протоколы процедур новые методики. Мы смогли создать костяк экспертов высочайшего уровня, которые в рамках нашей деятельности действительно могут очень многое. Мы постоянно взаимодействуем между собой при сопровождении пациента для наилучшего результата. Могу сказать, что в 2023 году поток пациентов в Idealist не только не уменьшился, но и увеличился. Я очень благодарна каждому из них за то, что доверяют нам себя, своих близких, рекомендуют нашу клинику и специалистов.
Как формируется спрос? Что больше всего востребовано среди пациентов? На что отмечаете спад?
В моей клинике спрос формирует не пациент, а потребность в той или иной процедуре/протоколе для достижения эффекта. Скажу проще: мы имеем определенную репутацию экспертной клиники, и к нам приходят пациенты с пожеланиями о конечном результате эстетических манипуляций, а не с готовым списком процедур, рекомендованных блогерами или знакомыми. Самый частый запрос: «Доктор, сделайте, пожалуйста, так, чтобы я могла не использовать фотофильтры». Мы очень много внимания уделяем восстановлению общего здоровья организма и, в частности, регенераторного потенциала кожи, поэтому востребованы коллагеностимуляторы, мезопрепараты, биоревитализанты на основе витаминов, пептидов, аминокислот и т.д. И конечно же, применяем аппаратные методики, которые обеспечивают хороший тонус и лифтинг тканей. У нас нет такого понятия, как спрос или спад на процедуры, у нас есть расписанный на полгода-год план процедур. Мы находимся с пациентом в диалоге, рассказываем о том, чего хотим добиться тем или иным вмешательством, при необходимости вносим корректировки. Эстетика кожи — это постоянная работа, но она того стоит.
Современная эстетическая медицина немыслима без применения аппаратных методик. На рынке представлено много аппаратов, и с каждым годом их выбор становится разнообразнее. Как правило, спрос пациентов сформирован на грамотном маркетинге определенных компаний-производителей. Не вредит ли такая навязчивая реклама врачу-косметологу?
Вы затронули очень животрепещущую и больную тему. Если мы говорим про среднестатистические клиники, которых много в Москве и других городах России, конечно же, навязчивый маркетинг наносит неимоверный вред мнению и репутации врача. Объясню: к нам периодически приходят пациенты с четко сформулированным запросом: например, «хочу BBL», кто-то приносит фотографию селебрити или отзыв подруг и говорит, что хочет сделать так же.
И на удивление, даже сейчас далеко не все пациенты понимают, что процедура ему может не только не подойти, не принести эффекта, но и навредить. Я настаиваю, что выбор аппарата и протокола терапии лежит только на враче. И мы нередко сталкивались с ситуациями, когда наш врач отказывает пациенту в проведении какой-то процедуры, которая ему не подходит, но он упорно хочет ее сделать, и пациент уходит от нас к более сговорчивому специалисту. И в результате мы получаем в лучшем случае отсутствие должно результата, а в худшем — осложнения.
Противостоять мощному маркетинговому натиску крупных производителей препаратов и аппаратов очень сложно. Мы же понимаем, что сегодня пациент идет к нам на распиаренный бренд. Поэтому сейчас я обращаюсь к потребителям: ищите не чудо-процедуру, а своего специалиста, которому вы будете полностью доверять, который просто и понятно вам объяснит, что прежде всего нужно заниматься подготовкой тканей, регенераторным потенциалом, качеством кожи, а не заполнением морщин филлерами. В случае если не прибегать к процедурам на уплотнение и лифтинг кожи, филлер может мигрировать в тканях, есть риски возникновения отечности, рыхлости кожи, изменения овала лица. В итоге человек будет выглядеть значительно старше своего возраста.
Получается, с одной стороны, мы имеем экономические интересы компаний-производителей, которые заинтересованы в продвижении своих услуг, а другой — авторитетное мнение врача о целесообразности проведения той или иной процедуры. Насколько сильно это противостояние? Почему оно возникает и в чем его опасность?
Агрессивный маркетинг, который на сегодняшний день имеется в индустрии косметологии, полезен самим производителям и клиникам. А страдает, конечно же, врач, который не может противостоять этой системе. Он вынужден следовать определенным протоколам, которые создаются специально для подогревания экономических интересов. А клиники, которые сотрудничают с компаниями-производителями, естественно, заинтересованы в том, чтобы быстро и эффективно отбить стоимость приобретенного аппарата. Поэтому со своей стороны они еще больше начинают влиять на мнение врача, который работает в штате. Противостояние системе сильно только в том случае, когда и доктор, и клиника ставят во главу угла заботу о пациенте. Но если врач такое же экономически заинтересованное лицо, никакого противостояния не возникнет. Таких «специалистов», к сожалению, на рынке хватает, и их работу мы можем видеть. На мой взгляд, большая сложность заключается в том, что врачей, которые могут создавать правильные с медицинской точки зрения протоколы и говорить о том, как надо делать, а как не надо, опираясь на показания, не так много.
Попадают ли клиники в зависимость от потребительского спроса на отдельные виды услуг? Приходится ли вводить в прейскурант разрекламированные процедуры, чтобы удовлетворить пожелания пациента?
Безусловно, клиники оказываются под влиянием спроса потребителей, в частности на те услуги, которые активно рекламируют блогеры. Это вынуждает владельцев бизнеса покупать новые аппараты, вводить в прайс пользующиеся спросом процедуры и методики. Можно, конечно, пойти по другому пути — начать вкладываться в специалиста, но тут есть риск потерять дважды, если владеющий всеми методиками врач вдруг уйдет. Поэтому клинике проще инвестировать в аппарат, а потом наладить механизм возвращения затраченных средств путем назначения тех или иных протоколов, которые прописывает сам производитель.
Представляется ли возможным избежать столкновения интересов клиник и компаний-производителей? Каким образом?
Столкновения интересов можно избежать, если вы хотите решать проблемы своих пациентов. Если же такую цель клиника перед собой не ставит, тогда ответ очевиден: никакого столкновения не произойдет по причине его отсутствия. У руля руководства клиникой не всегда стоят люди с медицинским образованием. И если мы говорим про заинтересованность назначать пациентам только те процедуры, которые будут для них эффективны, то здесь компетентным и решающим будет мнение врача.
Что сейчас происходит на рынке индустрии красоты? Все ли препараты, расходные материалы для аппаратов есть у дистрибьюторов? В целом с какими проблемами на данный момент сталкиваются врачи-косметологи?
Как в прошлом, так и в этом году ситуация с препаратами напоминала американские горки. Некоторые расходники сейчас проходят дополнительную сертификацию, поэтому мы ожидаем возобновления поставок, некоторые производители перестали сотрудничать с Россией. Самые большие сложности возникали с наличием препаратов у дистрибьюторов. Достаточно массивные сбои с поставками заставляли нас очень оперативно действовать, чтобы клиника работала без перебоев, а пациенты были обеспечены нужными препаратами. Мы старались сделать так, чтобы наши пациенты не испытывали абсолютно никакой потребности ни в чем. Финансово, конечно, это мощно ударяло по всей структуре. Потому что, повторюсь, необходимо было срочно принимать решения, производить расчет расхода материалов на длительный период, делать достаточно большие закупки для обеспечения бесперебойной работы клиники.
Ходят слухи, что эта ситуация спровоцировала активность серого рынка препаратов. Так ли это на самом деле?
С начала года серый рынок просто взорвал индустрию красоты. По той причине, что сейчас достаточно крупные дистрибьюторы, которые раньше не занимались подобными вещами, начали предлагать специалистам (особенно тем, кто работает на себя или в салонах красоты без медицинской лицензии) препараты, ввозимые в нашу страну параллельным импортом. При этом, конечно же, упаковка и сами препараты отличались от оригинала. Специалисты, работающие с небольшими партиями, закупая эти препараты, не могли достоверно владеть информацией. В силу того что я врач с обширной практикой, для меня этот факт стал очевиден достаточно быстро. Пациенты, которые приходили ко мне из других клиник, говорили, что препараты, которые я им рекомендую, на них не работают. Я просила принести мне наклейки от упаковки, которые им выдавались на руки, либо согласие, которое они подписывали. И тут-то все и вскрывалось. Препараты, которые им вводились, были серыми, не сертифицированными на территории РФ. На вопросы пациентов, как такое произошло, врачи аргументированно отвечали, что приобретали их у тех дистрибьюторов, с которыми работали раньше. Видимо, дистрибьютор сознательно вводил их в заблуждение, продавая такой препарат.
Как врачу-косметологу избежать подобных ситуаций с покупкой серой продукции?
Очень просто. Нужно отказаться от сотрудничества с теми поставщиками, которые готовы предоставить специалисту весь перечень необходимых ему препаратов в одном месте, по одному счету и со скидкой от объема закупки. Потому что у таких поставщиков возникает возможность обеспечить специалиста несертифицированным товаром. Если врач хочет работать с качественными и безопасными препаратами, тогда закупать их нужно только у официального дистрибьютора. Конечно, цена закупки в этом случае будет выше.
Что тогда делать пациенту?
В первую очередь не ходить к специалисту, который принимает на дому, в арендованном кабинете, в салоне красоты без медицинской лицензии. Во-вторых, уточнять у специалиста, имеется ли регистрационное удостоверение на вводимый препарат. Многие препараты сейчас имеют маркировку, QR-код, специальные знаки подлинности. Есть компании, которые уже ввели чат-боты, и специалист при пациенте может сфотографировать QR-код, а программа покажет, был ли использован этот препарат, его статус, срок годности и тому подобное.
С учетом влияния экономических интересов рынка на потребителя как должна строиться работа врача-косметолога с пациентом? Нужно ли шире информировать клиентов об альтернативных методиках/аппаратах?
Даже в условиях достаточно жесткого бюджета работа врача-косметолога должна строиться на потребностях пациента. Врач должен объяснить, какие процедуры действительно сейчас необходимы, с какими можно повременить, на какие заменить, рассказать о безопасности тех или иных методов, об их эффективности, частоте, составить примерный план лечения. В случае сокращения бюджета этот план надо постараться адаптировать, чтобы пациент все равно мог получить хороший терапевтический эффект.
Что будет в тренде в ближайшем будущем, какие процедуры, методики, подходы?
Если пациент хочет иметь красивую кожу без заметных возрастных изменений, то это в первую очередь работа с тем, что мы называем «качество кожи». Это длительный процесс, рассчитанный на перспективу. Он предполагает определенную последовательность процедур, их кратность, набор аппаратных и инъекционных методик, которые подбираются врачом строго индивидуально. Я считаю, что инъекции филлеров и аппаратные процедуры в скором времени будут проводиться исключительно в клиниках, которые умеют на них работать, потому что сейчас за счет большого спроса на косметологию в нашем сегменте много непрофессионалов. Их работа приводит к негативным последствиям. Также сейчас мы наблюдаем различные примеры того, как пластическая операция может повлечь за собой достаточно серьезные проблемы. И в силу этих обстоятельств, конечно же, тенденция и тренд будущего — это естественность. Это поиски стимуляции тканей, максимально неинвазивных методик, минимально инвазивных операционных вмешательств, которые будут давать красивый эффект, но что именно делал пациент, об этом все смогут только догадываться.
Во что посоветуете вложиться? На какие процедуры не стоит жалеть денег?
С 2015 года я говорю о том, что биоревитализация, мезотерапия, стимуляция коллагеногенеза — это самые важные и нужные процедуры для поддержания качества кожи и сохранения молодости. Есть очень много разных препаратов, которые можно чередовать с коллагеностимуляторами, полинуклеотидами. Инвестировать нужно в качество кожи. Под этим я подразумеваю абсолютно все, что требуется конкретно вам.