Найти в Дзене
История живописи

Польско-немецкий художник и его живописные кони и волки

"Преследуемые волками", А. Веруш-Ковальский. Частное собрание.
"Преследуемые волками", А. Веруш-Ковальский. Частное собрание.
"Одинокий волк", А. Веруш-Ковальский. Частное собрание.
"Одинокий волк", А. Веруш-Ковальский. Частное собрание.

А рожден он вообще был на территории Российской империи, в небольшом городке Сувалки, где и прошло его детство. Такой вот интернационализм, хотя в те времена это было вполне в порядке вещей, достаточно вспомнить Юлия Клевера, который возвращался на первую родину (Россию) со второй родины (Германии) с началом Первой мировой войны.

Сегодня я буду больше вам показывать, нежели рассказывать, мне кажется это тот случай, когда картины художника намного более интересны нежели факты его биографии, которых в общем не так-то много. Альфред Веруш-Ковальский родился в 1849 году в городке на самом севере Царства Польского. Впоследствии его семья переехала в Калиш, где он получил свое первое образование в местной гимназии.

"Реквизиция", А. Веруш-Ковальский, 1875. Частное собрание.
"Реквизиция", А. Веруш-Ковальский, 1875. Частное собрание.
"Во время охоты", А. Веруш-Ковальский, ок. 1880. Частное собрание.
"Во время охоты", А. Веруш-Ковальский, ок. 1880. Частное собрание.
"Катание на санях", А. Веруш-Ковальский, 1883. Частное собрание.
"Катание на санях", А. Веруш-Ковальский, 1883. Частное собрание.

В возрасте 19-ти лет Веруш-Ковальский поступает в Варшавскую академию изящных искусств, где он будет обучаться под руководством профессора петербургской Академии художеств Войцеха Герсона. Уже на следующий год он уезжает в Германию для продолжения обучения в Дрезденской академии художеств, а затем снова перемещается, теперь уже в Прагу.

Заканчивать же свое затянувшееся во времени и пространстве обучение Веруш-Ковальский будет в Мюнхенской академии изобразительных искусств и произойдет это в 1876 году. В итоге он поселится именно в Мюнхене, и там к нему придет признание и популярность. Помог ему в этом его земляк, другой польский художник Юзеф Брандт (кстати говоря, вдохновивший Г. Сенкевича на создание некоторых его литературных произведений).

"Ночная езда", А. Веруш-Ковальский, 1892. Частное собрание.
"Ночная езда", А. Веруш-Ковальский, 1892. Частное собрание.
"Поездка на закате", А. Веруш-Ковальский. Частное собрание.
"Поездка на закате", А. Веруш-Ковальский. Частное собрание.
"Уланы на отдыхе у хижины", А. Веруш-Ковальский. Частное собрание.
"Уланы на отдыхе у хижины", А. Веруш-Ковальский. Частное собрание.

Любопытно, что в западных источниках напишут о том, что в Мюнхене образовался некий круг польских художников "после бегства из своей родной страны от российского господства в XX веке". Я, пожалуй, воздержусь от комментариев подобных опусов, а постараюсь беспристрастно продолжить свой небольшой рассказ. Вскоре Веруш-Ковальский становится одним из самых главных представителей польских художников в немецком городе, ставшим для героя сегодняшней статьи родным. Поэтому неудивительно, что в 1890 году его назначат почетным профессором Мюнхенской академии изобразительных искусств, в которой он когда-то обучался.

Интересно то, что Веруш-Ковальский создал свою живописную мастерскую, подобную той, о которой я вам рассказывал в статье о Юлие Клевере. То есть он нанимал молодых художников, которые выполняли большую часть работы по созданию живописных произведений, а сам Веруш-Ковальский только наносил последние штрихи и подпись. Конечно, это связано было прежде всего с популярностью его картин на определенные сюжеты: нападения волков на экипажи, санные и охотничьи поездки и т.п.

"Волки догоняют", А. Веруш-Ковальский, 1898. Музей искусств Каунти, Лос-Анджелес.
"Волки догоняют", А. Веруш-Ковальский, 1898. Музей искусств Каунти, Лос-Анджелес.
"Нападение волчьей стаи", А. Веруш-Ковальский. Частное собрание.
"Нападение волчьей стаи", А. Веруш-Ковальский. Частное собрание.
"Одинокий волк", А. Веруш-Ковальский. Частное собрание. Вариаций подобных полотен у художника великое множество.
"Одинокий волк", А. Веруш-Ковальский. Частное собрание. Вариаций подобных полотен у художника великое множество.

Вообще, на мой взгляд в изображении коней художник достиг высочайшего мастерства, поэтому неудивительно, что именно картины с участием этих важных (особенно в то время) спутников человека, пользовались наибольшей популярностью. Судите сами по представленным работам, я постарался отобрать для статьи лучшие, по моему мнению. А ваше мнение о художнике и его мастерстве в изображении лошадей высказывайтесь в комментариях - мне будет интересно прочитать.

"Катание на санях", А. Веруш-Ковальский, 1903. Частное собрание.
"Катание на санях", А. Веруш-Ковальский, 1903. Частное собрание.
"Поездка в конной повозке", А. Веруш-Ковальский, 1909. Частное собрание.
"Поездка в конной повозке", А. Веруш-Ковальский, 1909. Частное собрание.
"Запряженные лошадьми сани на закате", А. Веруш-Ковальский. Частное собрание.
"Запряженные лошадьми сани на закате", А. Веруш-Ковальский. Частное собрание.

Пора уже подходить к концу повествования. Веруш-Ковальский был признан еще при жизни, кроме живописной мастерской, где создание картин было поставлено на поток, об этом говорят и другие факты: так, в 1896 году он получил золотую медаль на Международной художественной выставке в Берлине, а гравюра его картины "Одинокий волк" была одной из самых тиражируемых гравюр в начале XX века.

В ставшем ему родным Мюнхене художник умрет и будет похоронен в 1915 году. После себя он оставит великое множество художественных произведений, из которых можно сделать вывод, что он прежде всего был замечательным анималистом. По крайней мере, такое мнение сложилось у меня при просмотре его живописных работ.

"Веселое катание", А. Веруш-Ковальский. Частное собрание.
"Веселое катание", А. Веруш-Ковальский. Частное собрание.
"Приятная встреча", А. Веруш-Ковальский. Музей герцога А. Ульриха, Брауншвейг.
"Приятная встреча", А. Веруш-Ковальский. Музей герцога А. Ульриха, Брауншвейг.
"Счастливое возвращение", А. Веруш-Ковальский. Частное собрание.
"Счастливое возвращение", А. Веруш-Ковальский. Частное собрание.

Спасибо за прочтение, ставьте лайки, подписывайтесь (ТГ-канал), комментируйте и до новых встреч на канале "История живописи".