Найти тему

Все об авиации: Фронтовые и многоцелевые истребители. Часть II.

Картинка из свободных источников. Истребитель F-104G
Картинка из свободных источников. Истребитель F-104G

США

Американский самолет F-104 Starfighter фирмы Lockheed, впервые полетевший в 1954 году, наиболее полно воплотил концепцию истребителя второго поколения. Эта не слишком удачная машина была быстро снята с вооружения в США, однако широко экспортировалась, строилась по лицензии в Германии, Италии и Канаде. В начале 1980-х годов итальянская компания Aeritalia модернизировала состоящие на вооружении F-104S в вариант F-104S ASA (размах — 6,68 м; длина — 16,69 м; площадь крыла — 18,22 м2; вес: пустого —6760 кг, максимальный взлетный — 14 060 кг; двигатель — ТРДФ J79-GE-19 (8119 кгс на форсаже); максимальная скорость — 2337 км / ч (на высоте 11 000 м); практический потолок — 17 700 м; радиус действия — 1250 км; вооружение — 20-мм пушка М61А1 (795 патронов), до 3400 кг боевой нагрузки на 9 пилонах). Самолет получил РЛС R21G / M1 Setter и возможность применять ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности Aspid IA и AIM-7 Sparrow. Кроме того, на самолет была вновь установлена 20-мм пушка М61А1 Vulcan. Номенклатура вооружения включает также ракеты с ТГС AIM-9 Sidewinder, НАР, управляемые бомбы, бомбовые кассеты, мины, баки с напалмом.

F-4D Phantom II фирмы McDonnell Douglas — многоцелевой истребитель, созданный на базе более ранних модификаций этой знаменитой машины.

Картинка из свободных источников.
Картинка из свободных источников.

Первый полет опытного образца состоялся в декабре 1965 года. Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме с низкорасположенным трапециевидным крылом. Механизация крыла включает двухсекционные отклоняемые носки, двухсекционные интерцепторы и закрылки с системой сдува пограничного слоя. Силовая установка состоит из двух турбореактивных двигателей J79-GE-17 (по 8120 кгс). Топливная система включает шесть фюзеляжных и два центропланных топливных бака. Самолет оснащен РЛС AN / APQ-109, оптическим прицелом AN / ASG-22, ИНС AN / ASN-63, приемником радиотехнической навигационной системы AN / ARN-92, системой радиотехнической разведки AN / APR-25. Вооружение состоит из четырех управляемых ракет класса «воздух-воздух» AIM-7E и четырех AIM-9C или AIM-9D Sidewinder, ракет класса «воздух-поверхность» AGM-12 Bullpup и AGM-65 Maverick, подвесных контейнеров SUU-16A или SUU-23 с 20-мм авиационной пушкой, корректируемых и свободнопадающих авиационных бомб. Возможна подвеска ядерных бомб B43, B57 или B61.

Вариант F-4E(размах — 11,71 м; длина — 19,2 м; площадь крыла — 49,24 м2; вес: пустого — 13 397 кг, максимальный взлетный — 27 964 кг; максимальная скорость — 2390 км / ч (на высоте 12 190 м); начальная скороподъемность — 15 180 м / мин; практический потолок — 18 975 м; радиус действия без дозаправки — 958 км; вооружение: 20-мм М61А1 (640 снарядов), до 7258 кг боевой нагрузки на 5 пилонах) предназначен для завоевания превосходства в воздухе. Первый полет опытного образца состоялся в июне 1967 года. Всего с 1967 по 1976 год было построено 1387 самолетов. Самолет оснащен двигателями J79-GE-17A, РЛС AN / APQ-120, коллиматорным прицелом AN / APS-26. Часть самолетов оснащалась контейнерами с оптико-электронной системой AN / AVQ-26. В носовой части фюзеляжа под обтекателем РЛС установлена шестиствольная 20-мм авиационная пушка М61А1 с боекомплектом 639 снарядов. Воо­ружение дополнено управляемыми ракетами класса «воздух-воздух» AIM-9E, противорадио- локационными ракетами AGM-45 Shrike.

В 1971 году лицензионное производство самолета под обозначением F-4EJ было нала­жено в Японии. Всего было построено 138 ма­шин. В ходе эксплуатации с 1984 года самоле­ты модернизировались в вариант F-4EJKai с усиленным планером, РЛС AN/APG-66J, ИНС LN-39, системой предупреждения о радиоло­кационном облучении J/APR-4Kai. В состав во­оружения также входят противокорабельные ракеты ASM-1, ракеты класса «воздух-воздух» ААМ-2.

Для ВВС Германии был создан вариант F-4F. Первый полет опытного образца состо­ялся в мае 1973 года. Самолет облегчен на 1,5 т за счет исключения из состава вооружения ра­кет AIM-7, снятия топливоприемника системы дозаправки топливом в воздухе, уменьшения емкости топливных баков. С 1983 года по про­грамме модернизации ICE на самолет уста­навливались РЛС AN/APG-65, цифровая шина данных, модернизированное кабинное обо­рудование, инерциальная навигационная си­стема Н-423, система предупреждения о пуске противником ракет AN/ALR-68 (V) 2. Вооруже­ние дополнено управляемыми ракетами клас­са «воздух-воздух» AIM-120 AMRAAM.

Легкий многоцелевой истребитель F-5A Freedom Fighter фирмы Northrop (раз­мах — 7,7 м; длина — 14,38 м; площадь кры­ла — 15,79 м2; вес: пустого — 3667 кг, макси­мальный взлетный — 9374 кг; максимальная скорость — 1487 км/ч; начальная скороподъ­емность — 8750 м/мин; практический пото­лок — 15 390 м; радиус действия — 314 км (с максимальной нагрузкой); перегоночная дальность — 2594 км; вооружение: 2 20-мм пушки М39 (по 280 снарядов), 1996 кг боевой нагрузки) предназначен для ведения воздуш­ного боя, нанесения ударов по наземным це­лям.

Картинка из свободных источников.
Картинка из свободных источников.

Создан на базе учебно-тренировочного самолета Т-38А Talon. Первый полет опытного образца состоялся в июле 1959 года. Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме с трапециевидным низкорасположен­ным крылом. Механизация крыла включа­ет отклоняемый носок и закрылки. Силовая установка состоит из двух турбореактивных двигателей J85-GE-13 тягой по 1850 кгс. Воору­жение включает две 20-мм авиационные пуш­ки М39А2 с боекомплектом по 280 снарядов. На одном подфюзеляжном, четырех под кры­льевых и двух узлах подвески на законцовках крыла возможно размещение управляемых ракет класса «воздух-воздух» AIM-9 Sidewinder, управляемых ракет класса «воздух-поверхность» AGM-12 Bullpup, неуправляемых авиа­ционных ракет, контейнеров с авиационными пушками и пулеметами, свободнопадающих бомб, подвесных топливных баков. Модифи­кация F-5C оснащена системой дозаправки то­пливом в воздухе, нижняя часть кабины и фю­зеляжные топливные баки прикрыты броней. На F-5N количество узлов подвески сокращено до пяти, в носовой части фюзеляжа вместо пу шек размещена РЛС. Раздвижная носовая стой­ка шасси для сокращения длины разбега может изменять угол наклона самолета с 0 до 3°.

В августе 1972 года совершил первый по­лет F-5E Tiger II с двигателями J85-GE-21 (по 2260 кгс).

Картинка из свободных источников.
Картинка из свободных источников.

Самолет имеет увеличенные длину фюзеляжа и размах крыла, большую емкость топливной системы. Масса боевой нагруз­ки увеличена до 3200 кг. В состав бортового оборудования входят РЛС AN/APQ-159, инерциальная навигационная система LN-33, при­емник радионавигационной системы TACAN, система предупреждения о радиолокаци­онном облучении AN/ALR-46, радиостанция AN/ARC-34.

Самолеты F-5 поставлялись во многие страны мира. Лицензионное производство было налажено в Испании, Канаде, Нидерлан­дах. Всего с учетом лицензионного производ­ства было выпущено около 1800 самолетов.

В1979 году компания Northrop разработала усовершенствованный вариант истребителя F-5E. Первоначальное обозначение F-5G позд­нее было заменено на F-20A Tigershark. Са­молет оснащен ТРДДФ F-404-GE-100 (8164 кгс) и системой пилотажных приборов с элек­тронно-лучевой индикацией. Истребитель оснащен комплексной системой радиоэлек­тронного оборудования, основным элементом которой является импульсно-доплеровская РЛС. Бортовая ЭВМ обеспечивает выбор вида бортового оружия, узлов его подвески и режи­ма работы РЛС, а также выполнение всех рас­четов, связанных с пилотированием самолета и применением оружия.

Истребитель F-15A Eagle создавался для замены самолетов F-4C.

Картинка из свободных источников.
Картинка из свободных источников.

Опытный YF-15A впервые поднялся в воздух в июле 1972 года. Поставки первых серийных F-15A начались в 1974 году. Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высокорасполо­женным трапециевидным крылом и двухки­левым оперением. Силовая установка состо­ит из двух ТРДДФ F100-PW-100 (по 10810 кгс). Самолет оснащен импульсно-доплеровской РЛС AN/APG-63. Вооружение включает 20-мм шестиствольную пушку М61А1 (940 снаря­дов), четыре управляемые ракеты класса «воздух-воздух» AIM-9L (AIM-9M) Sidewinder, четыре управляемые ракеты класса «воз дух-воздух» AIM-7F (AIM-7M) Sparrow. Двух­местный учебно-боевой самолет получил наи­менование F-15B.

В 1979 году началось серийное произ­водство усовершенствованных истребителей F-15C (размах — 13,05 м; длина — 19,43 м; площадь крыла — 56,48 м2; вес: пустого — 12973 кг, максимальный взлетный — 30 844 кг; максимальная скорость — 2655 км/ч; прак­тический потолок — 18290 м; перегоночная дальность без дозаправки — 5745 км; воору­жение — 20-мм пушка, до 10705 кг боевой на­грузки) и двухместных учебно-боевых самоле­тов F-15D, имеющих усиленную конструкцию планера, увеличенную емкость топливных баков, узлы крепления для конформных под­весных баков. Самолеты оснащены двигателя­ми F100-PW-220 (по 10650 кгс), многорежим­ной цифровой импульсно-доплеровской РЛС AN/APG-70, инерциальной навигационной системой AN/ASN-109, радионавигационной системой AN/ARN-118TACAN, часть самолетов F-15C оснащены терминалами системы рас­пределения тактической информации JTIDS. В состав вооружения дополнительно вклю­чены до восьми ракет класса «воздух-воздух» AIM-120 AMRAAM.

Истребитель F-16A Fighting Falcon (раз­мах — Юм; длина — 15,03 м; площадь кры­ла — 27,87 м2; вес: пустого — 8273 кг, макси­мальный взлетный — 19187 кг; максимальная скорость — более 2124 км/ч; практический потолок — более 15240 м; радиус дейст­вия — более 925 км; перегоночная дальность (с ПТБ) — 3886 км; вооружение: 20-мм пушка М61А1 (500 снарядов), до 9276 кг боевой на­грузки на 9 точках подвески) создавался как сравнительно простой и дешевый самолет, дополняющий более сложный и дорогой F- 15.

Картинка из свободных источников.
Картинка из свободных источников.

Первый полет опытного самолета YF-16A состоялся в феврале 1974 года. Первый серийный самолет поднялся в воздух в августе 1978 года. F-16 выполнен по интегральной схеме с плавным сопряжением крыла и фюзеляжа, подфюзеляжным нерегулируемым воздухозаборником. Хвостовое оперение однокилевое с обшивкой из углепластика. Консоли управляемого стабилизатора взаимозаменяемы. По обе стороны хвостовой части фюзеляжа расположены два воздушных тормоза. Силовая установка состоит из одного ТРДДФ F100-PW-100 (10 580 кгс) или F100-PW-220 (10 780 кгc). Самолет оснащен импульсно-доплеровской РЛС AN / APG-66, аналоговой электродистанционной системой управления. Вооружение включает встроенную шестиствольную 20-мм пушку M61A1 с боекомплектом 500 снарядов, до 6 УР класса «воздух-воздух» AIM-9L Sidewinder. Двухместный учебно-боевой самолет получил обозначение F-16B. Второй член экипажа размещен за счет уменьшения емкости фюзеляжного топливного бака. На вооружении Национальной гвардии состоит истребитель ПВО F-16ADF с доработанной РЛС, обеспечивающей применение УР AIM-7M Sparrow. Самолет F-16A прошел несколько этапов модернизации — Block 10 оснащен двигателем P&W F100-PW-200 и подвесным контейнером GPU-5 / A. Используется радиолокационная система Westinghouse AN / APG-65. Block 15 оборудован РЛС AN / APG-66. На F-16A Block 15 15OCU (или Block20) установлен ТРДДФ F100-PW-220, возможна подвеска ПКР Penguin Mk.3, AGM-65 и AIM-120 AMRAAM. Первый F-16A Block 15 15OCU был поставлен в январе 1988 года. Усовершенствованный F-16C совершил первый полет в июле 1984 года. Самолет имеет увеличенные боевые возможности при действиях по наземным целям, а также ночью и в сложных метеоусловиях. Беспереплетный фонарь кабины обеспечивает лучший обзор. Самолет оснащен РЛС AN / APG-68, способной сопровождать на проходе до 10 целей, двигателем F110-GE-100 (12 500 кгс), цифровой ЭДСУ, ИНС LN-39 (на самолетах последних серий LN-93 или H-523), подвесными контейнерами навигационно-прицельной системы LANTIRN, контейнером с системой РЭБ AN / ALQ-119 или AN / ALQ-131. С 1991 года на самолет устанавливаются ТРДДФ F110-GE-129 (13 390 кгс) или F100-PW-229. Вооружение дополнено УР класса «воздух-воздух» AIM-120 AMRAAM (до 6 штук), двумя УР класса «воздух-земля» AGM-65 Maverick или «воздух-РЛС» AGM-45 Shrike (AGM-88 HARM), двумя корректируемыми авиационными бомбами GBU-10 или до шести GBU-12, размещаемых на девяти узлах внешней подвески. Двухместный УБС получил наименование F-16D. На вооружении ВМС США стоят 24 самолета F-16N, используемые для имитации российских истребителей. Последней модификацией самолета, ориентированной преимущественно на экспорт, является многофункциональный истребитель F-16E / F Block 60 (ранее носивший название Viper 2100). Он предназначен, в первую очередь, для нанесения ударов высокоточным оружием по наземным целям вне зависимостиот времени суток и погоды, в условиях жесткого противодействия со стороны ПВО противника. F-16E / F Block 60 — дальнейшее развитие «ночного» многоцелевого истребителя F-16C Block 40, созданного в 1988 году и оснащенного навигационно-прицельной контейнерной системой LANTIRN, а также широкоугольным индикатором на лобовом стекле (ИЛС) с голографической оптикой. Многоцелевой истребитель F-22A Raptor фирмы Lockheed Martin (размах крыла — 13,56 м; длина — 18,92 м; площадь крыла — 78 м2; масса: пустого — 15 000 кг; максимальная взлетная — 27 200 кг; скорость: максимальная — М=1,8, крейсерская — М=1,5; практическая дальность — 3000 км; боевой радиус — 1100 км; практический потолок — 18 000 м) предназначен для завоевания превосходства в воздухе. Создан в рамках программы ATF (Advanced Tactical Fighter). Опытный F-22A впервые поднялся в воздух в сентябре 1997 года. Самолет выполнен с применением элементов технологии «стелс» по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным трапециевидным в плане крылом, двухкилевым вертикальным оперением и цельноповоротными стабилизаторами. В нижней части фюзеляжа расположен основной внутренний отсек вооружения и два отсека для ракет класса «воздух-воздух». В конструкции широко применены композиционные материалы и титановые сплавы. Силовая установка включает два ТРД-ДФ F119-PW-100 тягой по 15 900 кгс с плоскими соплами, обеспечивающими управление вектором тяги по тангажу. Воздухозаборники нерегулируемые, с S-образными каналами для экранирования компрессоров двигателя. Си­стема управления цифровая, электродистанционная, с трехкратным резервированием. Самолет оснащен РЛС AN/APG-77, терминалом автоматизированной системы распределения тактической информации JTIDS, комплексом РЭБ AN/ALR-94, инерциальной навигационной системой LN-100F, приемником спутниковой навигационной системы. Вооружение включа­ет встроенную шестиствольную 20-мм пушку М61А2 с боекомплектом 480 снарядов, две УР класса «воздух-воздух» AIM-9M Sidewinder в бо­ковых отсеках и шесть УР AIM-120C AMRAAM в основном отсеке при выполнении задач по завоеванию превосходства в воздухе или две корректируемые авиационные бомбы GBU-32 JDAM вместо 4 ракет AIM-120C при выполнении задач по поражению наземных целей. Под кры­лом возможна подвеска четырех топливных ба­ков. Первоначально планировалось закупить 339 самолетов, однако позднее эта цифра была уменьшена. Предполагается, что F-22 будут ис­пользоваться вместе с модернизированными F-15 в качестве самолетов-лидеров.

F-35 JSF (Joint Strike Fighter) — перспек­тивный малозаметный ударный истреби­тель, разработанный американской фирмой Lockheed Martin. В консорциум разработчиков входят также Northrop Grumman, Pratt-Whitney, Rolls-Royce, Alisson и British Airspace. F-35 будет оснащен двигателем JSF119-611 (15900 кгс), который является развитием двигателя, уста­новленного на F-22.

Картинка из свободных источников.
Картинка из свободных источников.

Авионика JSF позволяет получать данные как от сенсоров самолета, так и от других источников на поле боя (дру­гие самолеты, спутники, наземные источники). В состав бортовой системы сенсоров входят: многофункциональная интегрированная си­стема радиодиапазона (MIRES), основывающа­яся на APG-77 AESA и ИК-система (IRST) для по­иска, идентификации, защиты, сопровождения воздушных целей, а также наведения высоко­точного оружия по наземным целям.

Основу вооружения самолета должны со­ставить системы высокоточного оружия JDAM и LOCAAS. Система JDAM превращает уже су­ществующие бомбы Mk-83-ЮОО, Мк-84-2000, BLU-109-2000, BLU-110-1000 в применимое при любых погодных условиях высокоточное ору­жие, в котором используются инерциальная и GPS системы наведения.

Самолет разрабатывается в трех вариан­тах. Предназначенный для ВВС США: ударный истребитель F-35A (размах крыла — 10 м; дли на — 15,5 м; площадь крыла — 50,2 м2; масса: пустого — 10 886 кг; максимальная взлетная —22 680 кг; максимальная скорость — M=1,6–1,7; боевой радиус — 1100 км; практический потолок — 19 200 м; вооружение: 20-мм пушка, 5000 кг боевой нагрузки) — самая легкая и простая версия самолета — будет оснащаться встроенной пушкой, инфракрасными датчиками и лазерными целеуказателями. Палубный F-35C для ВМС США имеет увеличенное крыло и хвостовое оперение, усиленные шасси и конструкцию планера и оснащается посадочным крюком. Вариант F-35B предназначен для Корпуса морской пехоты США и Королевского флота Великобритании. Его главная отличительная черта — возможность укороченного взлета и вертикальной посадки. Встроенная пушка отсутствует. Все варианты унифицированы на 70–90 %. Кроме того, на F-35 использованы многие технологические решения, отработанные на F-22.

Продолжение следует….

Понравилась статья – поставьте лайк

Легкий танк TNH P-S
Оружие, военная техника18 декабря 2023
Эротика
-8