Найти тему

Японские боги земли

Оглавление

Земледелие – это одна из важнейших частей истории человечества. Именно оно заставило наших предков перейти от кочевого образа жизни к оседлому. Подарило людям кучу новых богов, разнообразную магию, а самое главное источник еды. Конечно, боги у такого события были особыми, покровителями земель, людей, еды и первых ростков. Существовали такие божества у всех народов, но сегодня я расскажу вам именно о японских богах земли. О том, почему боги иногда хуже демонов, о спутниках богини – лисах, и об огромных размерах этих самых богов.

Японские боги в целом особые существа. Во-первых, потому что они едва ли являются богом конкретной стихии. Это скорее уже современное деление на стихийных богов, хотя и оно достаточно старое. В старину такое вряд ли было возможным и вот почему. Для того чтобы вырастить рис, необходима земля, вода (дождь), солнце, ветер и человеческие руки. То есть слишком многим богам пришлось бы собраться, чтобы вылупить на одном только поле рисовое зернышко. Поэтому боги имели скорее ряд сил, которые помогают в конкретной деятельности. Во-вторых, особые существа они потому, что все являлись предками людей. Даже самые первые боги, появившиеся из пустоты, тоже предки японцев. С одной стороны, это просто милая сказка, а с другой стороны, потомкам богов куда больше путей открыто в шаманизм и магию. Но, чтобы не тянуть кота за хвост, давайте уже приступим.

Хижина-гора

Аджисукитакахиконе – бог земледелия и грома. По легендам, когда он родился, то так громко плакал, что все в округе его слышали, и чтобы хоть как-то спокойно жить, плачущего мальчика вывозили на лодке в море, и катали, пока он не успокоится.

Однако, с Аджисукитакахиконе связана еще одна история. Когда-то давно, когда богиня-солнце Аматэрасу (главная богиня синтоистского пантеона) решила усадить на земной трон своего внука, то отправила в процветающую страну Идзумо посланника. Посланник пропал и целых три года не было о нем вестей. Тогда небесные боги во главе с Аматэрасу, решили выбрать нового посланника, им оказался прекрасный юноша Амэ-но Вакахико. По интересному стечению обстоятельств, этот прекрасный юноша был близким другом бога земледелия и грома Аджисукитакахиконе.

Спустился юноша на землю в страну Идзумо и встретил там прекрасную девушку. Совершенно забыл он о своей миссии и пустился в обустройство своей личной жизни. Вскоре они с этой девушкой поженились и жили душа в душу. Все это время небесные боги ждали хоть каких-то вестей, но снова ничего не получали. Семь (или восемь) лет ждали боги Амэ-но Вакахико и не дождавшись, решили, что что-то в этой стране Идзумо не так. Надо срочно посылать еще одного, но что, если и он пропадет? Решили вместо бога, послать на землю фазана.

Птица спустилась с небес и почти сразу нашла Амэ-но Вакахико, который в это время жил с молодой женой в своем домике, как приличный человек. Увидев божественную птицу и поняв, что это за ним послали боги, прекрасный юноша задумался. Он совсем не хотел покидать свою жену, новую жизнь и возвращаться на небо, поэтому схватил лук и выстрелил в фазана. Пущенная им стрела с такой силой взлетела в воздух, что улетела прямо на небо, упав к ногам небесных богов.

Увидели боги кровь на стреле, поняли, что убили их птицу-посланника. В гневе один из богов схватил стрелу и пустил ее обратно в убийцу. Стрела достигла цели и убила Амэ-но Вакахико. Все это видела его супруга и очень горько заплакала, так что и на небе было слышно. Тогда боги подняли причину слез бедной женщины на небо и ужаснулись тому, что увидели. Никто из них не знал, что стрела угодит в прекрасного юношу Амэ-но Вакахико.

Построили для прекрасного юноши отдельную хижину, куда и положили его тело. И все приходили с ним проститься. Естественно, что его друг Аджисукитакахиконе тоже спустился проститься с ним. Но так случилось, что очень уж бог земледелия и грома, был похож на покойного юношу. Убитая горем семья юноши приняли Аджисукитакахиконе за покойного и это настолько разозлило бога, что он пришел в ярость.

На самом деле это не такая уж и далекая от жизни история, потому что сравнивать кого-то с кем-то всегда оскорбительно, и чем больше у человека, в данном случае бога, собственного «Я», тем сильнее будет оскорбление.

Аджисукитакахиконе выхватил свой меч и расколол пополам хижину, в которой лежал его друг. Со злости пинал он ногами ни в чем не повинную постройку, а после улетел так и не успокоившись. Обломки хижины, которые он с силой пинал, упали на землю и стали горой Мояма – горой плача.

Богиня еды

-2

Боги и богини, вторые преимущественно, еды достаточно распространенное явление в синтоизме. Это странные с нашей точки зрения существа, которые не столько отвечают за еду, сколько ее делают. Например, Тоёуке-химэ, богиня сельского хозяйства и еды. Она в прямом смысле богиня еды, ибо была той, кто готовил для небесных богов пищу. Второстепенная богиня, которая ничем особенным не отличалась, до тех самых пор, пока земные проблемы не прекратили финансирование ее сторонников.

Дело в том, что храм Исэ, в котором и поклонялись Тоёуке-химэ, во времена междоусобиц утратил финансирование. Это естественно, потому что когда денег мало, их в основном отправляют на почитание основных богов, а второстепенные на то и второстепенные, что могут и обождать. Но храм Исэ ждать не хотел, потому Тоёуке-химэ из простой поварихи на небесах, стала чуть ли не главным божеством синтоизма.

Священники очень красиво подтянули уши к носу, и «вспомнили», что вообще-то у Аматэрасу была сестра. Потом подумали и решили, что слишком мелко как-то, поэтому Тоёуке-химэ стала ассоциироваться с первым богом, который появился из пустоты – Аменоминакануси. По легенде это самое первое божество, сотворенное вселенной, одиночный бог, который после своего появления растворился между небом и землей, никому не показывая своей сущности. И именно с ним и стали, на почти сто лет, ассоциировать небесную кухарку. Таким образом, Тоёуке-химе стала стоять в иерархии выше главной богини Аматэрасу, потому что Аматэрасу была далеко не первой богиней, рожденной от пары богов Идзанами и Идзанаги, которые тоже были не первыми.

Но хватило этой богадельни не более чем на столетье, потом ситуация в стране выровнялась более-менее, финансирование как-то восстановили, а те, кто верил в такую лютую божественность Тоёуке-химе сами собой рассосались. Потому и остается она богиней еды, которую все еще почитают, но далеко не главной богиней.

Главнее главного

-3

Самым популярным богом земледелия является Инари. Инари к тому же не второстепенное, а одно из главных божеств синтоизма. Вот только божество это особенное.

Культ богини Инари довольно древний, ей точно поклонялись уже в 700 годах, но вполне возможно, что и раньше в районе 400 годов. И уже с этого момента никакой точности дальше не будет. Инари потому и особое божество, потому что для каждого человека это уникальный персонаж, который может принимать совершенно разнообразный облик, обладать совершенно разными силами и магией, и ничего общего у всего этого может даже не быть.

Например, традиционно считается, что Инари богиня-лисица. Ведь именно в храмах Инари можно встретить статуи кицунэ (лис оборотней), потому и божество это ассоциируют с ними. Вот только лисы, это помощники божества, а не само божество. К тому же половая принадлежность Инари тоже далека от определенности. Два традиционных облика это молодая девушка и старик. Ну, тоже без точности, а все потому, что в разных регионах по-разному это божество представляли.

Получается, что для каждого человека Инари свой индивидуальный персонаж, который может выступать в роли мужчины или женщины, иметь лисьи уши или хвост змеи, а может быть и вовсе чем-то неопределенным. Никакой ошибки во всех вариантах не будет.

Одно ясно наверняка, это божество покровительствует земледелию с древних времен. Именно Инари просили о богатом урожае, гадали на него прося у божества ответы и все в этом духе. Впоследствии так же стали почитать Инари как божество промышленности и успеха. Поэтому если в вашей вере в Инари затесалась ее способность приносить вам удачу, это тоже не будет ошибкой. Божество настолько личное, что даже силы помимо земледелия вы можете определить сами.

Но не только у Инари посланниками были лисы. Лисы в целом были очень тесно связаны с земледелием. Так они были прислужниками божества земледелия Та-но ками. Считается, что именно Та-но ками следит за урожаем и за тем как его собирают и садят. Весь процесс начиная с посадки и заканчивая сбором проходит под наблюдением этого бога.

В прошлом с Та-но ками было связанно много традиций, например, праздники в честь сбора урожая, или во время посадки, когда танцевали и приманивали божество наблюдать за их полями, выставляли пугала на полях, чтобы весь следующий год урожай не страдал от животных. Но до главного бога Та-но ками конечно не дотягивает, уступая Инари в этом вопросе.

Змеи плохие или хорошие?

-4

Еще одним богом земледелия является Угаджин. Тут тоже проблемы с половой принадлежностью, потому что изображаться он может как мужчина, так и женщина. В отличие от всех вышеописанных богов, Угаджин имеет очень тесную связь с буддизмом. В азиатском буддизме есть богиня Бензайтен, вот она и Угаджин для японского буддизма это считай, что одно целое. Но при чем тут змеи?

Все дело в том, что в Японии почитали не только самих богов, но и животных с ними связанных. Так лис считали помощниками богини Инари, почитали их, но боялись. Похожая история и с другими животными, в том числе, со змеями. Почитать змею, как символ земледелия, это, пожалуйста, но опасаться змею, как символ чего-то плохого тоже заверните.

Угаджин выглядит как змея с головой человека, мужчины или женщины. Но сама змея, внушала жителям Японии ужас, частенько служа атрибутом чего-то плохого. Обычно мифы проливают куда больше ясности в этот вопрос, где те или иные создания выступают или плохими персонажами, или хорошими. Но змея довольно редко предстает в мифах плохой. Боги-змеи существа добрые или нейтральные, сами змеи посланники богов наравне с лисами, но несмотря на все это, их все равно опасались и могли прировнять к несущим зло.

Богиня растительности

-5

Каянохимэ богиня растительности. Особенность в том, что растения которые находятся под покровительством богини – это растения, что служат сырьем для строительства. Всякие деревья, подходящие больше для изготовления избы или стола какого-нибудь.

По легенде эта женщина является предком императорского рода, потому что именно ее дочь, богиня-цветов стала женой внука Аматэрасу, который спустился править на землю. Их правнук – это первый император Дзимму, а Каянохиме получается его прапрабабка. Нынешние императоры, которые согласно легенде ведут свой род от первого императора, являются потомками богов, в том числе и Каянохимэ.

Источник народных знаний

Необычное маленькое божество земледелия и знаний, именуемое Куэбико. Необычность в том, что это действительно странное божество, которое является пугалом. Тем самым собранным из гуано и палок, для отпугивания птиц от посевов. Собственно, связь этого пугала с сельским хозяйством очевидна, но по легенде, это пугало еще и бесконечный источник знаний. Все что ни спроси у него – все знает.

Божество деревьев

-6

Кукуночи – покровитель деревьев во всех смыслах этого слова. Не только огромных живых стволов, но и древесины, как материала.

В культуре Японии, где спокойствию, любованию природой и самой природе отведено особое место, не возникнуть такого бога попросту не могло. Многие произведения, картины и другие деятельности искусства, возносят простоту природы в абсолют. Бабочка, которая летает над цветком верх красоты и легкости природы. Дерево, которое весною покрывается листьями, приобретает множество значений для искусства. Да и в целом выглядит красиво.

Подобные тонкие вещи, которые и отражают культуру восточной Азии очень хорошо отражены и в богах, что частенько являются уникальными для этого региона. Конечно, божество леса есть во многих народах, но непосредственно бог деревьев, а уж тем более древесины, не такое и распространенное явление.

-7

Что касается в целом богов сельскохозяйственных и растительных, то магии там самое место. Это та самая часть магии, которая близка людям куда больше, чем любая другая. Ведь для магии воды, необходимо танцы с бубном устраивать, спускаться на морское дно, которое таит в себе страх и множество опасностей. Небесные боги со своей магией вообще далеки до простого человека, а вот сельскохозяйственные боги, за которыми по горам да оврагам гонятся не надо, всегда занимают особое место среди простого народа.

Частенько их боготворят и преклоняются, но случается и так, что боги эти внушают ужас. Ведь несмотря на добрую и мягкую натуру, они все же сила природы, которая может как помочь, так и устроить кару небесную, оставить людей голодными, напугать, а то и вовсе убить. Но все равно они довольно близки к людям и спускаются к ним, чтобы оказать помощь. Именно поэтому у этих богов есть свои особые посланники в виде животных, чтобы сделать их еще более близкими к людям. А люди с большим успехом пользуются этой близостью уже многие столетья, развивая магию в этом направлении. Священники в храме, монахи и другие, не столь образованные в этом вопросе, личности, стремятся воспользоваться силой богов в своих целях. Гадание на урожай, распознавание среди людей злобненьких кицунэ, лечение болячек с помощью изгнания демонов и все в этом духе, прямиком из земледелия и топает. Спасибо за внимание! Подписывайтесь! Берегите себя!