Родители регулярно сталкиваются с различными сложностями в процессе воспитания как кровных, так и приемных детей. К трудным ситуациям могут относиться перемены в семье, адаптация, проживание ребенком его прошлых психологических травм, трудное поведение, сложности переходного возраста и т.д. Как в таких ситуациях вести себя взрослому, чтобы помочь ребенку максимально безболезненно преодолеть кризис?
Рассмотрим семь основных правил.
1.«Кислородную маску сначала на себя». Именно вы как взрослый несете ответственность за свое состояние и за состояние своего ребенка. Нужно принять тот факт, что если родитель «не в ресурсе», он не сможет полноценно заботиться о ребенке. Чем спокойнее ведет себя взрослый, чем стабильнее его эмоциональное и психологическое состояние, тем быстрее будет разрешена сложная ситуация. Дети прекрасно чувствуют, когда родитель находится в слабой позиции, то есть «впадает в жертву», демонстрирует обиду или агрессию. И такая позиция только обостряет кризис. Именно поэтому, прежде чем решать проблемы трудного поведения ребенка, родителю нужно убедиться в собственной стабильности и ресурсности.
2. «На ручки» и «обнимашки». Ребенку в трудной ситуации очень важно чувствовать тактильный контакт с родителем. Поэтому не пренебрегайте этим простым, но очень эффективным способом позитивного взаимодействия. Известный психолог Юлия Борисовна Гиппенрейтер пишет: «Четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день!». Кстати, не забывайте, что не только ребенок подпитывается от вас энергетически, но и вы сами получаете массу приятных эмоций, когда обнимаете своего ребенка. Каждой семье стоит сделать «обнимашки» своим домашним ритуалом.
3. Обсуждаем, обсуждаем, и еще раз обсуждаем. Ни в коем случае не стоит замалчивать сложную ситуацию. Если произошло что-то неприятное – скандал, ссора, трудный эпизод в поведении ребенка и т.д. – родителю нельзя делать вид, будто бы ничего не случилось. Стоит проговорить с ребенком произошедшее, обсудить причины трудной ситуации и попытаться вместе найти пути выхода из кризиса. Если вы вспылили и чувствуете свою вину, обязательно скажите об этом ребенку, извинитесь, попробуйте объяснить свои чувства.
И конечно, не бойтесь делиться тем, что вас тревожит и беспокоит, с другими взрослыми. Если не со специалистом-психологом, то с человеком, который вас принимает и понимает, который не осудит, а просто выслушает и поддержит.
4. «Все эмоции нужны, все эмоции важны!» Здесь вновь речь идет об устойчивости родителя: он должен уметь принимать все, даже негативные эмоции ребенка. И, конечно, объяснять ребенку, что он имеет право испытывать любые эмоции, но было бы здорово научиться выражать их более здоровым и безопасным, как для ребенка, так и для окружающих, способом.
5. Слушаем ребенка активно. В общении с ребенком родителю стоит использовать приемы активного слушания, то есть демонстрировать, что он заинтересован в том, что рассказывает ребенок, а также понимает и принимает эмоции и переживания ребенка. К активному слушанию относятся такие приемы, как уточнение (расскажи, а как именно …), перефразирование (то есть ты считаешь, что …), отражение чувств (мне кажется, ты очень обеспокоен из-за …).
6. Открыто и честно называем свои чувства. В момент конфликта родитель должен уметь открыто говорить с ребенком о своих чувствах. «Мне это не нравится», «Я бешусь, когда вижу…» Лучше всего употреблять «Я-высказывания». О том, как правильно использовать их в общении с ребенком, мы подробно писали в одном из наших прошлых материалов.
Пример из практики психолога Наталии Мишаниной: «У меня есть клиентка, приемная мама, которая в ситуациях назревающего конфликта всегда говорит своим детям: «Так! Я сейчас очень зла! Поэтому все вслух считаем до трех, и я начинаю орать!» Дети понимают, что мама, что называется, «на грани». Но при этом эмоция доносится в иронической форме, все начинают смеяться, ситуация разряжается сама собой».
7. Прорабатываем эмоции ребенка в игровой форме. Речь идет о работе над эмоциональным интеллектом. Это очень важно и для детей, и для взрослых, потому что помогает лучше понимать, что происходит с ребенком. Для работы с эмоциями можно использовать игры, сказки, художественные произведения. Как самый простой пример: можно посмотреть фильм/мультфильм, где герой сталкивается с ситуацией, похожей на ту, которую проживает ребенок. Затем – обсудить с ребенком увиденное, узнать, какие чувства переживал ребенок во время просмотра.
И еще одно очень важное правило – не пренебрегайте помощью специалистов-психологов, если у вас есть возможность к ним обратиться.
Источник: благотворительный фонд «Достойный гражданин». По материалам книги «Азбука счастливой семьи. 30 уроков осознанного родительства» и онлайн-лекции психолога Н.В. Мишаниной в рамках проекта «Университет приемных родителей».
Читайте также: