Найти в Дзене
Субъективный путеводитель

А вы знали, что под Ростовом-на-Дону есть итальянская крепость? Рассказываю, как её найти

Уникальность Азова в том, что монгольское нашествие стало для него не локальным Концом Света, а открыло Золотой век. Ведь крупнейшей в истории континентальной империи Чингисхана, как и отвалившемуся от неё улусу Джучи (нам более известному как Золотая Орда) был нужен свой порт для торговли с Европой. В 1269 году хан Менгу-Тимур заложил город Азак близ устья Дона. Так что монголов на Азове проиллюстрируем не грозным всадником, а знатной степнячкой 14 века, одежды которой (включая подлинный халат-тэрлэг на витрине) были найдены в 1990 году в курганах Вербового Лога.

Азак стал морскими воротами сразу двух легендарных трактов - Великого Шёлкового пути с востока и "дороги мехов" с севера. В здешних раскопах встречаются ракушки из Индонезии и моржовые бивни с Шпицбергена, не говоря уж о товарах куда более близких стран - Византии, Персии, Италии, Туркестана.

Ещё сильнее материального впечатляет духовное: вот на одной витрине фрагменты мусульманских надгробий и изразцов, православные кресты, литейные формочки с двуглавыми орлами, полумесяцем и иудейской звездой, оберег в виде всадника, то ли аланские, то ли финно-угорские "шумящие подвески", чёрные плоские онгоны (божки) совсем как в музеях Улан-Удэ и Иркутска, бубенцы с шаманских одеяний и капитель готической колонны работы европейской мастеров. Которые тут оказались не случайно...

-2

...В середине новой эры мучительно погибала самая долговечная в истории человечества Румейская империя, потомкам известная как Византия. Позади у неё были взлёты и падения, страшные гражданские войны, определившие судьбу христианства соборы и смуты бесчисленных ересей. Ещё - технологические прорывы, как например крупнейший в мире купол Софийского собора или оснащённые огнемётами стены Константинополя, под которыми сгорел арабский флот.

Но вот и Византия пошла вразнос, в конце 11 века пропустив удар тюрок-сельджуков. Их нашествие ещё и перебило важнейшую сухопутную ветвь Великого Шёлкового пути, обходившую Каспийское море с юга. Ключевым звеном евразийской торговли стали, как в славные античные времена, порты Чёрного моря. В ослаблении Константинополя увидели шанс на реванш и наследники Западной Римской империи - города-коммуны Италии, в 11-12 веках обросшие полноценными республиками на островах и побережьях.

То действительно были маленькие осколки Великого Рима, по многим параметром вроде урбанизации (20%) или грамотности (30% мужчин и 5% женщин) в 11-12 веках превосходившие Российскую империю начала ХХ века. Шедевры архитектуры в них соседствовали с передовыми технологиями, в том числе - металлургии и судостроения.

С 1169 года, когда константинопольский император Мануил I из династии Комнинов разрешил чужим кораблям проход через Босфор, итальянцы начали гонку к Чёрному морю, в которой быстро наметились два фаворита - вездесущая Венеция и Генуя. Их противостояние шло сотню лет, порождая в том числе отрывочные сведения о факториях в устье Таны (Дона), но были то скорее ярмарки, чем колонии.

Тем временем в 1204 крестоносцы разграбили Константинополь, и оттеснённая за Босфор Никейская империя (крупнейший из осколков Византии) пыталась вернуть своё. Чем и воспользовались генуэзцы, заключив в 1261 году Нимфейский договор с Михаилом VIII из династии Палеологов, который обязался за помощь в отвоевании Константинополя закрыть Босфор для иных стран.

В итоге с латинянами греки справились сами, а вот с прото-капиталистами уже не смогли: договорившись ещё и с Менгу-Тимуром, генуэзцы сделались почти безраздельными хозяевами Чёрного моря. Всего на 5 лет, но это много: когда в 1266 году Византия открыла Босфор ещё и для венецианских кораблей, бросать им якорь оказалось негде. Генуэзские крепости в Феодосии (Кафе) и Судаке (Солдайе), Балаклаве (Чембало), Белгороде-Днестровском (Монкастро) впечатляют и ныне...

То были полноценные заморские колонии с постоянным, но исключительно городским, населением. Их присутствие ордынские ханы соглашались терпеть: у одних был товар, а у других - путь к его покупателю. Но и вывернуться из хватки посредников, а потом сбросить их в море, татары явно надеялись, а потому не уступали Азак.

Там вместо колонии возникло лишь торговое подворье, начавшееся, может быть, с обыкновенных караван-сараев для итальянских купцов, которых татары ещё и периодически арестовывали и изгоняли. Охотнее Орда имело дело с менее влиятельной на Чёрном море Венецией, где-то между 1317 и 1326 годами даже позволив ей открыть консульство. Окончательно статус фактории был урегулирован к 1333 году, когда венецианская Тана получила от хана Узбека права экстерриториальности.

То есть - построила крепостные стены, внутри которых жизнь шла по законам Венеции, а власть принадлежала консулу, которого избирало на 2 года собрание нобилей, то есть самых богатых купцов. Генуя, имея больше возможностей, встречала и большее сопротивление: если консульство в Азаке ей удалось открыть в районе 1304 года, то своя фактория с экстерриториальными правами появилась лишь в 1361-м. Так, переплетаясь улицами, в устье Дона возникли три разных города - татарский Азак, венецианская Тана и генуэзская Тана, отгородившиеся друг от друга стенами и жившие по разным законам. Вот в музее - печать венецианского консула:

-4

Господствовала в Азаке именно Венеция: Генуя скорее пыталась её догнать, а Орда стояла по другую сторону прилавка. Да и отношения трёх держав сложно было назвать гладкими. В Азаке то и дело случались небольшие стычки двух итальянских гарнизонов, а в Чёрном море - перестрелки кораблей и попытки блокады то Кафы со стороны венецианцев, то Таны со стороны генуэзцев.

В иные годы, напротив, итальянцам приходилось забыть старые распри, чтобы просто усидеть на этих берегах. Так, уже в 1343 году хан Джанибек пытался захватить Газарию (как итальянцы называли свои колонии в Причерноморье), и хотя касалось это больше Готии (Крыма), Тана тоже не осталась в стороне: взяв как повод драку, в которой итальянец убил татарина, хан изгнал обе колонии и запретил итальянцам въезд на 5 лет.

Для Европы те события имели ещё более глубокие последствия: именно из Газарии на своих кораблях, в организмах судовых крыс и их блох, колонисты увезли в Европу микроба, породившего Чёрную смерть. К тому времени чума успела изрядно проредить население Орды, а в Константинополь попала в своей самой агрессивной септической форме, убивавшей заражённого за несколько часов: в один день не стало примерно половины жителей Города. Унеся до половины населения Европы, чума принесла дефицит рабочих рук и открыла путь для раннего капитализма.

Венецией и Генуя же в 1344 заключили союз, и вскоре, силами купцов и дипломатов, договорились с Джанибеком о восстановлении колоний. Орда была в те времена ещё сильна, но по мере её деградации итальянцы всё чаще оказывались заложниками междоусобиц. И если с Мамаем, в 1370 году устроившим в Азаке страшную резню и оставившим множество братских могил, удалось договориться, то Тамерлан в 1395 и с Таной сделал примерно то же, что с сотнями городов.

В 1410 Тану и вовсе банально разграбил хан Пулад, а с 1418 союз Генуи и Венеции перед наступавшим со всех сторон варварством сделался постоянным. Но хватило его лишь на полвека...

-5

Важнейшими товарами Азова считались рыба и зерно, от поставок которого Византия и Италия зависели критически. Многие другие товары, напротив, были критически важными для Орды - например, олово для выплавки бронзы, которое поставляла Венеция. Витрины Азовского музея изобилуют вещицами с половины мира, торговавшей через эти берега:

-6

"Визиткой" Азака стала поливная керамика - как византийская (кадр ниже), итальянская и крымская, так и местная - собственное производство тут явно было одним из крупнейших в Орде.

-7

А вот жернова поворотных ветряных мельниц Таны, с большим отрывом старейших в Восточной Европе - итальянцы наловчились возить отсюда не зерно, а муку:

-8

Во времена расцвета население Азака и Таны доходило до 30 тысяч человек, а раскинулся тройной город на 450 гектаров. Археологи перекопали 300 - самый высокий показатель на постордынском пространстве! От Дона на юг Азак пересекали 12-15 улиц шириной до 8 метров с ливневыми траншеями по бокам, которые отводили стоки в глубокие ямы.

На многих лежали мостовые из отходов кирпичных заводов и балластных камней с судов, а поперёк соединяли их узкие грязные переулки. Две Таны стояли ближе к Дону, а ордынская знать и эмир предпочитали жить южнее, на косогоре, откуда лучше было и видать, что творилось у чужаков за стенами. И всё это охватывала самая что ни на есть промзона, где дымили сотни гончарных, кузнечных, литейных и ещё бог весть каких мастерских...

-9

Судя по всему, Азак не был красивым городом: хотя некоторые путешественники тех лет упоминали в своих записках его великолепную архитектуру, почти никогда речь не шла конкретных постройках. Не подтверждают раскопки и "итальянские" пейзажи с гравюр.

-10

Фрагментами зданий, всякими барельефами и изразцами, местный культурный слой богат не так, как предметами обихода. В основном Азак был городом турлучных хижин с одной комнатой, но даже у бедняка в доме могли храниться вещи из далёких стран.

-11

Самым ценным товарам Азака были не вещи... или вернее "говорящие вещи" - рабы, которых охотно привозили на невольничьи рынки степняки и кавказские горцы. И если славяне обогатили английский язык словом "slave", то черкесские мамлюки (воины-невольники) в 1382 году взбунтовались и на полтора века захватили власть в Египте.

Последним приветом Италии от Азака стала служанка Катерина, от которой у молодого дворянина Пьеро да Винчи родился сын Леонардо, и вот недавно итальянцы вроде как установили, что была она черкесской княжной.

Своим устройством да обилием игральных костей в находках Азов странно похож на Мангазею...

-12

Но всё изменилось в одночасье в 1475 году, когда турецкая армия покорила Азак и сделала его северным форпостом Османской империи. Торговая функция отошла на второй план, а в опустевших укреплениях Таны встал гарнизон из 4-5 тысяч янычар и 500 татарских всадников.

Вот так примерно выглядела Азовская крепость в годы своего расцвета, вобравшая стены Таны и перестроенная турецкими мастерами.

Слева хорошо видна Венедик-Кале (Венецианская крепость) о 6 башнях: со стороны Дона безымянная на углу внутренней стены, проезжая Львиная (прежде на ней висел щит с гербом Венеции), внешняя Водяная, или Кровавая (так как в ней казнили приговорённых), Караульная и Круглая с "материковая" стороны и Острая внутри.

Справа - Дженевиз-Кале (Генуэзская крепость) с, вероятно, уже турецким полубастионом и Угловой башней на внешней стене. Кроме них, запомните проём ворот, не снабжённый башней!

Внутреннюю стену Генуэзского замка прикрывали Восьмиугольная башня на углу и самая мощная в крепости Государева башня (Шахин), выполнявшая роль донжона. К ней турки пристроили стену компактной цитадели, разделив пополам татарскую Орта-Кале (Срединную крепость).

Дженевиз- и Венедик-Кале были известны также как Ташкалов город, за которым простирался ограниченный валами и куртинами 17 века Топраков город - эти два названия восходили соответственно к каменной (Таш-кале) и земляной (Топрак-кале) стенам:

-13

Но что от всего этого осталось? Если напротив дома по адресу улица Ярославского, 10 влезть на бугор с другой стороны улицы, за его забором видно груду камней:

-14

Это - не что иное, как фрагмент Венецианской Таны, опознанный археологами лишь в 2016 году:

-15

Если же спуститься в самое подбрюшье порта - то можно обнаружить глухую и грязную Генуэзскую улицу:

-16

А на ней - кусочек стены Генуэзской Таны у тех самых Генуэзских ворот, что видели мы на макете:

-17

И это - всё, реально всё, что осталось от одного из самых исторически значимых городов на территории России! Сравните с Феодосией, Керчью, Судаком, Евпаторией, Белгородом-Днестровском, да хоть бы даже Балаклавой или Алуштой! Немногим больше сохранили Анапа или Тамань - странный рок, стёрший средиземноморский след к востоку от Керченского пролива...