А теперь самое жуткое, самое запомнившееся мне....после экскурсии в дом-музей Б.Л. Пастернака- Рассказ о получение Нобелевской премии. Это страшно и очень горько.... Об этом дальше...
◾️ Его кандидатуру выдвигали многие зарубежные литераторы (в сумме 7 раз за 11 лет) с 1946, но офицально присудили только 23 октября 1958 года.
◾️ Евгений Пастернак, сын поэта: "Победа казалась нам такой полной и прекрасной. Но вышедшими на следующее же утро газетами наши мечты были посрамлены и растоптаны. Было стыдно и гадко на душе".
◾️ А супруга, Зинаида Николаевна даже не вышла за праздничный стол в тот день. Она осталась лежать на кровати, повернувшись к стене со словами: "Ничем хорошим для Лёни это не закончится."
Немного предыстории о первой публикации романа в прозе:
Во многом автобиографичный он повествует о докторе-интеллигенте, разочаровавшемся в идеалах революции и не верящим в социальные изменения к лучшему в обществе.
"Я не политик. Я-художник. Я лишь свидетель времени."
Глазами современников передаётся атмосфера, вся боль и ужас войны и хаоса. В романе есть стихи главного героя Живаго, которые вошли в золотой фонд русской поэзии. После нескольких отказов в советских издательствах, Борис Леонидович понял, что об этом не может быть и речи. И передает рукопись из стола итальянскому журналисту для публикации со словами: "Вы пригласили меня на собственную казнь. Но я не буду печататься под псевдонимом."
Стокгольм 1958 год: https://yandex.ru/video/preview/2774426284941902126
Это было впервые за всю историю существования Нобелевской премии.
Но для Бориса Леонидовича это было только начало:
Расскажу только про заседание через 4 дня после вручения. Чтобы вы поняли уровень травли: Это всё офицально документировано, а что происходило в простом разговоре страшно представить.... Листайте и читайте:
Борис Леонидович заболел душой, а потом и телом, очень сильно, со всеми концентрированными событиями, последующими за премией.
Через 1,5 года года у него обнаружили рак лёгких, и тогда он написал стихотворение "Нобелевская премия":
Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу ходу нет.
Темный лес и берег пруда,
Ели сваленной бревно.
Путь отрезан отовсюду.
Будь что будет, все равно.
Что же сделал я за пакость,
Я убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.
Но и так, почти у гроба,
Верю я, придет пора —
Силу подлости и злобы Одолеет дух добра.
А через 2 года он покинул этот мир....в 1960 году.
28 октября 1958 года. Пастернак был исключен и из Союза переводчиков. Он не читал газет, но о развернувшейся против него кампании знал. Своему другу и соседу по даче Всеволоду Иванову он говорил: «Перед тем как приходить к вам, мне нужно принимать ванну: так меня обливают помоями».
И последнее...
Перед смертью Пастернак как-то сказал своему сыну:
"Я чувствую себя кругом в дерьме. Говорят, что надо есть, чтобы действовал желудок. А это мучительно. И так же в литературе. Признание, которое вовсе не признание, а неизвестность. Нет воспоминаний. Все по-разному испорченные отношения с людьми. Кругом в дерьме. И не только у нас, но повсюду, во всем мире. Вся жизнь была только единоборством с царствующей пошлостью за свободный, играющий человеческий талант. На это ушла вся жизнь."
О факте кончине во французском журнале выделили разворот, а в советской газете, небольшой заголовок в два предложения.... На этом у меня всё. Спасибо.