Уважаемые родители! Мы продолжаем блок под общим названием "Горнило взросления". И обсуждаем причины, из-за которых этот процесс может блокироваться. Вовлечение в цифровой мир является как бы следствием, того, что происходит во внутреннем мире.
В публикации вы сможете оценить на сколько успешно ваш ребенок чувствует себя среди сверстников и какие ощущения получает при обучении. Если эти зоны полны проблем, их нужно выявлять и своевременно разрешать. Формировать так называемый сценарий победителя.
«Они+» это способность к дружбе, к выстраиванию социальных контактов. Это те самые коммуникативные навыки, которые сложно развиваются у современных детей. Так как главный способ общения – это текстовые сообщения в мессенджерах. При этом у детей большое число так называемых поверхностных контактов, ты вроде с человеком знаком, где-то учился, пересекался. Он даже у тебя в друзьях. Но близкая дружба, эмоциональный контакт, возможность ежедневно с кем-то поделиться своими переживаниями, тем, что не очень хочется обсуждать со взрослыми – такой опыт в дефиците, и это тенденция всего поколения.
Одним из решений является политика открытого дома. Когда семья рада, приветствует друзей, которые приходят в гости, когда дети общаются реально, а не виртуально.
В случае «Они-» дети остаются в вакууме общения. И, естественно, закрывают эти потребности в социальных сетях, общаясь с виртуальными друзьями, часто выстраивая близкие, доверительные отношения, а бывает, влюбляясь с придуманный образ человека, который по факту очень сильно может не совпадать с реальностью.
Тотальное одиночество, когда с взрослыми уже обсуждать не хочется, потому что вырос, а близких друзей нет. Вот одна их проблем, которая запускает развитие интернет-зависимости.
Научите своего ребенка дружить, как минимум, не нужно распихивать тех, кто по вашему мнению, не соответствует уровню. Выстраиваете дружеские отношения с этими детьми, потому что, в случае каких-то сложностей, проблем, серьезных ситуаций, обращаются чаще всего к друзьям. Которые, как раз, могут быстро сигнализировать взрослым.
При «Обучение +» учеба является частью жизни, школа не вызывает какого-то явного отторжения. Да, часто домашку лень делать, вставать рано не очень нравится. Но лучше не допускать ситуацию, когда обучение превращается в повинность, бремя, которое приходится нести. Школа – это целый мир, где ты меняешься, взрослеешь, исследуешь его, соотносишь свои способности, ищешь возможности, где ты можешь проявится.
К подростковому возрасту личность обычно уже достаточно сформирована. Складывается определенная картина реальности, миропонимание. Ребенок испытывал определенные эмоции, в результате чего уже сложилась его представление о реальности.
Эрик Берн, который сформулировал сценарий, как психологическую силу, которая тянет человека к его судьбе, выделил три их группы:
Сценарий победителя
Геймер этот сценарий реализует по средством своей игры. Именно в ней он находит для себя решение самого главного вопроса, который ищет на протяжении всего детства каждый ребенок – как добиться любви и признания. Все остальные поступки, действия, по большому счету являются следствием. Если в реальной жизни накапливается положительные опыт собственных побед, то потребности компенсировать это игрой не возникает. Такие дети играют, когда скучно, но как только появляются другие активности – без сожаления на них переключаются. Потому что, в этих зонах так же много энергии, удовольствия и счастья.
В каждой сфере должны быть очень четкие цели, при этом ребенок формируется в ощущении, когда вся жизнь – это череда новых задач, с которыми он/-а успешно справляется. Или с трудом, преодолевая собственную лень, когда переключаться с экранного времени реально нет сил, но тем не менее, с каждым днем получается все лучше. Дети всегда ищут одобрения и любви, поэтому с каждым голом новая цель воспринимается, как интересный вызов, а не непосильная ноша, от которой просто тошнит.
Геймер в одной из сфер реальной жизни, а часто и во всех, чувствует себя лузером. Так образуется сценарий побежденного. Такая личность для себя уже все решила, что в силу разных причин, ставить какие-то цели и их достигать ему не очень хочется или уже не интересно.
Поэтому просто лучше играть и быть самым крутым в компании таких же геймеров. Конечно, часть из них могут уйти в профессиональный киберспорт, и там появятся какие-то цели, но чаще и этого не происходит.
Причин, почему подросток пришел к такому пониманию себя и собственной роли очень много. Все очень, очень индивидуально. Самое главное, чтобы семья перестала давить и «воспитывать», по возможности, вместе со своим подростком поискала ситуации прошлого, возможно негативный опыт каких-то обломов или унижений, в результате чего тинейджер закрывается, прячется от всех в цифровом мире.
Самое главное для родителей, это понимание, что любой сценарий можно изменить. И один из важнейших этапов – выявление и изменение дисфункций семейной системы.