Найти тему

О дружбе и взаимовыручке на войне. Подвиг экипажа ДБ-3 в июле 41-го

Приветствую Вас Уважаемые подписчики и гости канала!

Экипаж командира звена 1-й Авиационной эскадрильи ВВС КБФ лейтенанта Селиверстова Сергея Николаевича был в основном не из новичков.

Несмотря на юный возраст, это были уже матерые летчики, прошедшие через горнило советско - финской войны.

Так сам лейтенант Селиверстов С.Н. 1914 года рождения, русский по национальности, проживавший в Ленинградской области, уже с 1935 года состоял в РККФ.

В 1940 году в боях против белофиннов был ранен.

Фото, к сожалению, не сохранилось.

Его штурман Нечепуренко Тихон Иванович, родившийся 12 августа 1911 года, украинец, по социальному происхождению рабочий, служил в Красной Армии и того дольше - с 31 октября 1931 года.

С 30 ноября 1939 по 13 марта 1940 года, также как и Селиверстов, участвовал в советско - финляндской войне.

Фото с базе Министерства Обороны также отсутствует, но в газете военных лет удалось найти.
Фото из свободного доступа доработанное автором. Яндекс картинки.
Фото из свободного доступа доработанное автором. Яндекс картинки.

С самого первого дня Великой Отечественной 1-й минно-торпедный авиационный полк ВВС БФ, в состав которого входил экипаж Селиверстова, принял самое активное участие в боях.

На вооружении полка находился 61 самолет ДБ-3.

Фото из свободного источника доработанное автором. Яндекс картинки.
Фото из свободного источника доработанное автором. Яндекс картинки.

На 22 июня 1941 года он базировался под Ленинградом. Конкретно 1-я эскадрилья в Копорье.

24 июня 1941-го 36 бомбардировщиков нанесли удар по вражескому порту Мемель.

До конца июня авиаторы бомбили военные объекты Финляндии в Турку, Хельсинки и Котке.

30 июня 1941 года участвовали в авианалете на переправы немецких войск через Западную Двину в районе Даугавпилса (до 1920 года Двинск).

Тридцать два ДБ-3 сбросили на противника 269 пятидесяти и 30 сто килограммовых бомб, пустили на дно до пятидесяти единиц техники и двухсот автомашин. При этом было потеряно тринадцать бомбардировщиков, а десять повреждены.

В июле 1941 года полк в основном наносил удары по наземным войскам противника в районе Гдова, Луги, Кингисеппа, Осьмино, Пскова, Дно и Таллина.

Боевой эпизод, о котором далее пойдет речь, относится именно к этому времени.

Итак, 11 июля 1941-го экипаж лейтенанта Селиверстова вылетел на бомбежку скоплений вражеских танков.

Фото из свободного доступа. Яндекс картинки.
Фото из свободного доступа. Яндекс картинки.

Самолет Сергея шел ведущим в звене.

Помимо Селиверстова и Нечепуренко находились стрелки - радисты сержант Меньшиков и старшина Михайлов.

Они занимали свои боевые посты позади у пулеметов.
При этом летчик и штурман переговаривались друг с другом языком жестов, отработанном до мелочей.
Это тот вариант, когда люди понимают собеседника по мановению пальца, кивку или улыбке.

В предполагаемом районе вскоре были обнаружены вражеские танки.

Но дорога по которой шла немецкая техника находилась под охраной зенитных батарей противника.

Увидев советские бомбардировщики, они открыли по ним плотный, ураганный огонь.

Но с намеченного для бомбометания курса никто из советских летчиков не свернул.

Нечепуренко на тот момент был самым метким штурманом части. Он выбрал наиболее скученную массу вражеских танков, умело рассчитал снос бомб и одним движением послал их вниз.

То же проделали и другие экипажи.

Через минуты на дороге, где только что уверенно шла лавина вражеской техники, остались лишь груды дымящегося металла и черные воронки от бомб.

Задание было выполнено.

Самолеты легли на обратный курс.

Но вражеские зенитки, в отместку за разгромленную колонну, открыли по уходящим самолетам еще более интенсивный огонь.

Машину Селиверстова неожиданно болтануло в сторону. Штурман посмотрел в астролюк (так указано в источнике) и увидел, что вокруг ДБ-3 рвутся во множестве зенитные снаряды, а в левую плоскость уже попал один из них.

Он разорвался под мотором, пробил радиатор, масленые баки и бензобаки.

Но экипаж не покинул самолет, приняв решение во что бы это ни стало дотянуть до своих.

Время, к сожалению, работало против.

Масло и горючее из левых баков уходило. Спустя какое-то время левый мотор захлебнулся и стал.

Машина начала терять скорость и высоту. Вопрос о том, чтобы выпрыгнуть с парашютами не стоял. Под ними все еще была территория врага.

Две идущие по соседству машины , увидев, что с самолетом Селиверстова происходит неладное, подлетели ближе.

Штурман другого самолета Феклисов жестами к Нечепуренко дал понять, что их экипаж остается наблюдать за судьбой их машины.

Остальные ДБ-3 ушли на аэродром.

Наконец-то линия фронта была пересечена и штурман Нечепуренко начал искать место для вынужденной посадки.

Выбор был небогат.

Кругом расстилались болота, да густые леса.

Изначально штурман принял решение сажать машину в мягкую болотную гниль. Но скорость и высота уже настолько упали, что не давали возможности развернуть самолет.

Тогда Нечепуренко указал Селиверстову рукой на лес состоявший из густого сосняка и дубов.

Фото из свободного доступа. Яндекс картинки.
Фото из свободного доступа. Яндекс картинки.

Сергей понял его и решительно повел свой ДБ-3 на указанный штурманом лес.

Высотометр уже показывал практически нуль, когда почувствовался первый удар. Он пришелся на переднюю кабину штурмана. Кроны деревьев стали цепляться за самолет. По фюзеляжу загрохотали ветки, макушки сосен, затрещали ломающиеся ветки. По счастью, они сыграли роль своеобразных амортизаторов. Прижавшегося к стенке штурмана осыпало дождем из целлюлозы и дерева. Люки снесло.

Вскоре почувствовался второй сильный удар. Во рту штурман ощутил комья земли и стало темно.

Очнувшись, он открыл глаза и попробовал встать. Но кабина была сплюснута и он вылез с трудом.

Для начала осмотрелся и услышал отчетливый гул уходящего на базу самолета экипажа Феклисова.

Это внушало надежду, что их найдут и окажут помощь.

Нештатно приземлившийся самолет при этом производил удручающее впечатление.

Две вывернутые с корнями сосны защемили хвост самолета, бурелом завалил весь корпус. На правой плоскости клубился пар. Рядом находился еще горячий мотор, а из пробитых топливных баков вытекал оставшийся бензин.

К чему это могло привести было очевидно.

Сообразив что к чему, штурман Нечепуренко немедленно сбросил свой парашют и пополз к кабине летчика. Он все время звал Селиверстова, но тот не откликался.

Добравшись, Тихон увидел, что Селиверстов неподвижно сидит у штурвала с открытыми глазами,словно уткнувшись в одну точку.

Он снова позвал его, но тот не двигался.

Тогда Нечепуренко с силой ударил по целлулоиду фонаря, который был перекошен и не открывался. Не жалея руки, он сумел-таки пробить его и, разобрав целлулоид по частям, попытался вытащить друга из пилотской кабины.

Тем временем пламя подбиралось к кабине все ближе. Счет шел на минуты. Нечепуренко уже подхватил летчика под руки и намеревался перевалиться с ним через борт. В этот момент огонь уничтожил второй бак.

Штурман сбросил с себя реглан и закрыл им лицо летчика.

Штурман, командир!
Неожиданно донеслось до его слуха.

Это Меньшиков и Михайлов очнулись, покинули самолет и бросились на помощь штурману.

Вместе им удалось вырвать из пилотской кабины парашют вместе с летчиком и свалить его на землю.

При этом Селиверстов на миг очнулся и приказал команде немедленно бросить его и спасаться.

Штурман и стрелки не послушали его. Они оттащили летчика в безопасное место.

Причем сделали это вовремя - от огня уже начали срабатывать стрелковые боеприпасы. К сожалению, ноги Селиверстова успело опалить пламя.

Тем временем, направленный за помощью Меньшиков сумел привести помощь - обходчика Бойко и трех девушек.

А также посланный за помощью Михайлов удачно встретил на лесной дороге фронтовую машину.

На нее уже было погрузили Селиверстова, когда в небе над лесом закружил санитарный самолет. Летчик сумел сесть на дорогу и Селиверстова срочно доставили на аэродром.

Тем временем, Феклисов, прилетевший на санитарном самолете, с радистами сняли с разбитого самолета пулеметы и на машине покинули место вынужденной посадки.

Позднее лейтенант Селиверстов за проявленное мужество был награжден Орденом Красного Знамени.

Ниже приводится краткое описание этого подвига.

Свободный источник. Сайт Министерства обороны Память народа.
Свободный источник. Сайт Министерства обороны Память народа.
Свободный источник. Сайт Министерства обороны Память народа.
Свободный источник. Сайт Министерства обороны Память народа.
Штурман Тихон Нечепуренко, уже в составе другого экипажа, продолжил сражаться с врагом.

В частности, он участвовал в знаменитых бомбардировках Берлина в августе 1941 года с острова Сааремаа.

Фото из свободного доступа доработанное автором. Яндекс картинки.
Фото из свободного доступа доработанное автором. Яндекс картинки.

За что был отмечен Родиной Орденом Красного Знамени.

Об этом на канале была написана отдельная статья "Мое место Берлин! Задачу выполнили. Возвращаемся на базу! (В логове Третьего рейха).

Прочитать можно вот по этой активной ссылке.

Тихон Иванович прошел всю войну и даже принял участие в войне с Японией.

В его наградном списке значатся:

Медаль «За боевые заслуги»;

Медаль "За оборону Ленинграда";

Два Ордена Красного Знамени;

Орден Красной Звезды;

Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»;

Медаль «За победу над Японией».

А на сегодня все.

Ваш Алекс Путешественник!

Благодарю за прочтение, отзывы,лайки,подписки.

# Великая Отечественная война

# Герои войны

# Летчики - герои

# Память народа

# Интересные истории