Управление автомобилем в зимних условиях требует определённой сноровки. Даже “переобутая” по сезону машина может вести себя весьма непредсказуемо, когда под колёсами то снежная каша, то сугробы, то гололёд. Чтобы преодолеть подобные природные препятствия без каких-либо потерь, действия водителя должны быть максимально выверенными и чёткими. Даже незначительные оплошности в управлении авто могут привести в лучшем случае к проблемам с его продвижением по дорожному покрытию, в худшем случае – к серьёзному ДТП.
Мы уже делились с вами рекомендациями по безопасной и комфортной езде зимой. Сегодня освежим в памяти информацию о способах пересечения заснеженных и обледенелых участков дороги на машинах с разными коробками передач и разным типом привода, напомним логику движения по колее, а также расскажем о приёмах, помогающих выйти из заносов и сносов.
Движение по заснеженной дороге
Наличие на дороге даже небольшого слоя рыхлого снега резко снижает сцепление колёс с ней. Следствием этого становится заметное увеличение тормозного пути даже при условии плавного замедления транспортного средства (ТС). А потому не стоит искусственно усугублять ситуацию, выполняя манёвры на зимних трассах максимально неожиданно и резко.
Алгоритм действий, помогающих избежать пробуксовки и зарывания в рыхлый снег, для разных КПП выглядит по-разному. Владельцам “автомата” можно посоветовать переводить рычаг коробки поочерёдно из положения D в положение R и при этом мягко выжимать педаль газа. Постепенно такие действия помогут машине высвободиться из снежного плена.
Чтобы не увязнуть в сугробе, владельцам “механики” рекомендовано раскачивать машину вперёд-назад посредством выжимания педали сцепления. Уплотнив снег под колёсами, вы одновременно удлините себе дорожку для разгона. В один из очередных циклов качения машины вперёд можно пробовать плавно прибавить газа. Сила инерции поможет автомобилю выбраться из сугроба на более твёрдый участок дороги.
Снежная каша
Тормозной путь автомобиля по снежной каше признаётся самым длинным. Фактором, создающим дополнительную преграду для надёжного сцепления резины с дорогой, здесь выступает скапливающаяся под снежной массой вода. Машина во время торможения в подобных условиях становится практически неуправляемой. Особенно если водитель при любой возможности стремится вжать педаль тормоза в пол.
При движении по снежной каше стоит отдавать предпочтение импульсному торможению. Приём, когда для остановки тормоз нажимают не единоразово и резко, а часто (4-5 раз) и плавно, позволяет эффективно снизить скорость машины и не допустить при этом срабатывания в ней системы блокировки колёс.
Продвигаться по снежной каше стоит на низких передачах (для авто с механической коробкой передач) или же на включенном L-режиме (в случае с “автоматом”).
Движение по гололёду
Неспешное, обдуманное выполнение манёвров становится особенно важным при пересечении обледенелых участков трассы. Любые “чудеса на виражах” неизбежно приводят здесь к заносам. Этот же результат имеем и при неожиданном, резком торможении. Добавьте сюда логичное срабатывание системы блокировки колёс, и получите полную потерю управления над машиной. Вместо того, чтобы встать, как вкопанный (а именно этого позволяет достичь импульсное торможение), ваш автомобиль будет бесконтрольно катиться четырьмя колёсами по ледяной корке, представляя реальную опасность абсолютно всем участникам дорожного движения.
Залогом безопасного спуска по покрытой льдом дороге станет максимальное снижение скорости и движение на пониженной передаче (актуально для “механики”). Подъём в горку по гололёду проводят после переключения на повышенную передачу. Если ситуация требует остановки в подобных условиях, то лучшим решением станет торможение двигателем.
Коробка “автомат” позволяет машине начинать движение более плавно, что само по себе снижает риск заносов на снегу или даже во время гололёда. Однако, из-за переключения передач в автоматическом режиме, без учёта скорости движения транспортного средства, возрастает риск пробуксовки. Насколько это критично на зимних дорогах, объяснять не приходится. Чтобы чувствовать себя максимально уверенно и безопасно за рулём ТС с “автоматом”, переведите КПП в L-режим работы. Гидротрансформатор в этом случае заблокирует системе возможность самостоятельного переключения передач. В результате чего мотор будет передавать колёсам меньший крутящий момент, следовательно, и вероятность пробуксовки снизится. Впрочем, автоэксперты не рекомендуют использовать L-режим постоянно. Активировать его логичнее всего при преодолении сложных, а порой и реально опасных участков зимних трасс.
Накат
Ещё одним видом ледяного дорожного препятствия является накат перед светофорами и перекрёстками. Он представляет собой длинный (иногда до десятка метров), узкий ледяной шлейф, который машины постоянно дополнительно раскатывают, буквально полируют своей резиной.
Изначально накат образуется на участках с утрамбованным снегом или с ледяной коркой, по которым притормаживающие перед светофором или перекрёстком автомобили проскальзывают колёсами. Присутствие наката становится причиной постоянных пробуксовок в момент начала движения на разрешающий сигнал светофора. Мгновенно тронуться в таких условиях невозможно чисто технически, а потому не спешите газовать и подставлять заносимый задний бампер под удар движущихся с вами в потоке машин. Рекомендации по преодолению наката полностью совпадают с общими советами по движению в гололёд.
Колея
Наличие на дороге колеи знатно щекочет нервы водителям. После попадания в колею выбраться из неё бывает достаточно сложно. Даже на небольшой скорости машину начинает болтать между ледяными желобами. Если в этот момент добавить газа, то может случиться занос или даже полный разворот авто на дороге. Избежать подобных экстренных ситуаций поможет “уступающее вождение”. Во время него водитель полностью контролирует ситуацию на дороге и крепко держит руль, позволяя машине немного вилять по колее вправо и влево. Продвижение по “ледяным рельсам” в данном случае будет медленным, но всё же результативным.
Если возникнет необходимость перестроиться или же повернуть, водителю следует плавно сбросить скорость, а затем уже попробовать выбраться из колеи, направляя колёса автомобиля из желобов наружу под острым углом. При несоблюдении этой рекомендации велик риск повреждения днища машины о ледяные выступы. Двигаться при этом стоит максимально плавно, без рывков, иначе раскачивание машины из стороны в сторону приобретёт критическую амплитуду, а это лишь добавит вам проблем.
Советы по зимней езде на разных приводах
Занос и снос
Заносом называется боковое скольжение задней оси машины. Чтобы не допустить попадания в подобную, заведомо опасную дорожную ситуацию, избегайте резкого торможения на нестабильном (скользком, мокром) покрытии. Действия водителя в случае, если машину всё же повело в сторону, будут напрямую зависеть от типа привода ТС.
При движении на авто с передним приводом рекомендуется плавно повернуть руль в направлении самого заноса и добавить при этом газа. Такая мера поможет выровнить положение машины относительно полосы и не допустить её “кружение” по трассе. Если же заносит заднеприводный автомобиль, то после поворота руля газ нужно, наоборот, сбросить. Владельцам машин с полным приводом рекомендуется направить колёса ТС в ту сторону, куда требовалось ехать изначально, при этом постепенно увеличивая газ. Через некоторое время педаль газа нужно плавно отпустить (но не бросить резко). Подобные манипуляции следует проводить до полного выравнивания машины. После чего руль возвращают в прямое положение и продолжают движение без резкого ускорения.
Снос – неконтролируемое скольжение уже передней оси ТС конкретно во время поворота. Снос признаётся более опасным, нежели занос, явлением, так как во время него машина полностью игнорирует команды руля. Наиболее частыми причинами сноса выступают чересчур стремительное вхождение в поворот, излишние выкручивание руля, жёсткое торможение педалью в пол или же слишком сильное выжимание газа в момент поворота. Нейтрализовать снос можно, устранив его первопричину. Вероятность того, что транспортное средство уйдёт в занос или же в снос, повышается при его движении на нейтральной передаче.
Безопасное вхождение в поворот
Заднеприводный автомобиль должен входить в поворот и выходить из него, максимально сбросив скорость. При этом водителю следует отпускать педаль газа медленно и плавно. Резкое торможение лишь поспособствует сносу или раскручиванию автомобиля. А значит, ваши шансы улететь в кювет возрастут в разы.
Поворот на переднем приводе начинается со снижения скорости. А вот завершать манёвр нужно будет намеренным увеличением газа.
Три зимних дорожных правила. Вместо заключения
Вне зависимости от типа привода и коробки передач вашей машины, зимой необходимо строго соблюдать три общих дорожных правила:
- снизить скорость на 10-15 км/ч от привычной летней;
- держать дистанцию, в идеале в 2 разу большую, нежели летом;
- двигаться без резких манёвров: газовать плавно, но уверенно, а тормозить постепенно, путём импульсивных, коротких нажатий на педаль.
Прекрасным дополнением к выполнению этих правил станет осознанность самого автомобилиста, его способность быстро оценивать сложившуюся дорожную ситуацию и принимать логически верные решения, а также его спокойствие и уверенность в своих силах.
Подписывайтесь на канал «Кардан Баланс», чтобы быть в курсе всех самых свежих автомобильных новостей. Мы пишем только о важном для автомобилистов. Конечно не забываем и про карданы.