«Снежная королева» под новый год или после еще ничего (утренники там или балет Севагина), а то ли дело балет Ф. В. Лопухова «Ледяная дева»! Продолжим вспоминать творчество этого балетмейстера 1920-х годов (начав с очень необычного «Щелкунчика»). Но порядок в реальности был обратный: «Ледяная дева» 1927 года, «Щелкунчик» 1929-го (о нем я недавно рассказывала первым).
Федор Васильевич Лопухов (1886–1973), балетмейстер бывшего Мариинского театра, обратившись к «Ледяной деве», сделал вторую постановку – подобный балет уже был, и достаточно недавно. В 1917 году идею балета и сюжет задумали балетмейстер Б. Романов и художник А. Головин, авторами подробного сценария стали П. Потемкин и А. Шайкевич, и по их пожеланиям Б. Асафьев собрал партитуру из музыки Э. Грига (из известных «Песня Сольвейг» («Пер Гюнт»), «Ноктюрн» и другие «Листки из альбома»). Время шло, Б. Романов эмигрировал, балет стал ставить другой балетмейстер П. Петров, наконец, в 1922 году балет под названием «Сольвейг» увидел сцену. И… прошел достаточно незамеченным.
Взявшись возобновлять балет, Лопухов отредактировал сценарий, под его редакцию Б. Асафьев и дирижер А. Гаук переделали музыкальную партитуру, оформление художника А. Головина решено было оставить, а вот хореография стала совершенно новой, как и сам подход к балету. Премьера прошла 27 апреля 1927 г.
Самая общая канва сюжета была довольно традиционна для балетного жанра от 1830-х гг. и позднее: драма героя, мечущегося между неким фантастическим идеалом девушки и реальностью, аллюзий на знакомые балеты можно найти немало. Вот теперь к сюжету и перейдем.
Балет имел «рамку»: в начале (и в конце) норвежцы слушают рассказ старика о ледяной деве и юноше. На дереве над людьми сидит ледяная дева. Сюжет рассказа и разворачивается на сцене.
1 акт
Горное ущелье, занесенное снегом. Здесь царит сама Зима – она справляет свой праздник.
С гор спускается на лыжах молодой норвежец Асак. У любопытного юноши из ума не идет слышанная легенда о ледяной деве, вот он и проник в почти недоступное людям ущелье, чтобы увидеть этот сказочный мир царства зимы и, главное – ледяную деву. Но кругом – никого. Вдруг он видит сидящую на дереве Ледяную деву. Он не верит своим глазам – но видение и исчезло. И опять появилось, но уже в другом месте. Из сугроба ледяная дева выросла за его спиной и встала ему, сидящему на колене, на плечо. Так началось их знакомство и дуэт (музыка «Ноктюрна» Грига). Непонятная дева, то нежная, то холодная, она то замирает на его плече в поддержках, то свивается в кольцо.
После дуэта она раз – и опять на дереве (в концертных записях этого нет), и дерево исчезает вместе с ней. Ледяная дева пропала. Зато ущелье перестало быть пустым. Появлялись горные духи кобольды, а за ними 13 ледяных дев – совершенно одинаковых. То появляясь, то исчезая, они дразнят Асака. В танец вступают снежные юноши, вскидывающие один за другим ледяных дев на плечо. Настоящая же ледяная дева опять видна на дереве. Она падает с него на руки юношей, несколько взлетов на их руках – и взлетает опять.
Она танцует одна диковинный пляс – «поступь Ледяной девы».
Вариация с 5-й минуты, перед этим еще одна запись дуэта, а рассказчик – сам исполнитель в молодости партии Асака Петр Гусев.
Ветер поднимает метель. В общем вихре беснуются снежинки, ледяные девы, кобольды. Но эта вьюга – последняя. Зиму выгоняет весна.
2 картина
Тот же пейзаж, но уже летом. На горном пастбище – крестьянская девушка Сольвейг с матерью. На скале появляется Асак. Он вернулся сюда в надежде опять встретить ледяную деву. Глянув в лицо незнакомой девушки, Асак обомлевает: это лицо ледяной девы.
Конечно, обе партии исполняла одна балерина – Ольга Мунгалова. Постановщик не давал ответа о причине появления двойников: то ли ледяная дева оборачивалась девушкой, то ли девушка просто случайно похожа на нее, а разницу дополняет воображение Асака. Да это было и не слишком важно: артисты и зрители могли принимать любую версию.
«Тебя я видел здесь зимой? Ты ледяная дева?», – спрашивает Асак. Сольвейг не понимает этих странных вопросов, отвечает, что впервые видит его. Асак колеблется: неужели он обознался? Но возможно ли такое сильное сходство? Нет, она дразнит его и не сознается, а сама превратилась в крестьянку, чтобы увидеться с ним летом. Колебания отброшены. Асак предлагает Сольвейг стать его женой. Занавес.
2 акт
1 картина
В горной деревушке большой праздник – свадьба Асака и Сольвейг. Танцы. Они сменяются играми гостей. Молодежь разжигает смолу в бочке и демонстрирует гостям ловкие прыжки через эту горящую бочку. Сольвейг уговорили попробовать. Она прыгает, но попадает на бочку… над бочкой белый дым, и Сольвейг исчезает. Она словно бы растаяла. (Здесь использована скандинавская версия сказки о Снегурочке, которую у них и зовут Сольвейг). Растаяла? Значит, сердце не обмануло Асака – Сольвейг и была ледяной девой! И он навеки потерял ее! Расталкивая толпу, он убегает в горы.
2 картина
То же знакомое нам горное ущелье, и опять зимой. Возвращается изгнанная весной Зима со свитой. Преследуемый вихрями, врывается обезумевший Асак: он вернулся, чтобы еще раз увидеть ледяную деву. И его желание исполняется, но как! Ущелье опять, как и ранее, заполняет вереница ледяных дев. Они одинаковы, бесстрастны и безразличны к нему. Они, словно насмехаясь, повторяют танец ледяной девы. Асак заглядывает в лицо каждой, прикасается к ней – и каждая падает от его прикосновения. Упали все «штабелем». Не найти ему своей любимой ледяной девы среди них!
А в ущелье возвращаются утихшие на время вихри. Они подкрадываются к Асаку и кружат его. Горе смертному, попавшему им руки! Бешеный пляс торжествующих вихрей ускоряется. Из рук в руки перекидывают они Асака. (Тут автор этих строк вспоминает расправу виллис с Гансом в «Жизели»). Из последних сил Асак бежит к дереву, на котором впервые увидел ледяную деву, и пытается залезть на него. Вихри стаскивают его с дерева. Асак теряет сознание. Вихри подхватывают его, тащат в горы, швыряют оттуда… Безжизненное тело они забрасывают на дерево. Оно висит вниз головой, а вихри пляшут вокруг дерева и подпрыгивают в желании схватить его.
Старик закончил свой грустный рассказ. Как и в начале, звучит музыка Песни Сольвейг (Грига из «Пер Гюнта»). По-прежнему на дереве над людьми сидит ледяная дева, только теперь на нем уже висит и погибший безумец.
* * *
Балет «Ледяная дева» шел с 1927 по 1937 год. В 1931 г. его автора «ушли» из театра, сурово критиковали, называя формалистом, после успешных хореодрам 1930-х гг. «Ледяная дева» казалась принадлежащей прошлой эпохе… и все-таки было в ней что-то, что оставляло ее в репертуаре: скрипя зубами, не могли не признать ее высокой художественной ценности, и зритель ее хорошо принимал. Главную партию все время, кроме редкого исключения (о нем позже) танцевала Мунгалова. Партия была сложнейшей. Практически все ее сложности были в насыщенной первой картине первого акта. Партия фактически (кроме сидения на дереве) начиналась со сложного дуэта. Потом, через какое-то время, она бросалась на руки снежных юношей, и они ее подбрасывали: трюк, привычный цирку, но не балету. Затем соло – жутковатое впечатление оставляющий пляс «поступь ледяной девы». Оно было поставлено словно в противовес классическим вариациям: чем корявее, некрасивее, непохожее, тем лучше. Она состоит как из классических, так и новых движений, лейттема – шпагат. Танец хорошо ложился на музыку и впечатление о страшном ледяном существе создавал.
Во второй картине балерина перевоплощалась в крестьянскую девушку Сольвейг. После сложной вышеописанной картины она выходила и вовсе в туфлях на каблучках, а не на пуантах, единственным ее соло был достаточно несложный танец. Растаяв, прыгая через бочку, балерина была уже практически свободна. Теперь она только опять появлялась сидя на деревне в финальной сцене, а все сценическое внимание приковывал к себе Асак и кордебалет.
Наиболее ценные элементы классического танца плюс хореографически-театрализованная физкультура и акробатика – вот основные черты «Ледяной девы», по словам Ф. В. Лопухова. Как мир злой зимней природы противостоял миру людей, так и классический танец, обогащенный акробатикой, противопоставлялся этнографическому характерному норвежскому танцу во 2 картине (где и не было классического танца).
Акробатика в балете, считал в те годы Ю. Слонимский, быстро достигла своего совершенства в «Ледяной деве» и тут же, в ней же себя исчерпала. Дальнейшие спектакли, поставленные Лопуховым на акробатике («Щелкунчик» и «Золотой век») успеха не имели, быстро сошли со сцены, и автор их покинул свой театр. После чего его спектакль еще 6 лет продержался в репертуаре. Еще Лопухов в свое время предложил подготовить главную партию Галине Улановой, и она ее исполняла… но всего несколько раз. Она признавалась, что партия на грани ее физических возможностей. Более крепкая физически и виртуозная Наталия Дудинская тоже могла бы справиться с партией, но она от нее вовсе отказалась. Балет с 1937 несколько лет не появлялся в афише, а затем война, эвакуация, да и внезапная преждевременная смерть Мунгаловой не оставили шанса на возобновление. Да, жив и деятелен был его балетмейстер, но он не стал оглядываться на прошлое и занялся новыми постановками (да, в Кировский театр Лопухов вернулся). Только много лет спустя (в 60-е гг.), для своего юбилейного вчера он отрепетировал с молодыми солистами Кировского театра танцы из своих ранних балетов, в т. ч. дуэт и вариацию из «Ледяной девы». Оказалось, что даже и спустя много лет хореография сложна для исполнителей.
По оценкам специалистов, это лучший балет 1920-х годов, и один из лучших советских балетов сказочного сюжета, хоть сказка и такая суровая.
В зимнем эфире был канал «Любитель балета», здесь каталог его старых статей.