Классификация информационных технологий.
Информатизация образования – это процесс, предполагающий внедрение информационных технологий во все виды и формы образовательной практики, трансформация на этой основе существующих и появление новых образовательных моделей. Для успешного внедрения информационных технологий в образовательный процесс необходимо создание единого информационного пространства школы, а также вовлечение учителя в процесс информатизации школы. Учителю при этом предоставляется возможность самостоятельно выбирать содержимое электронного сопровождения урока.
Информационная технология обучения – это педагогическая технология, применяющая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеотехнику, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.
Информационные технологии, как правило, рассматривают в трех аспектах:
1) как предмет изучения;
2) как средство обучения;
3) как инструмент автоматизации учебной деятельности.
В обучении информационные технологии могут быть использованы, во-первых, для предъявления учебной информации обучающимся, во-вторых, для контроля успешности ее усвоения.
К числу компьютерных информационных технологий предъявления учебной информации относятся: технологии компьютерного обучения; мультимедиа-технологии; технологии дистанционного обучения.
К средствам обучения, реализующим информационные технологии, относятся компьютерные обучающие и тестирующие программы, электронные учебники, мультимедийные приложения, курсы дистанционного обучения и т. п. Под компьютерными обучающими программами понимают программы, обеспечивающие достижение заданной дидактической цели при обучении какой-либо учебной дисциплине или ее разделу . В состав каждой из них входят учебные тексты, определения понятий, теоретические выкладки, формулировки теорем, условия задач и правила их решения, формулы, графики, таблицы, рисунки, схемы, контрольные вопросы. Одним из основных свойств компьютерных обучающих программ является то, что они способны управлять действиями обучающихся: способствовать обучению, контролировать его успешность, оказывать консультации, выдавать справки. Компьютерные тестирующие программы позволяют контролировать знания обучающихся. Они должны обеспечивать возможность ввода ответов в форме, максимально приближенной к форме естественного диалога; адекватный анализ ответов; корректность тестовых заданий; протоколирование диалога обучающихся с системой; сбор и обработку информации о результатах контроля; формирование по результатам контроля отчетов любого уровня. Компьютерные обучающие и тестирующие программы, в которых учебный материал по той или иной учебной дисциплине представлен в наиболее полном виде, называют электронными учебниками.
Современные средства вычислительной техники позволяют одновременно использовать тексты и графические изображения, обеспечивать их звуковое сопровождение. Такую многокомпонентную информационную среду обозначают как мультимедиа.
Принципиально новые возможности перед системой образования возникают в настоящее время в связи с использованием компьютерных сетей (передачи информации World Wide Web, или WWW; электронной почты, телеконференций, т.д.). Компьютерные сети являются важнейшей составляющей современных систем дистанционного обучения, основой для создания систем открытого образования.
Использование в образовании компьютерных сетей позволит со временем создать единое мировое образовательное пространство, открытое для любого гражданина нашей планеты.