Русская освободительная армия была создана в 1942 году бывшим генерал-лейтенантом Андреем Власовым. В неё входили советские военнопленные русской национальности, а также эмигранты и бывшие бойцы Белой армии. Однако РОА была создана лишь на бумаге. Добровольцев было значительно меньше, чем ожидало немецкое руководство, кроме того рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер, ответственный за холокост и гибель советских мирных граждан, опасался, что РОА развернёт оружие против немцев, как только появится на поле боя. Поэтому первое военизированное формирование вступило в бой лишь 9 февраля 1945 года и было разгромлено, а многие бойцы, как и опасался Гиммлер, перешли на сторону красноармейцев. Генералов РОА предали суду и повесили в Москве. Всего этого не предполагал генерал-майор РККА Шаповалов, когда вставал на путь предательства, но в отличие от Власова и компании, он не был предан суду. Так как же сложилась судьба генерал Шаповалов?
Служба в Красной Армии
Шаповалов Михаил Михайлович родился 11 января 1898 года в Курской губернии в крестьянской семье. Про его детство и юность почти ничего не известно, но известно, что Михаил с 1915 года принимал участие в Первой Мировой войне. Он сумел дослужиться до офицерского чина, пока в марте 1918 года не был демобилизован. Сразу после демобилизации он вступил в ряды Красной Армии и стал командиром кавалерийского эскадрона, с которым принимал участие в Гражданской войне.
20 декабря 1918 года в одном из боёв против войск Украинской рады Шаповалов попал в плен, но уже через месяц ему удалось сбежать и вернуться к своим. Список сражений будущего генерала по-настоящему впечатляет: бои с войсками Колчака, Деникина, Врангеля, с войсками национальных кавказских республик, сражения на Южном, Юго-Западном, Кавказском и Западном фронтах. В 1921 году Шаповалов неожиданно был исключён из партии за "кулацкое происхождение" и "службу царским офицером", как утверждают исследователи. Однако исключение из партии не разрушило его карьеру военного. Он продолжал службу в Крыму и на Юге России. В 1932 году стал начальником химической службы Владивостокского укрепрайона, а спустя пять лет в звании майора дослужился до начальника штаба укрепрайона. Через год он уже был полковником.
Но той же осенью 1937 года Шаповалов был арестован как участник "антисоветского, фашистского заговора",, и людей с таким обвинением ждал расстрел, к тому же, появились вопросы по поводу исключения из партии в 1921 году. Но полковнику повезло, Берия уже остановил репрессии в Красной Армии, а также тесная дружба с будущим адмиралом Октябрьским помогла Шаповалову. Он провёл в заключение 8 месяцев, не брал на себя вину и после освобождения стал слушателем Военной академии РККА им. Фрунзе, параллельно возглавлял школу береговой охраны Крыма в Севастополе, находясь в подчинение своего друга Октябрьского, который уже стал командующим Черноморского флота.
Участие в Великой Отечественной войне и предательство
Вести о начале войны встретили Шаповалова в той же должности и в том же звании. В августе полковник получил приказ сформировать 1-ю Крымскую дивизию народного ополчения, с чем он успешно справился меньше чем за месяц. Дивизия была набрана из крымчаков, евреев и коммунистов, поэтому боевой дух у бойцов был высокий, ведь вскоре пришлось защищать родную землю. Однако стрелковое оружие было ещё со времён Первой Мировой войны, некоторые батальоны использовали немецкие и даже японские винтовки. Дивизия приняла боевое крещение в сентябре 1941 года у Ак-Маная, где ей противостояли силы 11-й армии Вермахта.
К лету 1942 года положение на Южном фронте было крайне тяжёлым: поражения на Донбассе и в Крыму, а также гибель многих командиров отразилась на кадрах в Красной Армии. И полковнику Шаповалову выпал шанс - его назначили командиром 1-го стрелкового корпуса. Вскоре корпус получил задачу оборонять Армавир и левый берег Кубани силами всего двух бригад и одного артполка, которые достались Шаповалову. К 4 августа корпус должен был занять оборону в полосе 40 км на противоположном берегу, не имея поблизости других соединений РККА, а впереди были части трёх немецких дивизий. Шаповалов уступал по всем параметрам немцам и даже не имел бронетехнику, поэтому он нарушил приказ командующего фронтом, отвёл свои войска на другой берег, чем избежал полное окружение, что оголило бы этот участок фронта.
Кроме того, полковник сумел собрать несколько сотен человек из других разбитых дивизий. Благодаря умелым действиям, удалось на неделю остановить численно превосходящего врага. Однако к 10 августа при отступлении из Армавира, полковник попадает вместе со своим штабом в окружение, он просит сначала помощь от командования, но получает отказ. После, уже генерал-майор, это звание он получил накануне, запрашивает самолёт для эвакуации, так как все его войска были уничтожены. Но не получив ответ, он сдаётся немцам. Одним из факторов, подтолкнувшее к предательству стало чувство ненужности. Шаповалов был героем Гражданской войны, воевал на всех фронтах, закончил несколько школ и академий, но на груди носил всего одну награду - XX летие РККА, за что его в шутку высмеивал тогда контр-адмирал Октябрьский.
Шаповалов отлично справился со своими обязанностями в Крыму и на Кубани, даже не получая поддержку, но последней каплей стало окружение и холодная реакция командования. Некоторые полагают, что причиной стало неустойчивое психологическое состояние. Кроме того, до генерала дошли новости об аресте командиров соседних дивизий Ромашенко(расстрелян в декабре 1942 года) и Озимина. Предательство Шаповалова повлияло и на его корпус: подвиги его и его бойцов были забыты, про героическое сражение у Армавира принято не вспоминать. Однако и трусом Шаповалова назвать нельзя, трус не станет руководить на самом передке своими частями и не пойдёт с шашкой на численно превосходящего врага.
Так или иначе предательство генерала обескуражило Ставку и в первую очередь контр-адмирала Октябрьского. В плену Шаповалов пожелал встать на борьбу со "сталинским режимом". Немцы использовали его в своей пропаганде, он обращался к бойцам с воззваниями. В войска Власова Шаповалов вступил в декабре 1944 года и получил звание генерал-майор РОА. В феврале 1945 года возглавил 3-ю дивизию РОА. Если 1-я и 2-я дивизии приняли участие в боях против красноармейцев, хоть и были разбиты, то 3-я дивизия была создана лишь на бумаге. Однако несколько сотен бойцов он успел собрать и в апреле выдвинулся к генералу Трухину в Чехию. Поражение Германии стало очевидным и власовцы хотели маршем дойти до американской зоны оккупации, где надеялись, что их не выдадут Советского Союзу. 5 мая Шаповалов узнал, что генерал Буняченко желает помочь пражскому восстанию против гитлеровцев, желая искупить свою вину.
К слову, они серьёзно повлияли на успех восстания, а части РККА понесли минимальные потери в тех боях с немцами после ухода власовцев(Об этом вы можете почитать здесь). 8 мая бойцы Шаповалова появились у Праги, но Буняченко уже в городе не было. На одном из блокпостов генерала опознал советский офицер. Его тут же задержали чешские партизаны и без суда расстреляли, после рассказа о предательстве. Так закончилась жизнь генерала Шаповалов, в день когда на его Родине люди получили вести о долгожданной победе.