Председатель неправительственной некоммерческой организации «Европейский комитет по расширению НАТО» Гюнтер Фелингер призвал Ереван присоединиться к альянсу.
«Я призываю Армению вступить в НАТО», — написал он в своем аккаунте. Публикация обращена к премьер-министру Армении Николу Пашиняну.
Кроме того, Фелингер отметил в сообщении аккаунт президента Соединенных Штатов Джо Байдена и добавил фразу «защитите Армению».
Общаясь с руководителем Института региональных проблем, доцентом Финансового университета при правительстве России Дмитрием Журавлевым, «Свободная Пресса» поинтересовалась, почему же в Североатлантическом альянсе, как говорится, положили глаз на Армению.
- — Турция, конечно, член НАТО, но строптивый. Турецкая армия вторая по размеру среди армий альянса, но Эрдоган считает себя независимым лидером — у нас оружие покупает, и вообще — хулиганит. В этих условиях влияние НАТО на Южном Кавказе, мягко говоря, слабовато. Поэтому Армения, как член НАТО, это полезно.
- Точнее даже, Армения будет нужна альянсу не как член, а как точка у НАТО, куда можно войска перебросить, или от имени Армении что-то потребовать. То есть, как Прибалтика — никто же не ждет, что эстонская армия существенно повлияет на баланс военных сил в Европе. Но в качестве члена НАТО Эстония означает, что все берега Балтики, кроме российских, являются натовскими.
- Кроме того, поход НАТО на Южный Кавказ является также необходимым для обсуждаемого южного коридора для товаров из Индии в Европу. Без Южного Кавказа здесь не обойтись, поэтому нужна некая страна, чтобы она могла стать оператором процесса.
- Нынешняя Грузия таким оператором быть не может — она, конечно, лучше бы подошла: и страна мощнее, и берегов больше, ведь Армения-то выходом к морю не обладает. Но грузины сегодня не очень рвутся в какие-то альянсы.
- Грузинское правительство очень взвешенное, старается не обострять отношения ни с нами, ни с Западом, но и вставать на его сторону не хочет. Зато Никол Пашинян готов раствориться в Западе, готов во имя западных обещаний делать все что угодно, даже отдать Карабах. Он сам напрашивается на вступление в западные альянсы.
- Я думаю, что ему, конечно, больше хотелось бы в Евросоюз, но можно и в НАТО, потому что если он вступит в альянс, то нападение на Армению будет означать нападение на НАТО, а, значит, с Азербайджаном он сможет говорить другим языком.
«СП»: Тем не менее, Армения является членом ОДКБ…
- — Пока да…
«СП»: А сам Пашинян недавно приезжал в Питер на саммит ЕАЭС…
- — Заметьте — ЕАЭС. А на встречу ОДКБ Армения официально демонстративно не приехала. Если появится реальный шанс стать членом НАТО, Пашинян из ОДКБ выйдет, это не вопрос.
- То есть, он в ОДКБ до тех пор, пока его противники, не простившие ему Карабах, могут прийти его свергать. Он обязательно вспомнит, что он в ОДКБ, и потребует ввести войска, чтобы его защитить.
«СП»: То есть он пытается усидеть на двух стульях?
- — Он пытается технично пересесть со стула на стул, чтобы не оказаться в ситуации, когда с одного стула он уже встал, а другой ему еще не поставили.
- То, что он дрейфует от ОДКБ к НАТО, не является вопросом. Вопрос в том: как продрейфовать так, чтобы выжать из ОДКБ максимум, и все-таки вступить в Североатлантический альянс.
«СП»: Но даже Гюнтер Фелингер предупредил, что если Армения и вступит в НАТО, то это перспектива очень далекая.
- — Да, чисто технологически это длинный процесс…
«СП»: Можно ли полагать, что Пашинян начнет торговаться с Москвой по факту приглашения в альянс?
- — Пашинян начнет торговаться со всеми в любом случае, если есть возможность торговаться. Просто он тапкой человек.
- Безусловно, он будет торговаться с нами. Но если у нас хватит наивности поверить его обещаниям, то мне очень жаль Россию, потому что он не будет нашим союзником ни-ког-да!
- Он будет союзником Западу. Проблема лишь в том — как стать союзником Западу?
- Сейчас он нужен для определенных экономических и логистических проектов. Но, по большому счету, Армения мало кому нужна. Поэтому, чтобы стать союзником Западу, он, скорее, поиграет с нами. Но, в конечном счете, пытается войти в НАТО.
- Возьмут ли его туда, как скоро — это вопросы третьи. Но он хочет, очень хочет. У него просто кипит: войти в НАТО и Евросоюз, потому, что он надеется на дотации, на подачки. Русские-то и так и так будут помогать, причем бесплатно. А чтобы что-то получить от Запада, придется поработать показать свою верность и лояльность.