Найти тему
Загорские истории

Прогулка в прошлое - первые годы музея в Абрамцево

Оглавление
О том, как и чем жил музей в 1925 году и как всего лишь три человека смотрели за музеем и вели научную работу. И о том, как дочь Саввы Мамонтова создала музей, будучи его первым хранителем и директором.

Фотографии 1925-го и 1926-го года хорошо показывают то, в каком состоянии был Абрамцевский музей в те времена. А уж если посмотреть архивные документы – смету музея, планы работ, то картина становится ещё интереснее.

Вот фотография 1926-го года. Экскурсанты пьют чай в Абрамцево. Уютно всё, по-домашнему как-то.

Губарев Александр Александрович. Абрамцево. Чаепитие экскурсантов. 1926 год.
Губарев Александр Александрович. Абрамцево. Чаепитие экскурсантов. 1926 год.

Как говорит один известный и уважаемый товарищ – в цепких лапах оказалось несколько документов, проливающих свет на самые простые, но крайне интересные факты жизни музея того времени.

Сотрудники музея

Заведующим музеем в те годы была Александра Саввишна Мамонтова. Без сомнений, благодаря её стараниям и сохранился музей.

Но сколько людей тогда работало в музее? В смете указано всего три человека: сама заведующая, музейный надзиратель и сторож Чуть позже добавили должность коменданта.

Губарев А. А. Усадьба Абрамцево. Фасад дома со стороны въезда. 1925 год.
Губарев А. А. Усадьба Абрамцево. Фасад дома со стороны въезда. 1925 год.

Заведующая получала по 15 разряду 81 рубль и 40 копеек в месяц, надзиратель по восьмому разряду – 37 руб. 66 коп., и сторож по седьмому разряду – 34 рубля 02 коп. Хотели ввести должность коменданта по 11 разряду с окладом в 55 рублей, но не ввели. Вернее, должность такая была и её упразднили в 1924 году, хотели восстановить, но не сумели.

Удивляет, с одной стороны, большой разрыв между заведующим музеем и надзирателем, а с другой стороны – что музейный надзиратель тарифицируется всего лишь по восьмому разряду и получает на три с половиной рубля больше, чем сторож седьмого разряда.

Собственно, не так уж и много планировалось потратить денег на музей в тот год. На научную работу – чуть более тысячи рублей, на зарплату – полторы тысячи, четыреста шестьдесят – на хозяйственную часть и одну тысячу на ремонт и строительство. Итого – немногим более четырёх тысяч рублей.

Ремонт и расходы по хозяйству

В части музейной работы планировали потратить 250 рублей на приобретение новых экспонатов, например. И целых пятьсот – на издание путеводителя по музею, 12 листов с иллюстрациями.

  • По хозяйственной части – уход за территорией, уборка в музее, покупка лопат, граблей, закупка дров.
  • Устройство помойной ямы должно было обойтись в 50 рублей
А вот устройство кипятильника для воды на площадке перед музеем – в 100 рублей. Планировали построить под навесом кирпичную печь с кубом для экскурсантов.
  • На всяческие мелкие работы планировалось выделить 400 рублей: мелкий ремонт 6 печей, побелка подоконников, ремонт цоколя.

В остальном же работ смета была приблизительная. Поскольку нет архитектора, то и сказать точно, что нужно сделать не представлялось возможным. Планировалось восстановить крыльцо с главного подъезда музея, заменить полы и накаты в трёх помещениях, покрасить подоконники и рамы, провести другие мелкие, но многочисленные работы.

Однако, многое находилось у упадке. Вот скамейка Врубеля, фотография 1926 года. Состояние её, сами видите, крайне плачевное. Но денег на её ремонт не выделено.

Музейная работа

Ну а что же по научной и культурной части?

Производственный план рассказывает нам о том, что не так уж и много делалось в музее. Да это и не удивительно. Людей в музее работало именно что «раз, два и обчёлся».

Два человека, сама Александра Саввишна и сотрудница Бархатова Александра Васильевна занимались как научной, так и хозяйственной работой. Ну и сторож, Редькин Марк Александрович. Вот и весь личный состав. И всё это музейное богатство охранял один лишь сторож и всего две женщины. И ведь никто не покусился, всё было сохранено.

  • Состав музея

Итак, в музее было три отдела: Аксаковский, эпохи Мамонтовых и крестьянского творчества. По всем трём отделам в 1925-м году была проведена краткая инвентаризация и учёт всех предметов. А по последнему отделу начали систематизировать и научно описывать коллекции кустарного резного творчества.

В следующем же году планировалось эти работы продолжить. А вот по отделу эпохи Мамонтовых планировалось описать картины и портреты, установить точные даты и легенды к ним. Для этого необходимо было собрать материалы, сведения о тех, кто бывал в Абрамцево в эпоху Мамонтовых.

А. С. Мамонтова перед главным входом
А. С. Мамонтова перед главным входом

Кстати, последнее говорит нам о том, что к Александре Саввишне наверняка наведывались в гости многие из тех, кто лично знал и её отца, её семью. И это могли быть не только художники, но и люди, нам неизвестные.

  • Залы музея

Всего же в музее было восемь залов. Все они были расположены на первом этаже.

Пройдёмся по залам музея, узнаем, что же там находилось. И поможет нам в этом схема первого этажа и описание залов из производственного плана.

Схема первого этажа музея
Схема первого этажа музея

Из передней мы попадаем в первый зал. «В нём помещены 2 шкапа с фарвором и стеклом», по стенам – расписные блюда, картины. На полке расставлены майоликовые вазы.

Второй зал – Аксаковский кабинет, в котором сохранена его подлинная обстановка. На стенах – портреты времён Аксакова. В витрине – письма Гоголя и рукописи Аксакова и его сыновей. Отдельно стоит шакп с изданиями книг Сергея Тимофеевича Аксакова.

В этом зале предполагалось дополнить экспозицию другими имеющимися письмами Гоголя, а так же портретами тех литераторов, что принадлежали к кружку Аксакова и которые часто бывали в Абрамцево.

В комнате был камин, который к той эпохе не относился. Его предлагалось сломать.

Третий зал уже относился к эпохе Мамонтова. В нём – произведения художников Поленова, репина, Васнецова, Нестерова, Серова, Врубеля и других. И коллекция майолик-скульптур работы Врубеля. Здесь каких-либо особых изменений не планировалось.

Четвёртый зал, гостиная. Здесь сохранялась обстановка Мамонтовской и, частично, Аксаковской эпохи. На стенах – семейные портреты Мамонтовых.

Пятая комната – комната рисунков. Как написано в документе: обстановка – желтой атласной берёзы. На стенах зала расположилась экспозиция застеклённых рисунков и фотографий. Коллекция маленьких этюдов маслом и шкап с художественными изданиями дополняли экспозицию.

Шестой зал, угловая комната. Среди мебели карельской берёзы расположилась выставка картин Е. Д. Поленовой. По окончании выставки часть картин, принадлежащих музею, оставалась в этом зале, а свободные места должны были занять акварели других художников из собрания музея.

В 1925-м году в этом зале устроли выставку работ Е. Д. Поленовой. Основой выставки стали её картины, которые хранились в Абрамцево. Помимо этого выставили рисунки, которые относятся к столярному делу и образцы работ учащихся местной столярной мастерской, исполненные по этим рисункам. Сделали каталог выставки.
Выставка должна была показать местным крестьянам значение Е. Д. Поленовой для местного края. И это действительно было важно, особенно на фоне того, что крестьяне выступали против музея (подробности – в этой статье).
На открытии присутствовало много местных граждан. Были и ученики Елены Дмитриевны. Посетили выставку и множество экскурсий учащихся и рабочих. Всего же на выставке побывало три тысячи человек. Расход «выразился в сумме 125 рублей».

Седьмой зал – зал крестьянского творчества. Здесь посетители могли лицезреть коллекции разных предметов и вышивок «в шкапах». Планировали разместить экспозицию рисунков и образцов резьбы.

Восьмой зал, запасной. Здесь половину зала планировали отгородить шкапами и устроить проход между шестым залом и комнатой под номером XIV, присоединив её к экспозиционным залам. На схеме запасной зал обозначен под номером XIII.

А вот в комнатах XV и XVI жила сама Александра Саввишна.

Е. Г. Мамонтова в своём кабинете, 1880-е годы
Е. Г. Мамонтова в своём кабинете, 1880-е годы
  • Научная работа

В сущности, что можно было сделать за эти семь лет, если считать с 1919 года силами двух человек? Скорее всего, много сил и времени уходило на то, чтобы просто сохранить имеющееся. Не только картины, письма, книги и прочее, но и сами здания, всё обширное хозяйство.

Дело в том, что на территорию музея имели свои виды и местные крестьяне и совхоз «Семеновод». Несколькими зданиями они владели. Местные крестьяне на Пасху хотели на службу в церковь, что по проекту Васнецова, построена, ходить. Ещё и ряд помещений сдавались в аренду жильцам, они свои доставляли хлопоты. До научной работы ли?

В общем, музей жил своей жизнью. Проводились экскурсии, делались доклады про времена Аксаковых, Мамонтова, о русском искусстве и крестьянском творчестве. Планировали расширить лекторскую работу «по выявлению значения Абрамцева как места возрождения русского искусства».

Небогатая была научная жизнь, скажем прямо.

И в заключении

В 1927 году Александру Саввишну сменит новый директор музея, Л. П. Смирнов. Он сумеет отстоять музей от попыток его закрыть и музей не пркратит свюю работу. В 1939 году он выпустит исторический очерк о музее.

В следующих статьях – новые факты того времени.

В статье использованы фотографии того времени авторства Губарева Александра Александровича, фотографа и краеведа. Из собрания «Государственного Исторического Музея». Источник – ГОСКАТАЛОГ.РФ.