Найти тему
Архивариус Кот

«Люди холопского звания»

Сцена из спектакля Малого театра (1886 г.)
Сцена из спектакля Малого театра (1886 г.)

Люди холопского звания —

Сущие псы иногда:

Чем тяжелей наказания,

Тем им милей господа.

Эти строки Н.А.Некрасова приходят на память, когда думаешь о тех, кто окружает воеводу. Именно такую свору «псов» выводит автор. Это и ключник Неустройко, и шут Бессудный (очень скоро такое же прозванье Островский даст разбойнику – хозяину постоялого двора «На бойком месте», но думаю, что и тут имя не случайно), и вдова Ульяна.

К.В.Лебедев. Соколиная охота
К.В.Лебедев. Соколиная охота

Мы видим спесь ключника, командующего слугами и грозящего палкой:

Примусь учить, так небу жарко будет.

Ворочайся, да живо! Мнётся, словно

Медведь учёный.

Он даже с гордостью будет говорить о своих «трудах»:

Я день-деньской, как отымалка, мычусь,

На части рвусь, куска недоедаю….

«Отымалка», по словарю В.И.Даля, - «тряпка, которой берут горшок из горячей печи; тряпка для различных кухонных надобностей». Нечего сказать, выразительное сравнение!

Неустройко всюду следует за воеводой, выполняя его приказы, именно он будет руководить поимкой «бунтарей» в финале пьесы…

Его дела вполне объяснимы, а вот «деятельность» шута Бессудного может вызвать только презрение.

Фрагмент картины К.Е.Маковского «Поцелуйный обряд»
Фрагмент картины К.Е.Маковского «Поцелуйный обряд»

Он явно не из тех шутов, которые были умнее своих господ и подчас даже манипулировали ими. Вероятно, он не глупее господина, но все свои способности обращает в угоду ему. В самом начале он побит, причём побит жестоко, и проклинает хозяина:

Ой, ой, убил, убил, прошиб до мозгу,

Проклятый пес, паршивая собака!

Издохнуть бы тебе, как басурману!

И чтоб ни дна тебе и ни покрышки,

Поганому. У! Волк тебя заешь!

Побит за то, что подшутил над намерением воеводы жениться:

Я сдуру-то сболтни ему неладно,

Мол, старому жениться ненадолго,

Да часто, мол, и не себе, а людям.

Наказание делает его озлобленным на окружающих:

Ну, подвернись который, изувечу!

Коль в волосы иль в бороду вцеплюсь,

Не выпущу; так вся в руках и будет,

Ни волоска живого не оставлю.

Почему затем приходит к хозяину с повинной, понять можно («Велит сыскать, так не проси пощады»), но ведь будет стараться выслужиться! Именно он укажет воеводе на Марью Власьевну:

На след попал, по красному по зверю.

Ты обожди, я погоню на вас…

…Вот зверь, так зверь; не соболь, не куница,

А красная девица. Эй! Ловите!

Перенимайте на дороге!

Именно он поднимет тревогу («Держите!.. Воры!») и помешает ей убежать со Степаном. А после, в воеводском тереме, как ни в чём не бывало, будет ластиться к ней («Ёжится и жмется к Марье Власьевне, она его толкает ногой») и приговаривать:

Спесива ты, дерёшься! А не знаешь,

Как бедного ежа встречают? – совершенно не реагируя на её слова:

Кабы не ты, гуляла б я на воле.

Постылый пёс, тебе бы беса тешить!

Ножа-то нет, зарезала б тебя.

И в финале будет подсказывать воеводе (а во второй редакции – Неустройко), как лучше поставить людей, чтобы предотвратить побег, и всячески помогать.

И ещё одна выразительная личность – вдова Ульяна, о которой сам воевода скажет:

Нравом ты свирепа,

Глядишь медведем, ни грозой, ни лаской —

Ничем не взять. Пили тебя на части —

Ты всё своё. Ежовою щетиной

Ты обросла кругом. Не надо беса,

Когда ты здеся.

Именно эти качества («Мне того и нужно») способствуют тому, что ей поручено следить на привезённой в терем Марьей Власьевной («Дело-то, я знаю, тебе по сердцу»):

Вся твоя забота —

Беречь боярышню, от ней ни шагу

Не отходить. Какие будут речи

Меж вами, сказывай! А баб и девок

Не допускай к боярышне с речами,

Блюди за ними крепко. Всё, что нужно,

Через тебя чтоб шло, никак не мимо.

Картина М.С.Молодых «Ксения Годунова». Но к нашей теме, я думаю, тоже подходит
Картина М.С.Молодых «Ксения Годунова». Но к нашей теме, я думаю, тоже подходит

Однако здесь воевода несколько просчитался. Хоть и «свирепа» Ульяна (хорошо скажет о ней мамка Недвига: «Откуда такое зелье взяли? На лес взглянет — так лес завянет»), но и она не без греха. Сначала будет жаловаться на «подопечную»:

И сладу нет. Совсем от рук отбилась;

Хоть молода, а норов стар…

…Житьё моё! Уж нечего сказать!

Вот дитятко на шею навязалось!

Ходи за ней! И не было печали.

Да черти накачали. Ты хоть лопни,

Она молчит и знать тебя не хочет,

Стоит как пень, ничем не поворотишь.

Но когда Марья Власьевна, явно по совету Олёны, видимо, хорошо характер вдовушки знающей, поднесёт ей дорогие наряды («тафтяную рубашку с запястьями», «летник — во́швы бархат на золоте», «телогрею с выпушкой» и перстень), немного посопротивлявшись искушению («Продам тебя, боярин, сердце чует. Не утерплю, продам»), она уже готова услужить:

Уж как тебя благодарить, не знаю

И не умею. Вся твоя. Хоть воду

Вози на мне. Сулил мне воевода,

Да жди-пожди, а он, гляди, обманет,

А ты добрей, ты прежде догадалась.

И уже спокойно соглашается пойти вместе с Марьей и Олёной в сад слушать соловьёв:

Что ж такое! Сходим

В сумеречки. Большой беды не вижу;

В своём саду, а не в чужом. Боярин

И не велел, да мало ль что! Наказы

Легко давать! Не всяко лыко в строку.

Наказ-то знай, а делай как придётся.

В первой редакции пьесы, выйдя в сад и испугавшись «буки», она спрячется и больше не появится перед нами, а вот во второй именно она позовёт на помощь, когда попытаются сбежать пленницы («Ушли, ушли. Держите их!»), а затем будет злорадствовать:

Задумала хитро, да как ни бегай,

А рук моих тебе не миновать.

Держите-ка её покрепче, девки!

И шут радостно добавит:

И всех перевязали

Одним концом; как жемчуг нанизали

На ниточку.

Справедливость восторжествует. А презрение к «холопским душам» останется…

****************

Этой статьёй я завершаю работу над циклом статей о пьесах А.Н.Островского. Кое-какие материалы ещё остались. Возможно, попозже и вернусь к ним. Но пока ставлю точку. Или многоточие…

Если понравилась статья, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!Навигатор по всему каналу здесь

"Путеводитель" по пьесам Островского здесь