Найти тему
Вокал без границ

Какая профессия лучше. Работа репетитором и педагогом музыки

Запись на уроки и консультации по электронной почте в описании. Только для подписчиков видео-сюрприз
Запись на уроки и консультации по электронной почте в описании. Только для подписчиков видео-сюрприз

Мне хочется ругаться, когда я слышу от некоторых родителей наставление детям "закончить педагогический вуз, чтобы денюжка всегда была". Мало кто мог бы спокойно и с радостью занять мое место...

В конце статьи расскажу сколько стоит час занятия у прослушивающихся и мечтающих попасть в большой театр.

Расскажу свои наблюдения о выживании преподавателей в Москве как бывший педагог Московского Института Культуры, член жюри конкурсов Московского Театрального Колледжа имени Филатова, выпускница аспирантуры РАМ имени Гнесиных, ныне преподаватель теоретических дисциплин в частной музыкальной школе.

Существует расхожее заблуждение, что учителю, если он преподает в гос. учреждении завсегда легче всех, потому что один график (не полный рабочий день, наличие каникул) чего стоит. А педагогам школы еще и платят неплохо, по меркам большинства.

Педагоги в школах.

Наверно можно позавидовать графику отличному от привычного 5/2. Но представьте на минуту 15 орущих детей (допустим это среднее число в классе групповых дисциплин в музыкальной школе), теперь умножим группу орущих детей на количество часов. Вопрос: сколько часов (в перспективе дней, месяцев и лет)) вы готовы не просто это выдержать, а еще научиться контролировать и управлять.

По правилам между занятиями должно быть минимум 15 минут, но некоторые школы искусств, например, ДШИ им. Стравинского, нарушают это правило, т.к. часов конечно же влезает в день больше, если не делать перерыва. Соответственно возможность зарабатывать - выше при минимуме затраченных дней. Было бы терпение и здоровье.

А теперь представьте, что вы должны объяснить некий предмет, и качество вашей работы будет проверяться всевозможными районными или местными работами, при этом дети будут (как все люди) делать все, что бы не сделать ничего. Родители, если повезет, будут просто задавать вам много всяких вопросов, а если не очень - выяснять иногда отношения. Директора, по моим наблюдениям в Москве, чаще принимают сторону родителей. Кроме этого необходимо разобраться в электронных ресурсах и вести документацию.

В Москве уровень дохода педагогов общеобразовательных и музыкальных школ считается вполне достойным, и, возможно, если вас не пугают гиперактивные дети, неадекватные родители, многоликое начальство и психологическое выгорание - вам сюда.

Интересно, по моему наблюдению, большинство опытных и успешных педагогов школ всегда заранее планируют каникулы и делают все, чтобы уехать отдыхать на все возможные свободные от работы дни. Возможно в этом один из секретов долгой и успешной работы по педагогической специальности.

Педагоги в колледжах и вузах.

Педагоги в вузах из-за низких зарплат выживают за счет совмещения нескольких специальностей, что объясняет низкое качество административной , а иногда и преподавательской работы. У некоторых нагрузка такая, что им вообще очень быстро становится вообще наплевать на все.

Парадокс. В вуз Москвы практически не реально устроиться преподавателем по вокалу. Легче уже стать певцом или артистом, чем педагогом вуза в нашей столице. И это при мизерном окладе. Раскрываю секрет:

В столичных вузах зашкаливающее "доверие": ни кто никогда не вникает в процессы происходящие на занятиях. Мне повезло - меня взяли на место некого "скандального" педагога. Устроившись во время обучения в аспирантуре без опыта, ни на одной из моих лекций (придуманной деканом дисциплины, которая в последствии стала моей авторской программой "Современные вокальные технологии и тренинг") ни разу за три года так ни кто и не пришел. Меня это поражает до сих пор.

Педагоги по вокалу могут вообще не проводить занятий, ссылаясь на отсутствие студента, и при этом спокойно получать свою зарплату, что и позволяет некоторым так же "усердно" занимать и другие должности.

В МГИК доходило до абсурда. Меня студенты спрашивали странные вопросы типа "подскажите пожалуйста что можно спеть на зачете, если вообще нет занятий вокалом", кто-то пытался хотя бы распеться или что-то показать и проконсультироваться в перерывах между лекциями, отловить меня до или после занятий. Я помогала, мне было жаль студентов, которые жили в общежитии и выживали как могли.

В 2022-23 учебном году вообще произошел инцидент, когда студентки заслуженной нашей преподавательницы отказались по ее указке брать справки и не петь зачет (так как не занимались), а самостоятельно подготовившись вышли и спели перед комиссией. Преподавательница "обиделась" и решила вовсе не заниматься с ними. В конфликт пытались вовлечь заведующую кафедрой, но она сказала, что не может перевести просто так студента, что преподаватель должен "сам отпустить ученика и отказаться от него". Но кто откажется от зарплаты ни за что, и с этими студентками занимался другой педагог, так же бесплатно и с сочувствием как и я. Ко мне так же не разрешили перевести студентку сославшись, что посередине года ник то не будет переделывать педагогическую нагрузку.

Я пришла в вуз для эксперимента, который необходим моей диссертационной работе. Но полноценная и честная работа рядовым преподавателем вуза - это не про заработок.

Репетиторство

Не все репетиторы могут достойно продать свой труд.

Для многих моя ставка в час более чем лакомая, но мало кто понимает что скрывается за моим трудом. Это не только лояльность, контактность и большая работа на успешность ученика, это еще и терпение эмоциональных и поведенческих качелей у учеников и родителей, иногда срывы занятий, спонтанные пропуски или требования доп. нагрузки и т.п. Для того, чтобы заработок репетиторством стал основным доходом нужна самодисциплина, контроль, умение предвидеть срывы занятий, "неадекват". А как жалко, когда талантливый ученик, с которым взяты вершины вдруг разворачивается и перестает заниматься, когда его не поддерживают родители, когда постоянно должен своим примером и учениками доказывать состоятельность и важность музыкальной профессии и вообще творчества в жизни человека...Несмотря на все это, я считаю, что мне повезло - я на своем месте, т.к. мои результаты растут, а ученики радуют.

Для справки, скажу, что я знаю преподавателей которые работают по любимой мной методике В. В. Емельнова за 6-7 т.р. в час, готовят учеников к прослушиванию в Большой театр, а преподаватели EVT (у меня две ступени с сертификатами) в Европе вообще получают 100 у.е. за урок.
Я не готовлю в Большой театр. :-)