Основанная в 2017 году в Пекине компания «Чудесные архитекторы» (Wonder Architects) объясняет свое название довольно просто: «чудо — это решение архитектурных проблем с помощью необычных и современных приемов, технологий и материалов».
В прошлом году «чудо-архитекторы» завершили строительство «каштановой террасы» в Хуайжоу - горном пайоне Пекина.
В начале 15 века в городе Хуанхуачжэнь префектуры Чанпин кипело строительство Великой стены. Рядом, в безымянной долине, люди вырезали террасу на полпути к горе и притащили туда множество грубо отесанных желтых камней. Предполагалось, что стена должна была оградить долину, но по неизвестной причине от проекта отказались, оставив разбросанные камни.
На протяжении веков здесь же постоянно высаживали каштаны, и каждую осень долина буквально преображалась из-за множества цветущих деревьев.
Надо сказать, что в древнем Китае понятие «терраса» было довольно расплывчатым. Это могло быть место, где люди любовались окружающим пейзажем, или сооружение для коммуникации между ними. Архитекторы компании попытались в своем проекте восстановить связь между людьми и ландшафтом. Проект был привязан к возведенным ранее навесам и сараям, а также старым каштанам, для обхвата самого большого из которых требовалось три человека. При этом навесы были «вплетены» в деревья.
Конструкция ранних построек соответствовала местному климату: крыша построена с учетом преобладающего направления дождя и снега, с уклоном, обеспечивающим наиболее эффективный дренаж.
Поэтому архитекторы предпочитают называть свой проект «реконструкцией».
Во время строительства:
Из-за ограничений, связанных с гористой местностью, почти весь комплекс был построен из дерева — и каркас, и стены зданий.
Но при этом в каркасных секциях проектировщики сознательно избегали традиционных конструктивных форм. Например, в плане использовалось четное количество пролетов, фасады были асимметричными, а нависающий карниз вообще сделан из более легкой стальной конструкции. Верхняя кровля была заменена гофрированными металлическими листами, изменив внешний вид здания.
Детали повторяют язык форм оригинальных навесов, что делает эту оболочку более соответствующей конструкционному контексту материала.
«Каштановая терраса» проектировалась как современная деревянная конструкция с технологическими особенностями 21 века.
Когда на этом месте еще стояли сараи, рабочие собирали вокруг желтые камни для фундаментов домов, а «Чудесные архитекторы» использовали старый красный кирпич, собранный в близлежащих поселках, чтобы объединить разрозненные строительные блоки на первом этаже.
Различные наклонные стены корректировали контур здания, простирающегося между плато и лесом, создавая искусственный слой, отличный от деревянных домов. Это было данью памяти истории и традициям давних времен.
Более тысячи лет назад художник Фан Куан, созерцая зимние горы и реки Севера, создал «Снежный холодный лесной пейзаж». Тысячелетие спустя похожая сцена видна в этой долине за счет продуманного дизайна и идеальной архитектурной композиции.
Еще один источник вдохновения при создании художественной концепции «каштановой террасы» — картина художника династии Цин Ли Шичжуо «Просмотр картины». На картине ученые поднимают чашки, пытаясь пить вместе с фигурой на картине. Художник расположил две фигуры, первоначально находившиеся в одной плоскости, вдоль наклонной оси. В пространствах «террасы» проектировщики «встроили» множество таких отношений.
Внутри южного зала висит табличка с надписью «Когда наступит рассвет» из книги Синдэ «Ранний вид из Хуанхуачэна»: