Новейший российский танк Т-90М уже выпускается серийно и имеет следующие достоинства:
- Систему управления огнем "Калина".
- Дневной/ночной прицел "Сосна-У".
- Панорамный прицел командира.
- Автомат сопровождения цели.
- Система опознавания "свой - чужой".
- СУО включена в систему тактического звена и может получать/передавать данные о целях на поле боя.
- Забашенную нишу танка увеличили и уложили туда выстрелы, которые не влезли в автомат заряжания.
- Автомат заряжания доработан и может использовать более длинные подкалиберные снаряды.
- Установлен новый более мощный двигатель В-92С2Ф (1130 л. с.) выдает удельную мощность не менее 22,5 л. с. на тонну.
- Для поражения пехоты и уничтожения воздушных целей на крыше башни имеется 7,62-мм дистанционно управляемый пулемет.
- 125-мм пушка стала вести огонь точнее.
- Установлены решетки и сетки от дронов-камикадзе.
Казалось бы, о чем еще можно мечтать?
Но напрашиваются очевидные меры по модернизации Т-90М.
Первое. Изначально в 1960-е гг. советские танковые конструкторы допустили серьезную ошибку.
Автомат заряжания у нижнетагильского Т-72 и механизм заряжания харьковского Т-64 установили внутри корпуса. Почему-то конструкторы посчитали, что танковая броня не пробиваема. Хотя и тогда и сейчас 152/155-мм снаряд тяжелой артиллерии танк уничтожит и броню пробьет.
Скорее всего настоял на подобной компоновке заслуженный танковый авторитет Морозов, а спорить с ним никто не хотел. Или были на то другие причины.
Хотя сам Морозов понял свою ошибку и начал конструировать танк Т-74 у которого боеприпасы от экипажа были отделены. Позднее это выльется в разработку танка "Боксер/Молот".
По-хорошему автомат заряжания надо из корпуса убирать и ставить в забашенную нишу, это сможет сберечь экипаж.
Более того, подобные работы шли, когда Омсктрансмаш представил свой танк "Черный орел" ("Объект 640"), как раз с забашенным автоматом заряжания. Потом Омску доверили разработку универсальной танковой башни "Бурлак", тоже с забашенным автоматом заряжения.
Но "Черный орел" в производство не пошел, разработка башни "Бурлак" была закрыта Сердюковым.
Сможет ли сегодня Уралвагонзавод (или Омск/Санкт-Петербург) разработать забашенный автомат заряжания неизвестно.
Второе. В конце 1980-х гг. на УВЗ активно разрабатывали советский "Абрамс" танк "Объект 187" с новой пушкой и новым корпусом.
Корпус у "Объекта 187" был выдающейся бронестойкости. Верхняя лобовая деталь была толстенная.
А ведь именно верхняя лобовая деталь переделывалась примерно в те же годы по ОКР "Отражаемость", когда выяснилось, что натовские снаряды ее пробьют.
Более того сейчас несколько измененная башня от "Объекта 187" сейчас стоит на Т-90М.
То есть наиболее очевидным вариантом модернизации станет освоение серийного выпуска корпуса от "Объекта 187" и если это возможно установка забашенного автомата заряжания.
Третье. Придание танку Т-90 одного-двух БПЛА и целеуказание с союзных БПЛА. Необходимо выделить на каждый танк нескольких дронов для осуществления разведки, так как у экипажа в танке обзор ограничен.
Четвертое. Дистанционный пулемет (скорее всего нужно менять калибр на 12,7-мм) может быть использован для уничтожения вражеских дронов, для этого он должен автоматически искать и сопровождать цели.
Пятое. Установка всевозможных станций глушения управляющих сигналов дронов, сбития GPS и спутникового интернета "Старлинк".
Реализация хотя бы 4 предложений из 5 существенно повысит выживаемость машины на поле боя и придаст Т-90М новое дыхание.
Спасибо за прочтение.