Замещение импортных компонентов, которые стали недоступны для российских автозаводов в связи с уходом "недружественных" партнеров, активно продвигается вперед. Теперь в России производят блоки системы курсовой устойчивости (ESC). Однако, на данный момент они являются лицензионными, а не собственными. Детали о данном проекте, его рисках, планах и особенностях были предоставлены порталу "АвтоВзгляд" в небольшом эксклюзивном интервью заместителем технического директора НПП "Итэлма" и техническим лидером проекта по ABS Артуром Латыповым.
"Эти блоки ABS и ESC, которые мы рассматриваем сейчас, китайские?" - был задан вопрос.
"Нет, говорить так некорректно. В рамках лицензионного соглашения мы владеем технологией, конструкторской документацией полностью, программным обеспечением. Изделия производятся в России, так что их уже можно смело называть российскими. Да, пока отдельные компоненты поставляются из-за рубежа, но к 2026 году мы планируем локализовать их большую часть," - пояснил Артур Латыпов.
На вопрос о поставщиках, Латыпов отметил, что в рамках лицензионного соглашения конкретные компании не раскрываются. Согласно контракту, "Итэлма" заключила с зарубежным поставщиком, который, объединяя все компоненты и технологии, передает их компании как единое целое.
В ответ на вопрос о возможности полной разработки и производства всех необходимых компонентов в одной стране, Латыпов отметил, что это реально, хотя и непросто. В России, с ее технологическими и инженерными возможностями, это вполне осуществимо.
В 2024 году "Итэлма" планирует выпустить 550 000 блоков ABS и ESC, а затем увеличить объем до 750 000 или даже 1,2 миллиона единиц в зависимости от спроса.
В интервью заместителя технического директора НПП "Итэлма" и технического лидера проекта по ABS, Артура Латыпова, был задан вопрос о том, может ли покупка лицензии гарантировать стабильное производственное будущее.
"Хороший вопрос. Но мы, выбирая партнера для заключения лицензионного соглашения, конечно же, все обдумывали. Чтобы минимизировать такие риски," - ответил Латыпов.
На вопрос о том, не исключены ли риски полностью, Латыпов отметил, что риски всегда существуют, но при глубокой локализации производства в России компания станет полностью независимой.
"Итэлма" уже работает с АВТОВАЗом, но ведет переговоры с другими заводами, такими как УАЗ, ГАЗ, "Москвич" и "БелДжи" (Geely).
Кроме того, в планах компании внедрение электроусилителя руля для АВТОВАЗа, локализация производства датчиков скорости колес для систем ABS и ESC, а также освоение компонентов системы управления двигателем.
Отвечая на вопрос о том, почему компания задумалась о производстве ABS и ESC только сейчас, Латыпов пояснил, что ранее не было острой необходимости, так как блоки поставлялись зарубежными компаниями. Однако теперь, в условиях отсутствия конкуренции со стороны западных производителей, а также с поддержкой государства, "Итэлма" видит возможность успешного развития на рынке.