В предыдущей статье я начала обсуждение на тему того, стоит ли обсуждать родителям тему секса с подростками, коснулась последствий замалчивания данной темы, а также описала причины почему подростки предпочитают получать информацию извне.
Сегодня я хочу поговорить о неприятных последствиях и о том как можно постараться их избежать.
Как начать разговор?
Начать серьезный разговор всегда тяжело, поэтому чем легче вы отнесетесь к данной теме, тем легче будет вам самим. Вместо того чтобы устраивать один глобальный разговор "о пестиках и тычинках", лучше изначально в повседневной жизни искать даже самые незначительные возможности завести об этом речь.
К примеру, если вы где-то в кино или сериале, во время совместного просмотра, увидели ситуацию, где например ребенок подросток пытается скрыть от родителей, что у него возникли проблемы касаемо данной темы, в этот момент вы можете как бы намекнуть, обратившись к вашему ребёнку и сказать, что если у него будут какие-то вопросы, то он всегда может к вам обратиться. Также важно поинтересоваться мнением подростка. Дайте ему возможность высказать свое мнение по данной ситуации увиденной в кино. Спросите его, как он считает, почему у героя фильма возникла проблема, как бы он мог избежать ее, как бы он поступил если бы это произошло с ним.
Узнавая мнение подростка появляется возможность "прощупать" почву и понять, что ему уже известно, знает ли он о методах контрацепции и о последствиях пренебрежения защитой.
Самое главное, что вы должны донести в ходе этих разговоров это то, что вы всегда открыты к обсуждению.
У нас нет времени смотреть совместно фильмы и сериалы, я много работаю. Что делать?
Один из вариантов коснуться данной темы - это предложить подростку самостоятельно прочитать какую-то статью о ранних отношениях, посмотреть какую-то передачу и прямо сказать, что вам очень интересно узнать его мнение. Например, можно спросить: "Как ты думаешь, это правдивая ситуация или выдуманная для шоу? Неужели есть девушки, которые в таком возрасте хотят привязать к себе парня беременностью и думают, что это выход? ".
В ходе подобных разговоров у подростка не будет неловкого ощущения того, что вы пытаетесь его чему-то научить. Вместо этого будет позиция на равных. Так он ощутит, что его мнение важно и что он может говорить с вами на эту тему. При этом вы узнаете взгляды подростка и будете понимать, в какую сторону двигаться, обсуждая тему секса.
О чем конкретно говорить?
Есть несколько вещей о которых точно должен знать каждый.
1) Начнем с того, что начиная еще с раннего детства, ребенок должен гарантированно знать, что никто и никогда и ни при каких обстоятельствах не имеет права трогать его в определенных местах (половые органы, зона ягодиц, грудь, губы). Похожее же стоит повторно донести и до подростка, что любой телесный контакт должен происходить только с его ясно озвученного разрешения.
Зачастую из-за "неудобства", стеснения или страха высказать свой протест, подростки могут оказаться жертвами принуждений к нежелательным действиям. Слишком часто в процессе воспитания детей приучают быть вежливыми, послушными и дружелюбными, тем самым заранее программируя на то, что нужно соглашаться со взрослыми и терпеть то, что не нравится.
2) Необходимо донести, что нельзя заниматься сексом только ради того чтобы:
1-быть как все, ведь все уже попробовали, а я нет;
2-привлечь внимание противоположного пола;
3-"быть крутым/крутой";
4-не обидеть партнера, ведь ему очень хочется, а мы же встречаемся;
5-завести ребенка, чтобы удержать партнера, ведь так он точно не уйдет.
Необходимо донести, что интимная близость должна происходить только в тех случаях когда этого хотят оба, по взаимной любви, когда партнер надежный и хорошо знакомый. Здесь еще важно понимать, что выбор партнера во многом зависит от той модели взаимоотношений между мужчиной и женщиной, которую ребенок может наблюдать в повседневной жизни.
Необходимо донести, что если партнер угрожает разорвать отношения по причине того, что ему нужен секс, значит это точно не тот с кем нужно вступать в близость. Ведь любимого человека никогда не будут склонять к тому, к чему он не готов и уж тем более шантажировать этим.
3) Необходимо донести о рисках, которые присутствуют при беспорядочных половых связях. А именно:
1-Заболевания передающиеся половым путем (сифилис, ВИЧ, гепатит, ВПЧ, гонорея, хламидиоз и т.п.).
2-Нежелательная беременность.
3-Сложности в формировании длительных отношений с постоянным партнером в ходе закрепления привычного паттерна поведения.
4-Приобретение своеобразной репутации.
Подводя итог хочется узнать ваше мнение, считаете ли вы разговоры с подростком на эту тему правильными? Чтобы вы добавили в качестве того, что необходимо донести, для предотвращения негативных последствий?
Автор: Радованович Полина Андреевна
Психолог, Социальный педагог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru