Андрей Вознесенский и Раймонд Паулс некогда сочинили песню, в которой были необычные слова: «…ты была вся лучу под стать – так легка, что могла ты на барабане станцевать».
В детстве мы как только ни переделывали этот текст: и «барабан был плох, барабанщик – лox», и даже «барабан был плох, барабанщик сд…» ну, и далее в рифму.
Однако вот что начинает интересовать, когда становишься взрослым: неужто нашлась танцовщица, способная танцевать… на барабане?
Конечно, бывают виртуозы своего дела. Никколо Паганини сыграл на одной струне, к примеру.
Но чтоб умудриться сплясать на таком маленьком музыкальном инструменте? Непостижимо! Может, это всё художественные выдумки?
К сожалению, осталось неизвестным, кем и чем конкретно вдохновлялся сам Вознесенский. Да и о песне в СМИ больше пишут со cкaндaльным подтекстом: одни уверяют, что Николай Гнатюк своровал ее у Софии Ротару, другие – что всё было как раз наоборот.
Но нас тут интересуют вовсе не cплeтни, а физические и гимнастические возможности танцовщицы, послужившей прототипом героини песни.
Так вот, вдохновлялся Вознесенский в тексте реальным прообразом или нет – но в принципе такая танцовщица была. Во всяком случае, как собирательный персонаж.
И тут, как ни странно, нам надо вспомнить… «Повесть о Ходже Насреддине».
В этой книге советского писателя Леонида Соловьева о восточном мудреце-шутнике как раз такой танец и был описан.
Сказания Соловьева вообще насыщены, буквально напоены ароматами восточных танцев. В них бyxapский базар шумел. Силачи, канатоходцы, жонглеры и другие удивительные артисты двигались в своеобразном ритме. И среди всего этого плясала на барабане она – юная очаровательница.
Этот номер некогда исполняли на самом деле. Он назывался «Оса», или «Злая оса».
То была кашгарская пляска, издревле придуманная в центрально-азиатских странах. По другой версии, появилась она чуть ли не в Древнем Египте.
Впрочем, издавна танцы египетские и восточные (в узком понимании) были близки. Многие их вообще не различают.
В «Осе» же всё происходило так.
Мужчина выносил узкую продолговатую тыкву. Ударяя в нее, он добивался звуков, напоминающих жужжание осы. Танцовщица выходила, будучи с ног до головы закутанной в разноцветные шелка. Ее движения и мимика должны были показать, будто в ее одеяниях… запуталась оса.
Оса якобы ее жалила – а танцовщица, пытаясь освободиться от вымышленного насекомого, постепенно роняла разноцветные ленты, в которые она была завернута.
Конечно, никаких пuлoнoв рядом с ней не было, но это была восточная разновидность именно тех танцев, которые они подразумевают…
Танцовщица была маленькая, гибкая, легкая. И она на самом деле плясала на барабане.
Описания таких плясок встречались и в других книгах. Подобные восточные танцы существовали в реальности. Порой исполняют их и в наши дни – в знак любви к истории, экзотике и, разумеется, таланту хрупких гибких прелестниц.
Но как можно было не просто умещаться, но активно двигаться на барабане?
Наши современники, которые отнесутся к рассказу скептично, не учитывают: это в наше время барабаны пошли мелкие компактные: пальцем ткнешь – развалятся. :) Раньше же этот инструмент традиционно был большим, крепким, из толстой кожи. Маленькую, худенькую танцовщицу он мог выдержать.
Вспомните хотя бы тамтамы, которые создавали весьма прочными. Легкая танцовщица такой бы не порвала и не продавила.
Вот такая экзотика. Прямо скажем, «ты, судьба, барабань на всю планету». Согласитесь: это гораздо интереснее, чем перемывать кости, кто у кого эстрадную песню украл…
П. с. Читайте о названной тут популярной советской певице Дзен-статью «София Ротару: любовь, как жизнь, или Какой бывает семья коллег», а также о других известных песнях СССР – пост «Что это была за Кристина, об именинах которой пел "Секрет"», ну, и еще пост «За каким этаким палисадом жила темноглазая из песни "Вологда-гда"».
#культура #музыка #история #танцы #психология #СССР #эстрада #знаменитости