Найти в Дзене
"Хомо люденс"

Что это была за Кристина, именинам которой «Секрет» посвятил песню

Для «Секрета» это особая песня. Они даже поначалу этим именем назвали свою группу. Кто стал прототипом героини одной из самых узнаваемых их песен? Вспомним время квартирников, тусовок в коммуналках и на подпольных сценах, трепетного отношения к хитам из-за железного занавеса и повальной битломании.

Не секрет, что не только «Секрет», но многие музыкальные группы пишут песни «с прицелом» и «на перспективу» – чтобы можно было их исполнять на мероприятиях самых разных и по поводам тоже самым разным:

  • от семейного Дня рождения
  • до корпоративной тусовки в День бухгалтера.

Для этого тексты порой пишут специально так, чтобы их можно было перепеть под эти самые разные поводы и разным людям.

К примеру, «Именины у Кристины» можно исполнить и как «Именины у Полины», и как «Именины у Марины»… а при большом желании – даже как «Именины у Муслима». :)

Если, конечно, Муслим отмечает именины… Впрочем, в наше время многие путают именины и День рождения, так что песня вполне может под эту лавочку прокатить.

Но для «Секрета» та песня была особой. Не конъюнктурной. Они даже поначалу этим именем назвали свою группу.

Потом, правда, дело решил жребий. Ребята перемешали бумажки с вариантами названий в шапке шляпе и вытащили ту, где было написано: Listen, Do You Want to Know a Secret?

Настоящие битломаны наверняка узнали цитату из песни The Beatles – Secret.

Дело в том, что, решив создать группу, Максим Леонидов, Дмитрий Рубин и Николай Фоменко обсуждали: в чьей стилистике они будут играть, на кого ориентироваться?

Поначалу Леонидов заикнулся, было, про «АББУ». Но Фоменко сразу решительно отверг его предложение: «Это глупости. Нужно быть как "Битлз"».

Забавно, что Леонидов и Рубин как раз впервые и обратили внимание на Фоменко в связи с «Битлз». На занятиях по истории КПСС в их институте этот студент демонстративно сидел с переносным магнитофоном. Как только звенел звонок на перемену, он нажимал на кнопку и вся аудитория слушала очередную песню битлов.

Эту историю Леонидов описывал в книге «Я оглянулся посмотреть».
Между прочим, учились они все тогда в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии – ЛГИТМиКе. Сейчас это Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства – СПбГАТИ.

Словом, любовь к битлам перевесила любовь к конкретным женским именам, и выступать они решили как «Секрет».

Впрочем, это было какое-то время спустя. А в самом начале ребята играли как группа «Кристина». Это была 1-я группа в их институте. И даже потом, после ребрендинга переименования, их продолжали воспринимать под старым названием.

"Секрет" в 1980-е гг. Кадр из Яндекс-подборок
"Секрет" в 1980-е гг. Кадр из Яндекс-подборок

Окончательно же название «Секрет» утвердилось только какое-то время спустя после начала выступлений группы – в 1982 г.

Но вообще ребята, вошедшие в группу, женские имена любили. И с удовольствием посвящали им песни.

При этом в духе своего времени – времени открытия железного занавеса, протеста и отрицания старого – ни одной их песни не было посвящено «посконным и домотканным» русским именам.

Все женские имена в их песнях были строго «несоветские»: Лиза, Алиса, Сара, Рита и даже Маленькая Ди.

Группу сразу же с восторгом приняли и простые слушатели, и знаменитые poк-музыканты, и даже строгие критики.

Так, их оценили Андрей Макаревич и Александр Градский; Борис Гребенщиков весьма приветствовал их появление; Майка же Науменко секретовцы вообще считали своим творческим крестным отцом.

Майк даже в своей песне «Буги-вуги каждый день» зашифровал аллюзию на их «Привет»:

«Я говорю тебе "привет",

Мы не виделись с тобой сорок тысяч лет…»

Ну, так а почему именем Кристины поначалу назвали группу, а потом песню?

Сами ребята сейчас уже и не помнят. Тем более, что автора слов Дмитрия Рубина уже более 3 лет как нет в живых. Он ушел из мира всего в 55 лет и, похоже, унес с собой тайну: кем была эта Кристина.

Кстати, Рубин недолго принимал участие в деятельности «Секрета». Уже в 1983 г. его сменил Андрей Заблудовский.
Сам же Рубин после ухода из «Секрета» писал для групп «Интеграл» Бари Алибасова и «Колибри», а также для отдельных исполнителей – от Аллы Пугачевой до Татьяны Булановой.
Он стал автором более 300 песен и сценаристом некоторых сериалов, например «Улицы разбитых фонарей».
Любопытно, что, когда уже после его ухода из «Секрета» действующим участникам этой группы Алибасов предложил сотрудничество, ребята наотрез отказались.
Скажем прямо: для настоящих битломанов уровень Алибасова проходил под грифом «попса» (без обид, поклонники Бари!). :)

Вот с другой женско-именной песней – про Алису – все было гораздо проще.

Как вспоминал Леонидов, он собирался в стройотряд. «Я уже… собрался уезжать, но подумал: "Дай-ка прилягу…" И лег у себя в комнате... Что-то начал мурлыкать и спел всю песню от начала до конца».

Потом он вроде бы в шутку исполнил песню Рубину, а тот – тоже вроде бы в шутку – через пару дней написал окончательный текст.

«Алиса» почти сразу же, так сказать, составила «Секретный» золотой фонд.

Ну, так а что же, наконец, с «Кристиной»? Кто все-таки стал прототипом героини одной из самых узнаваемых песен этой группы?

"Секрет" в наши дни. Кадр с bit-kvartet-sekret
"Секрет" в наши дни. Кадр с bit-kvartet-sekret

Почти однозначно можно сказать, что это была не конкретная особа, а обобщенный образ всех девушек того времени:

  • эпохи музыкальных квартирников,
  • ленинградского poк-клуба,
  • веселых тусовок в коммуналках и на вполовину подпольных сценах,
  • трепетного отношения к хитам из-за железного занавеса
  • и, разумеется, повальной битломании.