Здравствуйте, друзья! Подобный заголовок с первого взгляда может навести на мысль: гнать в шею такого репетитора! Мошенник! Деньги зря берёт!
Однако я не стала бы писать эту статью, если бы всё было так однозначно. В молодости мне случалось проводить репетиторские занятия с учениками по таким темам, в которых я не смыслила вообще ничего. И деньги мне платили, и даже были довольны. Как так получилось? Расскажу подробно о своих "кейсах", а вам, уважаемые читатели, уже судить – зря мне деньги платили или нет.
Бухгалтерский учёт
Когда я была еще студенткой, по "сарафанному радио" на меня вышла ученица. Провела с ней несколько занятий по математике, и потом ученица попросила позаниматься с ней бухгалтерским учётом – ей надо было писать курсовую работу по нему. Ну какой из меня бухгалтер? Я ничего не смыслю в счетах, дебетах и кредитах. Но по молодости я была дерзкой, и согласилась. Мы вместе с ученицей сделали план курсовой. Для примера надо было брать конкретную фирму, она взяла данные по строительной фирме своего отца. Сделали мы вместе таблички в экселе, вбили туда формулы. Сложные расчеты делала и проверяла я, а все бухгалтерские проводки были целиком на ученице. Введение и заключение к курсовой мы обсуждали вместе, я писала и доводила до ума. Мы достаточно долго работали над курсовой, большую часть содержательного материала ученица делала сама, мое дело было задавать наводящие вопросы и пояснять наиболее сложные формулы. В результате девочка защитила курсовую на четвёрку, чем была очень довольна.
Маркетинг
У моей ученицы по бухгалтерскому учёту была сестра, которая училась на экономиста. Ей понадобилось написать курсовую по маркетингу. Она решила пойти проторенным путём своей старшей сестры. В качестве примера мы взяли ту же строительную фирму её отца, с целью разработать план маркетинговой кампании. Сделали мы вместе план курсовой, распределили работу, сделали расчетные таблицы. Большинство моей работы было в задавании вопросов ученице, чтобы она искала ответы в своих учебниках и лекциях, делала нужные ссылки с ключевыми словами. Также на мне было объяснение формул. В результате курсовая была защищена на пятёрку.
Уголовное право
В замечательной семье, о которой речь идет выше, была ещё третья дочь, младшая. Она была самой умной среди сестёр и училась на юриста. Однажды она не смогла сдать экзамен по уголовному праву, и ей предстояла последняя пересдача. Девочка очень переживала и обратилась ко мне. Конечно, она знала, что я вовсе не специалист, но видимо, от отчаяния пошла на этот шаг. Я приехала к ним домой почти на целый день (в те годы у меня была такая возможность), и мы вместе сели штудировать уголовный кодекс. Я задавала вопросы по билетам, и мы искали ответы в статьях кодекса. По каждой статье я задавала дополнительные вопросы, ответы на которые надо было искать в других статьях. Поскольку я читаю довольно быстро, то уже вижу ответ на странице, пока ученица его ищет, и успеваю идти на опережение и оценить. В результате нескольких часов работы с перерывами (в перерывах её мама кормила меня вкуснейшими пирожками), мы прошлись по всему кодексу со множеством "перекрестных ссылок", связей между разными статьями, по многу раз повторили все термины и определения, и условия, при которых они раскрываются в той или иной статье.
На следующий день девочка пошла на экзамен, и сдала на четвёрку. По её словам, преподавательница сказала "наконец-то ты всё выучила". Мы обе были очень довольны.
Теоретические основы электротехники
Казалось бы, я физик, и электротехнику знать должна как бы по умолчанию. Поэтому когда со мной по "сарафанному радио" связался ученик с просьбой позаниматься с ним электротехникой, я согласилась. Однако получив материалы, поняла, что ошиблась – и терминология, и методы решения задач отличались от тех, что мы использовали на физфаке. И перед занятиями мне пришлось в срочном порядке дополнять свои знания. Конечно, я не могла за короткое время хорошо разобраться в новой области и применяемых там терминах. Однако на занятиях мне это и не понадобилось – мальчик владел терминологией сам, и формулы писать умел, но ему нужно было популярное объяснение механизмов, почему это так, и как это работает, где применяется. А в этом деле опыт у меня есть. Я объясняла простыми словами просто потому, что сложной терминологией не владела.
Graduate Record Examination (GRE)
Это был один из моих последних учеников в те годы, когда я была молодая и бездетная, и ездила к ученикам домой. Один мой знакомый готовил учеников к экзамену GRE, но его не смог взять этого мальчика и отправил ко мне. Я честно предупредила ученика, что опыта не имею, и провела для него пробное занятие, в результате чего стали заниматься. GRE – это экзамен по физике на английском языке, он нужен для поступления в магистратуру зарубежных вузов. Ученик имел все материалы для подготовки, все вопросы и задачи. Мы вместе составили план подготовки по дням, распределили, что когда будем изучать, чтобы успеть уложиться по срокам. К каждому занятию я заранее готовилась. Ученик решал большинство задач самостоятельно, а моя задача была местами корректировать (знаки при выкладках поправлять), а главное – давать популярные объяснения сложных формул и явлений. На английском? Нет, на русском. Английский я знаю достаточно, чтобы на нём читать научные статьи, но недостаточно, чтобы на нём преподавать. Объяснения на английском языке ученику были не нужны, ему важно было понять суть, а это уже лучше делать на русском.
Олимпиадная математика
Подготовкой к олимпиадам я никогда не занималась – слишком специфические там требования, да и опыта побед в олимпиадах у меня нет. Поэтому когда ко мне по "сарафанному радио" обратилась мама ученицы с просьбой помочь по олимпиадной математике, я отказалась, сославшись на отсутствие опыта. Но там надо было срочно разобрать несколько задач, и искать репетитора уже не было времени, поэтому я согласилась провести пробное занятие. Заранее подготовилась по тем задачам, которые были нужны. Девочка оказалась очень умной и сообразительной, она генерировала идеи сама, а в некоторых случаях ей достаточно было небольшой наводки, чтобы решить задачу. Так что за время занятия мы разобрали всё, что было запланировано.
Потом я нашла контакт преподавательницы – моей знакомой, которая имеет опыт преподавания олимпиадной математики, она предварительно согласилась взять эту девочку, и они с мамой договорились о занятиях. Я думала, что они будут заниматься, но через некоторое время со мной снова связалась мама девочки, и сказала, что с той преподавательницей им не удалось ничего разобрать, и продолжать занятия они не будут. Так что они вернулись ко мне, и мы продолжаем заниматься в духе "мозгового штурма". Я готовлю на онлайн-доске задачи, думаем вместе с ученицей, генерим идеи (в основном это делает она), я записываю, зарисовываю схемы (мне с графическим планшетом это делать сподручнее), а дальнейшим оформлением задач занимается ученица самостоятельно. С этой девочкой я занимаюсь в настоящее время, посмотрим, как дальше будут развиваться события.
Выводы: когда "умный" ученик может заниматься с "глупым" репетитором?
- Во всех моих "кейсах" самым важным было одно: мотивированный ученик. Ученик понимает, зачем ему всё это нужно, хочет сам разобраться до конца. Те же курсовые по бухучёту и контрольные по электротехнике проще и дешевле было "заказать" на соответствующих сайтах, но ученики выбрали трудный путь – разобраться.
- Ученик знает, что репетитор не имеет опыта. Репетитор при этом не строит из себя эксперта, а честно говорит, что он уже знает, а что пока нет.
- Репетитор готов учиться вместе с учеником, познавать новое, выслушивать и обсуждать идеи ученика на равных, а иногда и как младший партнёр, когда ученик, объясняя репетитору, понимает сам.
Итак, на этом заканчиваю статью. Уважаемые читатели, интересно было бы услышать ваше мнение. Не зря я бралась за такие занятия? Хотели бы вы для своих детей "глупого" репетитора?
С уважением, ваш физик-шизик Зоя. Спасибо, что дочитали до конца!