Если первые январские дни у вас прочно ассоциируются со стуком копыт по брусчатке, котелком доктора Ватсона, кепкой Шерлока, Бейкер-стрит и собакой Баскервилей, рекомендую обратить внимание на этот новый британско-ирландский сериал. Он начал выходить с 2020 года, уже выпустил три сезона и заявил продолжение на четвертый.
Действие сериала происходит, как и в знаменитой саге Конан Дойля, в викторианском Лондоне. Который сняли, правда, в современном Дублине, но, на мой взгляд, сериал от этого не проиграл, а только выиграл. И локации, и декорации, как водится на островах, здесь безупречны и удовлетворят самым жестким требованиям на этот счет. С главными героями же, возможно, у кого-то возникнут трудности. Потому что частным детективом, расследующим в этом викторианском Лондоне всяческие викторианские преступления, является женщина – юная Элиза Скарлет, унаследовавшая агентство от своего отца. А местный полицейский по прозвищу Герцог, хоть и играет вторую по значимости роль в сериале, остается явно не в центре внимания сценаристов.
За это сериал, едва успев выйти, уже получил немало негативных откликов – а именно за то, что главные, да и второстепенные персонажи в нем прописаны довольно утрированно и явно призваны осветить все ту же пресловутую «повесточку». Ну что мы, мол, не знали до этого, что права женщин в викторианской Англии – это ужас-ужас, не говоря уже про бедных, деклассированных и, к примеру, темнокожих людей. Конечно, знали, и поэтому смотреть сериал надо не для того, чтобы всем этим кошмарам в очередной раз ужаснуться. А для того, чтобы задуматься, какого, простите, черта у нас некоторые вещи так мало изменились за более чем сотню лет?
Детективные истории, которые распутывает Элиза с помощью своих друзей, в сериале довольно просты. Но за ними стоит немало других серьезных вопросов, которые за легкостью повествования поднимаются так же легко и вроде бы совсем ненавязчиво. Например, о том, что важнее – помогать людям или зарабатывать деньги, и можно это как-то вообще совместить? Или о том, что быть женщиной в мире мужчин – большая проблема, но и не менее большое пространство для манипулирования этими самыми мужчинами. Или о том, что мир, кажущийся дремучим и уперто консервативным, все же волей-неволей движется и меняется – и если мы не можем возглавить эти перемены, то им надо как минимум соответствовать.
Сериал очень любопытно демонстрирует, как много одних и тех же вещей разные люди понимают и интерпретируют по-разному. Например, смелость – сколько в ней от безрассудности, а сколько от уверенности в себе? Или ум – это совокупность знаний или же больше находчивость, умение быстро ориентироваться в предложенных обстоятельствах? Чувствительность и эмпатия – слабость или тайное, но очень эффективное оружие против зла?
Интересно смотреть, как нарочито контрастно прописанные персонажи с их диаметрально противоположными представлениями о мире, жизненным опытом и всем таким прочим, начинают сходиться в одном общем мнении. В том, что в борьбе со злом нет одного, испытанного и проверенного метода, исключающего все остальные другие. Здесь все может пригодиться, каждое лыко встанет в свою строку. И то, что кажется некомпетентностью, слабостью, уязвимостью, неопытностью, самоуверенностью или невнимательностью может в один прекрасный момент сыграть свою роль и стать тем последним усилием в большой и тяжелой работе по разоблачению зла и призванию его к ответу.
В человеческой натуре, в знаниях и опыте человека нет ничего, что не могло бы быть полезно добру, что нельзя было бы использовать против зла. Ничего, кроме самого зла – низменных наклонностей и жестоких порывов. Против зла не работает только зло – и если использовать его, зло лишь усиливается и укрепляется.