С появлением под конец Второй мировой войны ядерного оружия массового поражения, советское правительство вынуждено было принять меры на случай, если бывшие союзники решаться его использовать.
Политическая ситуация усложнялась, накопление новейшего вооружения становилось все больше и исключать нападение с применением ядерного оружия было сложнее.
Две супер державы, США и СССР усиленно занимались разработкой и созданием новейшего оружия, и исключать новую войну, где его могут применить в случае необходимости, никто не исключал.
Помимо оружия потребовались средства защиты от его воздействия, поэтому советское правительство дало указание разработать и создать технику, которая бы помогла решить эту задачу.
ГАЗ-66 КЗ-1
К концу 50-х годов прошлого столетия начали разработку техники, которая бы потребовалась для эвакуации гражданского населения, на случай если возникнет угроза ядерной атаки.
Новая модель ГАЗ-66 КЗ-1 не являлась обычным автобусом. На окнах использовали непробиваемое стекло, корпус был обшит усиленной сталью, в специально разработанные шины закачали гель, который бы гарантировал передвижения в любых условиях.
Прочность транспорта, благодаря компактным габаритам поражала, но автобус так и не прошел проверку в условиях близких к реальным событиям.
Хотя авто не был зачислен в список транспортных средств запланированных к серийному выпуску, проект не «заморозили» полностью.
По своим техническим характеристикам модель вполне можно и сейчас использовать как средство оказания помощи для эвакуации населения.
Мощный двигатель, высокий клиренс, полный привод и монолитность бочкообразного кузова делал автобус похожим на маленький броневик.
Утепленный изнутри пенопластовыми плитами автобус обеспечивал надлежащий климат в салоне.
Возможность передвижения по сложным уклонам при полном бездорожье обеспечивался высоким клиренсом, при этом имелась система подкачки шин.
Специальные затемненные небьющиеся стекла, обтекаемой формы корпус, усиленный стальными листами и слоем пенопласта защищали автобус от воздействия ударной волны, светоизлучения и поражения радиоактивным веществом.
Простота конструкции, низкая себестоимость в производстве соответствовала тем требованьям, которые были поставлены перед конструкторами.
Но, даже несмотря на все перечисленные технические достоинства, модель так и не попала в список серийного производства.
КПП-66
Модель внедорожника специально разрабатывалась в качестве технического средства предназначенного для использования в условиях радиоактивного и бактериологического заражения.
Началом разработки занялись в 1973 году, где в качестве модели, с которой был взят кузов автобуса, стал автомобиль ГАЗ-66.
Остальные узлы изготавливались отдельно, при этом с этой целью использовались новые разработки в области изготовления синтетических веществ и свинец.
Также отдельно разрабатывались и изготовлялись жизненно необходимые в критических ситуациях элементы: системы вентиляции и очистки воздуха, медицинское и другое оборудование.
Все разработки были засекречены, но в целом, во многом автомобиль напоминал ГАЗ-66 КЗ-1.
Машина планировалась для использования военным и медиками, но не исключался вариант применения модели для эвакуации пострадавших от заражения граждан.
В 1974 году, после испытаний проект был признан пригодным к дальнейшему выпуску, но по непонятным причинам все производство по изготовлению машин было свернуто.
ВТС Ладога
Разработки новой машины предназначенной для выживания в условиях полной зараженности атмосферы поручили КБ-А «Трансмаш».
Новый тип машин должен был совмещать не только защиту от внешних факторов, но и, выполняя работы, передвигаться в условиях полного бездорожья.
Узлы и агрегаты планировали использовать из техники, выпуск которой уже был налажен.
Шасси от Т-80 было взято не случайно: несмотря на то, что модель советского танка отличалась дороговизной в производстве, для изготовления техники специального назначения это было вполне приемлемо для создания техники нового типа.
Проект Ладога представлял собой внедорожник на гусеничном ходу, оснащенный автономно работающими системами жизнеобеспечения, позволяющие выполнять различный спектр работ в условиях повышенной радиации.
С целью защиты членов экипажа и работников внутри внедорожника планировалось использовать не только очищенный воздух, но и кислород, запас которого хранился в баллонах.
Машина была оснащена приборами наблюдения с помощью перископов и видеокамер. В герметическом состоянии экипаж мог работать в течение двух суток, при этом без дозаправки могла преодолевать расстояние в 350 км.
Настоящее испытание, помимо заводских проверок, Ладога прошла при ликвидации аварии на Чернобыльской АС.
ВТС, наверное, один из немногих проектов, который использовали для работ в непосредственной близости близ разрушенного реактора.
По завершению работ машину дезактивировали и переправили на завод с целью проанализировать состояние техники.
Кроме натяжки гусеничных трактов и установки нового фонаря взамен отбитого в ходе спасательных работ, машина не получила никаких технических повреждений.
Машина до сих пор входит список транспортных средств, пригодных для использования в самых сложных ситуациях связанных с радиоактивным загрязнением атмосферы.