Буквально пару дней назад я писал о здании мужской гимназии имени Ивана и Александры Медведниковых, которую построил ученик и помощник Федора Осиповича Шехтеля, Иван Сергеевич Кузнецов. А сегодня будет история о доме, автор которого – его родной брат Василий Сергеевич Кузнецов.
Оба они, можно сказать, были потомственными строителями, детьми крестьянина-каменщика из Владимирской губернии, оба – выпускники Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
Некоторые пишущие об этом доме замечают, что он немного напоминает игрушечный. Словно некая киношная декорация. И, кстати, соглашусь, отчасти такое чувство посетило и меня.
Он был построен в 1913-1914 годах вплотную к доходному дому, о котором я писал вчера.
А его заказчиком и владельцем был юрист…
…Присяжный поверенный Василий Петрович Филимонов
Он владел домом вплоть до Октябрьской революции семнадцатого года и, что интересно, остался жить в нем и после национализации особняка, «уплотнившись» в квартире №1. И жил в ней почти до самой Великой Отечественной войны.
Сам же дом, характерной башенкой с высоким щипцом похожий на готический замок, построен в позднем модерне, который как раз довлел к эпохе романтического рыцарства и готики.
А проездную арку, ведущую во двор, украсило пафосное подобие герба с монограммой «ВФ», окруженное парой львов.
Даром что дворянином хозяин «замка» не являлся.
К слову заметить, не оттого ли фасад украсили львиные фигуры, что Василий Кузнецов, автор его проекта, служил в том числе и помощником еще одного нашего любимого зодчего – Льва Николаевича Кекушева, которого глубоко уважал? Более того, он даже участвовал в строительстве собственного дома последнего на Остоженке.
И это становится еще более любопытным, если вспомнить, что и дом Кекушева с конопляным орнаментом, и особняк Филимонова, оба напоминающие рыцарские замки, оба фигурируют в истории архитектуры Москвы как…
…Дом-прототип жилища булгаковской Маргариты
Правда, если напрячь память и пробежаться по некоторым моим старым заметкам, я смогу назвать еще как минимум два-три особняка, претендовавших на эту роль. Поэтому не стану в очередной раз цитировать Михаила Афанасьевича, что и без меня многократно проделывали все, пишущие об этом доме. Да и читать Булгакова лучше не кусочками и избранными цитатами, а целиком. Собственно, как и любого другого автора.
Во внутреннем дворе, куда как раз и вела арка в правой части дома, разбили сад. И часть того сада жива до сих пор.
Уцелела и часть некогда богатого декора на фасаде. Уцелел тот самый «герб», необычные оконные наличники первого этажа и украшение башенки – узкие колонки и квадратное панно. Остальная лепнина погибла при реконструкции дома во второй половине прошлого века (5 фото).
Зато некоторые фрагменты бывшей пышной отделки интерьеров дома сохранились, говорят, до сего дня. В том числе старинная парадная каменная лестница и лепнина на потолках и стенах.
Интересно, кстати, то, что и заказавший дом Филимонов после революции продолжил служить юристом, являясь членом коллегии адвокатов, и построивший особняк Василий Кузнецов трудился архитектором и в Советской России.
Дом же в Староконюшенном переулке, непохожий ни на один другой дом вокруг Арбата, сегодня объявлен объектом культурного наследия регионального значения и находится на охране у государства.
* * *
Мои дорогие подписчики и случайные гости «Тайного фотографа»! Большая и искренняя благодарность каждому из вас, кто дочитал рассказ до конца.
У меня к вам большая просьба: подумайте, кому из ваших друзей была бы интересна моя страничка, кому вы могли бы ее порекомендовать? Давайте вместе увеличим число единомышленников, кто любит гулять по Москве, изучать историю ее улиц и обсуждать эти истории друг с другом.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!