Вместе с операторами наружной рекламы подводим итоги уходящего года и прогнозируем, как будет развиваться ooh-индустрия в 2024 году.
Главное событие/события на российском рынке наружной рекламы в 2023 г.?
Рафаэль ДУРУНЦ, директор по продажам PERSPEKTIVA (Нижний Новгород):
Покупка Группой Russ компании Gallery.
Наталья ВАЛИЕВА, генеральный директор Sunlight Outdoor (Москва):
На российском рынке наружной рекламы в 2023 г. главным событием является небывалый рост спроса на инвентарь, наверное, первый действительно ажиотажный и сумасшедший рост с 2007 г. Все это вызывает огромную активность операторов по развитию и расширению своего присутствия на рынке. Немало сделок по поглощению как крупных и широко освещенных, так и мелких, не всеми замеченных. Никогда еще рынок не был настолько активным и живым. Хорошо это или плохо, покажет время.
Алексей ЗАЙЦЕВ, директор агентства «БУСКО» (Балаково):
Выход на хороший рост – клиенты, количество денег, интерес к размещению. Укрупнение федеральных игроков, сплочение в отрасли для решения проблем.
Игорь ЛЕРНЕР, генеральный директор компании «ДРИМ» (Ярославль):
Рост рынка наружной рекламы в стране и приобретение Gallery компанией Russ
Светлана ВОЙТЕНКО, коммерческий директор «РАСВЭРО» (Москва):
Рынок наружной рекламы очень богат на события ежегодно. Могу выделить стремительный рост рынка и возвращение ooh на справедливые, на какое-то время недооцененные, позиции.
Фархад РАХМАТУЛЛИН, генеральный директор компании FOX publicity (Уфа):
Главное событие на российском рынке наружной рекламы в 2023 г. – поглощение лидером рынка ближайшего конкурента и второго по величине оператора. Но я бы так же выделил работу, проделанную комитетом по DOOH АРИР, и публикацию Case Book DOOH 2023, в котором в том числе можно ознакомиться с нашими кейсами размещения 3D-креатива на медиафасадах.
Главное событие/события в уходящем году для вашей компании?
Рафаэль ДУРУНЦ:
Увеличение количества сторон нашей сети практически вдвое. Запуск сразу нескольких крупных проектов: баинг, DSP-платформа, брендирование автотранспорта. Победа во многих тендерах и запуск поверхностей в Волгограде.
Наталья ВАЛИЕВА:
Для Sunlight Outdoor 2023 г. был успешным, у нас не было каких-то действительно больших цифр финансового роста, как у некоторых других операторов, поскольку традиционно наш инвентарь был сильно загруженным и в не самые лучшие для наружки годы. Однако, наш бизнес совершил качественный структурный рост, не заметный извне, но очень радующий меня как руководителя. Мы запустили несколько проектов, связанных с расширением сети, плоды которых мы сможем ощутить ближе к концу 2024 г.
Алексей ЗАЙЦЕВ:
Интерес рекламодателей к небольшим городам. Сохранение кадров, увеличение количества собственного инвентаря, расширение географии сети билбордов в Саратовской области.
Светлана ВОЙТЕНКО:
Компания «РАСВЭРО» продолжает оцифровывать топовый инвентарь в Центральном административном округе, в 2023 г. мы запустили сеть цифровых ситиформатов в количестве 50 сторон, и к январю 2024 г. будет установлено еще 25 носителей. Итого наша сеть к 1 января будет насчитывать 80 цифровых ситибордов и 75 отдельно стоящих цифровых ситиформатов в центре Москвы.
Фархад РАХМАТУЛЛИН:
Главное событие для FOX publicity в 2023 г. – рекордно высокие темпы роста всех показателей компании год к году.
Игорь ЛЕРНЕР:
1. Усиление позиций лидера рынка наружной рекламы в Ярославле, Волгограде, Воронеже, Костроме, Саранске и других городах.
2. Увеличение нашей доли на рынке и усиление позиций как одного из лидеров в Тюмени, Саратове, Вологде, Череповце, Рязани и т. д.
3. Количество собственных видеоэкранов «ДРИМ» превысило 200, что делает нас одним из лидеров диджитал-рынка страны. Достигнуто это было за счёт резкого увеличения количества собственных цифровых видеоэкранов практически во всех городах нашего присутствия.
4. Установка в Воронеже первого медиафасада, который стал, пожалуй, лучшим диджитал-носителем города.
Назовите драйверы развития индустрии в 2024 г.
Рафаэль ДУРУНЦ:
Прозрачность рынка. Единые стандарты в работе операторов. Консолидация рынка.
Наталья ВАЛИЕВА:
В 2024 г. драйверы роста индустрии вряд ли изменятся кардинально – диджитализация, создание сетевых продуктов, измерения и исследования. Я вижу качественный профессиональный рост специалистов, работающих на стороне операторов наружной рекламы, они и займутся тем, чтобы использовать с максимальной выгодой для индустрии ту рыночную конъюнктуру, которая сегодня образовалась.
Алексей ЗАЙЦЕВ:
Цифровизация инвентаря. Излишняя рекламная активность конкурирующих отраслей в онлайн и эфире. Технологии сбора и подсчёта данных для медиапланирования и оценки эффективности.
Фархад РАХМАТУЛЛИН:
Драйверами развития индустрии в 2024 г. останутся диджитализация, 3D-реклама и наружная реклама с элементами AR (дополненной реальности).
Игорь ЛЕРНЕР:
Осознание ещё большим количеством рекламодателей того факта, что наружная реклама является более действенным и экономически выгодным рекламным каналом по сравнению с ТВ и интернетом.
Рост российского бизнеса, в том числе среднего и малого бизнеса.
Увеличение количества и появление новых российских брендов, которые будут активно использовать наружную рекламу для своего продвижения.
Ожидаете ли вы в будущем году такого же внушительного роста отрасли (в денежном выражении) как в нынешнем? Если нет, то какие причины этому могут помешать?
Рафаэль ДУРУНЦ:
Нет, не ожидаю. В первую очередь, из-за больших аппетитов операторов, не схожих с бюджетами клиентов. И нужно отметить, что речь не только об аппетитах, но и о том, что заявленная на 2024 г. инфляция может оттолкнуть от наружки большую часть клиентов.
Наталья ВАЛИЕВА:
Я не вижу препятствий для роста индустрии наружной рекламы, однако, он вряд ли может показывать ежегодно +45%. После того, как инвентарь уже заполнился максимально, цены могут расти не более, чем на 20% в год, так как, несмотря на колоссальный спрос, есть другие механизмы, которые могут не давать возможность повышения цены. Между тем, наш канал коммуникации очень недооценён, поэтому ежегодные +20% видятся вполне реалистичными. Не люблю делать прогнозы, как-то читала исследование Даниела Канемана, которое заставило меня улыбнуться, потому что верность прогнозов таксистов оказывается такая же по статистике, как и ведущих специалистов в любой отрасли.
Алексей ЗАЙЦЕВ:
Все будет хорошо. Количество годовых подтверждений и новых запросов вселяют надежду. Если не будет каких-то глобальных катаклизмов – наше развитие не остановить.
Светлана ВОЙТЕНКО:
Рост отрасли продолжится и в следующем году, причин для этого много: экономическая ситуация в стране, современные технологии, programmatic.
Фархад РАХМАТУЛЛИН:
Мы склонны доверять позитивным прогнозам и ожидаем, что российский рекламный рынок в 2024 г. будет продолжать расти, если только этому не помешают события типа «черного лебедя».
Игорь ЛЕРНЕР:
Прогнозы в цифрах – штука неблагодарная :). Если в следующем году рынок вырастет на 30% к текущему уровню – это будет очень хороший показатель.
2023 г. оказался насыщенным и непростым. Было много работы. Вы успели подготовиться к празднованию Нового года? Как планируете его встретить?
Рафаэль ДУРУНЦ:
Да, интересно, что именно в этом году подготовился. Планирую встретить Новый год на моей малой Родине, в Армении.
Наталья ВАЛИЕВА:
Праздники, не только рабочие, но и личные, я считаю частью своей работы и всегда отношусь внимательно к их организации. Отмечать планируем в этом году большой компанией с семьей и друзьями на Пхукете, я не большой любитель пляжного отдыха, но дети и компания друзей располагают именно к такому формату.
Алексей ЗАЙЦЕВ:
Конец года, как всегда, перенасыщен рабочими моментами. По традиции Новый год с семьёй за городом. Баня, уха, путешествие. Дети растут, вино зреет, жена любит, жизнь продолжается.
Светлана ВОЙТЕНКО:
Встречаю Новый год в кругу семьи.
Фархад РАХМАТУЛЛИН:
Работы и правда было много. Вот и на этот опрос я отвечаю в воскресенье вечером :). Новый год подкрался незаметно. Встретить Новый год планирую в кругу близких людей и семьи.
Игорь ЛЕРНЕР:
Так как работы действительно очень много – не успел подготовиться к нему. Как обычно, Новый год наступает неожиданно :). Постараюсь максимально отдохнуть, расслабиться и дня три не думать о работе!
Подпишись на Outdoor Media в «Дзене»