Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Сериал "Слово пацана". Магнетизм поэтического реализма.

• Романтизация?
• Как это не повторить?
• Популярность фильмов о '90-х
• Кодекс чести
• Любовная линия

Редко, скорее в порядке исключения, но я все же комментирую популярные темы. Прогремевший на всю страну сериал «Слово пацана» концептуально молодежный, поскольку в центре сюжета подростковые группировки времен начала перестройки. А на деле фильм эмоционально затронул в первую очередь людей старшего поколения, которые так или иначе были свидетелями переломного для страны периода.

Несмотря на борьбу мнений в комментариях к сериалу, равнодушным он не оставил практически никого. Высокий рейтинг можно было бы связать с успешным маркетингом, с новостью о возможном запрете сериала, с тем, что среди молодой аудитории популярность набирает практически любой новый контент. Но охват аудитории этого сериала настолько широкий относительно возраста и социального статуса, а эмоциональный отклик зрителей насыщенный, что побуждает поисследовать секрет магнетизма этого сериала.

Поскольку уже написано большое количество обзоров, рецензий и отзывов, я попробую дополнить тем, что еще не звучало, прокомментировав часто встречающиеся мнения.

РОМАНТИЗАЦИЯ

Аудитория разделилась на два лагеря. Первые увидели в сериале романтизацию опасного образа жизни и выразили опасения, что это может повлечь за собой подражание в среде подростков. Вторые считают, что настолько достоверная передача трагичности событий того времени наоборот вызывает лишь тяжелые чувства. Поэтому хочется отметить, что в целом для подросткового возраста свойственна романтизация абсолютно всего. Современные подростки романтизируют даже психиатрические диагнозы, самостоятельно приписывая себе психические расстройства. При этом не стоит пренебрегать накопившимися научными знаниями о том, что ядро личности формируется в раннем возрасте, соответственно – в семье. «Ребенок – это симптом семьи», - кратко формулируют психоаналитики. Поэтому поиск первопричин невзгод за пределами семейной системы хоть и оказывается для многих успокоительным, на деле – приводит к поверхностным выводам. Возвращаясь к сериалу, уже на пятой серии становится очевидным, что намеренной кинематографической романтизации со стороны авторов нет, скорее прослеживается очередная попытка осмысления той реальности.

ЭТО НЕ ДОЛЖНО ПОВТОРИТЬСЯ

На второй теме обсуждения мнения зрителей снова оказались полярными: «Нельзя экранизировать, показывать и вспоминать», «Нужно смотреть, чтобы вспомнить и отрефлексировать». Сколько бушевало споров, сколько копий было сломано, сколько экспертов подключились к обсуждению, начиная с бывших сотрудников тюрем, заканчивая священнослужителями. В общем то все согласны с тем, что нельзя допускать повторения тяжелых событий того времени. Но как этого не допустить?

Стратегически большинство людей как правило едины – «за все хорошее, против всего плохого». Но тактически каждый человек исходит только лишь из своего индивидуального опыта совладания с травмой, с чем то сложным, болезненным. Те, у кого не хватает психических ресурсов выбирают замалчивать и не вспоминать. Другие же готовы пойти по пути проживания, через возврат воспоминаний и погружение себя в атмосферу кризисного периода жизни. Второй путь хоть и ощущается болезненным, но все же является попыткой исцеления.

В сериале показывают годы, предшествующие развалу советского мира, которые не отличались особым оптимизмом. И психическим результатом сильных потрясений от переломного периода является - коллективная травма – реакция на события, которые затрагивают большую часть общества. В зависимости от эмоциональных и материальных ресурсов семьи, на коллективную может наслаиваться родовая травма. Что также имеет последствия, а именно – трансгенерационную (межпоколенческую) передачу травмы. Этот бессознательный психический феномен подробно описан в семейно-системной терапии и в психоанализе. Именно незнание, забывание или отрицание истории как личной, так и общества способствует воспроизведению травмирующих событий.

Непроделанное горе может транспортироваться, делегироваться, транслироваться, передаваться по наследству. Оно может заморозиться, застыть. Не проработанное горе никуда не исчезает и не рассасывается! Л.Фусу.Часто мы становимся невольными «дарителями» собственного непроработанного горя, оставляя после себя своим детям щедрое наследие. Поэтому идти в личный анализ иной раз надо хотя бы потому, что у нас есть дети. А.Коротецкая.

Про повторение уроков истории психоаналитикам вторят специалисты из других областей знаний, о чем я писала в посте «Навязчивое повторение».

СЛОВО ПАЦАНА

Казалось бы незамысловатое название сериала, которое проходит красной линией через весь сюжет, тоже вызвало бурную зрительскую реакцию. Но неписанный уличный закон «слово пацана» имеет более глубокий психологический смысл, чем может показаться на первый взгляд. Это словосочетание олицетворяет кодекс чести, в некоторых сферах аналогией является этический кодекс. В сериале показали как он нарушается и именно это вызывает у многих возмущение, разочарование и ассоциируется с несправедливостью. А ключевое значение имеет то, что этот кодекс несет функцию определенности, защиты и опоры. И это одна из особенно важных потребностей для каждого человека в кризисный период.

Функция опоры и защиты также является ключевой и структурирующей для психики в период развития. И носителем этой функции в идеале является отец. Во взрослой жизни отцовскую функцию для нас выполняют закон (конституция); религиозные постулаты; глава государства; руководитель организации, в которой мы работаем. Каждый человек выбирает для себя опору, исходя из своих психических особенностей и среды формирования. Знакомое всем понятие «Отец нации», которое существует со времен Римской империи, лишний раз подчеркивает неизменную потребность в отцовской функции. Кто-то находит опору и свод правил в военных структурах. И хоть это выглядит полной противоположностью военным учреждениям, места лишения свободы для некоторых также являются удовлетворением потребности в опоре и определенности. Психоаналитики отмечают, что повторное совершение преступления бывшим заключенным зачастую связано с бессознательным желанием вернуться в группу, где есть внутренний свод правил (понятия/ воровские законы), дающий ориентиры и облегчающий необходимость делать сложные жизненные выборы. Популярность фильмов про мафию тоже связана с потребностью в сильном отцовском образе.

В целом внутренний образ отца, который сознательно или неосознанно пытается найти практически каждый человек одинаковый – справедливый сильный защитник, способный на принятие ответственных решений и на поступки. И фраза, отображающая образ идеально отца «Отец сказал – отец сделал» идентична по содержанию и является прообразом понятия «слово пацана».

Примечательно то, что в сериале показано как уличный кодекс «слово пацана» начинает терять свою силу и значимость вместе с открывшейся возможностью получать большие деньги. В одной из серий звучит фраза о том, что на улицах все изменилось. Автор книги, по которой снят сериал, в одном из своих интервью также говорит, что «слово пацана» стало терять свой вес с приходом денег. Генерал-лейтенант милиции, доктор юридических наук А.Гуров, занимавшийся и описавший организованную преступность в России в интервью «О криминале и жизни» подробно рассказывает как менялся кодекс криминальных группировок с появлением будущих акул капитализма. При этом он открыто выразил свое отношение к криминальным авторитетам старой формации, которые соблюдали свод правил:

Я к ним с некой грустной симпатией отношусь, этого не понять правопослушному человеку, я всю жизнь работал с этим контингентом и понимаете, если он дал слово, он его сдержит.

ЛЮБОВНАЯ ЛИНИЯ

Тема любви в сериале тоже затронута, причем с участием трех главных героев. Но в обсуждениях любовная линия была практически проигнорирована. Почему-то именно любовную романтику, показанную в сериале так ярко и одновременно нежно, никто не прокомментировал. Хотя сбежать зимой без верхней одежды на свидание, залезать к возлюбленной в окно по пожарному шлангу или неожиданно поздравить песней со сцены гораздо романтичнее, чем договариваться о том, кто оплачивает счет в ресторане. Несмотря на то, что в предфинальной серии практически не остается надежды на то, что «любовь победит всё», именно любовная линия каждого из главных героев оказывает на них влияние. А в историях двух братьев романтические чувства обоих к своим возлюбленным способствуют переосмыслению пути по которому они идут, помогая им взглянуть на деструктивные последствия своих действий иначе.

Благодаря любовной линии, сериал напоминает французский кинематографический жанр –поэтический реализм. Когда жестокость жизни разрушает возможность счастья, а герой фильма в момент низшей точки падения получает последний шанс на взаимную любовь и понимание.

Автор: Лия Александрова
Психолог, Сексолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru