Разработчики приложений для корпоративного общения в последние годы сталкиваются с тем, что бизнес неохотно и медленно «бросает» привычные бесплатные мессенджеры.
При этом, с одной стороны, руководители понимают степень рисков по утечке важной информации, некоторые теряют целые базы данных и важные переписки, с другой стороны, продолжают отправлять документы и передавать контакты через общедоступные средства коммуникации.
Когнитивный диссонанс в сфере кибербезопасности
Рынок игроков решений для корпоративных коммуникаций в нашей стране пока находится в начальной стадии развития из-за слабой реализации, так как полностью зависит от готовности бизнеса к информационно-безопасному «переходу». Тем не менее отечественные продукты постепенно набирают популярность: если в 2021 году сервисы от российских разработчиков занимали 4% рынка, то в 2022-м они "отвоевали" уже 20-25%.
Сегодня мессенджеры стихийно заменили корпоративную почту – рабочая коммуникация эволюционно перешла в незащищенные популярные мессенджеры, основной задачей которых изначально была быстрая и дешевая связь, но не защита передачи данных. Наша компания опросила порядка 100 представителей ИТ-отрасли, промышленности, энергетики, финансового сектора и юридической сферы, чтобы понять, насколько бизнес готов переходить от привычных бесплатных мессенджеров к отечественным защищенным разработкам. Результаты исследования получились довольно противоречивыми.
Так, абсолютно все респонденты поддерживают внедрение и использование максимального уровня защиты и конфиденциальности при передаче корпоративных данных, но если сотрудникам нужно просто пообщаться между собой или с клиентом, то достаточно привычного Telegram или WhatsApp. При этом показать свои переписки в вышеназванных мессенджерах опрошенные отказывались, т.к. рассматривали этот вопрос как нарушение границ приватности общения.
70 опрошенных отметили, что готовы использовать бизнес-мессенджер только если того потребует деловой круг общения, и столько же респондентов признались, что скорее выберут удобные и привычные способы общения, чем новые, безопасные. И в то же время 80% респондентов отметили, что хотят контролировать доступы к содержимому сервисов, но не хотят, чтобы эти доступы имелись у компаний-разработчиков.
Получается, что в бизнес-среде пока наблюдается когнитивный диссонанс: с одной стороны, необходимость перехода на новый уровень безопасных коммуникаций назрела, осознание того, что привычные мессенджеры небезопасны, безусловно есть, но отделять личную переписку от общения «по работе» и поменять привычное на новое и безопасное пока не получается.
Ориентация на привычное, простое и понятное
Наш опрос подтвердил, что при выборе инструмента коммуникации компании прежде всего смотрят на функционал, гарантии техподдержки, продления лицензии, возможность быстро и без лишних затрат обучить персонал пользованию новым интерфейсом. Последнее требование несколько осложняет внедрение в бизнес-структуру конфиденциальных средств коммуникации, так как от сервисов требуется, чтобы по интерфейсу, начинке и простоте использования, они походили на публичные мессенджеры.
Именно пользовательский опыт и привычки зачастую становятся шлагбаумом для решения бизнеса по внедрению внутрикорпоративных мессенджеров. Иногда корпоративные решения в конечном итоге становятся мессенджером одного контакта – у одного сотрудника может быть 3-4 таких мессенджера, и он попросту забывает, где и кому писал и что отправлял. И чтобы этого избежать, человек возвращается к общедоступным популярным сервисам.
Согласно исследованию SuperJob, в начале 2023 года в лидерах все еще оставались бесплатные иностранные мессенджеры. Их используют в компаниях почти половина сотрудников. В 4 из 10 компаний общаются в смешанном режиме: часть рабочих переписок приходится на публичные, часть – на корпоративные. Только 7% полностью ведут диалог в бесплатных или платных корпоративных мессенджерах. И впервые за несколько лет в рейтинге появились российские продукты: на них хоть и приходится только несколько процентов, но это уже положительный тренд.
Ответственность за корпоративные данные – на каждом сотруднике
По результатам опроса Gartner, человеческий фактор по-прежнему является главной проблемой в ИТ-безопасности. 69% сотрудников компаний признались, что за последний год нарушали рекомендации своей организации в области кибербезопасности, а 74% опрошенных заявили, что...