Если первая наша киноэпопея о Великой Отечественной войне — «Освобождение», снятая Юрием Озеровым, в числе прочего поражала своим размахом, показывала нам огромные масштабы битвы на Курской Дуге и последующих сражений, то снятая им же следующая — «Битва за Москву», удивительно контрастировала.
С трудом верилось, что те же люди, которые показали нам неохватываемое взглядом наступление немецкой танковой лавины в курских степях и столь же масштабное форсирование Днепра, великолепно передали наступление в болотах Белоруссии и уличные бои в Берлине, умудрились создать такую… по-другому не скажешь… халтуру. Конечно, есть и масштабные съёмки, с огромным числом задействованной техники и людей, но как-то всё выглядит более дёшево. Хуже оказалась только следующая работа тех же товарищей, под названием «Сталинград».
Ладно бы забыли про неё — мало ли советских фильмов, о которых никто не вспоминает. Но поскольку эту киноэпопею нам регулярно крутят на всех телевизионных каналах, невольно хочется высказаться.
Поскольку я уже написал несколько статей, в которых рассказывал о некоторых батальных эпизодах наиболее известных фильмов про войну, и реальных событиях, которые им соответствовали или могли соответствовать, то и мимо данной киноэпопеи решил не проходить. Правда, зрителю и так сообщают, о том, где и когда происходили показанные бои, так что добавить нечего. Однако, я бы хотел показать о том, насколько нелепо изображены некоторые показанные на экране боевые действия.
Несмотря на название, киноэпопея «Битва за Москву» не ограничивается именно боевыми действиями, которые относятся к Московским оборонительной и наступательной операциям. Действия начинается ещё до войны, а затем с первых боёв на границе, но при этом наступление наших войск под Москвой в фильм вообще не вошло. Такой вот странный подход у режиссёра. Впрочем, снимать фильм подобного жанра про Московскую наступательную операцию было бы крайне сложно, хотя бы из-за фигуры Власова.
Собственно, уже первые эпизоды, где показаны бои в Брестской крепости, ничего кроме недоумения не вызывают. Я даже не про то, что об этих боевых действиях нам практически ничего не известно — рассказы об обороне Брестской крепости относятся к жанру художественному. Но эти бегающие толпами немцы, наши бойцы почему-то в большинстве без штанов и другие «видения» режиссёра не внушают доверия от слова совсем. И главное масштабом. Наши войска в крепости были весьма многочисленны, с танками и артиллерией, немцы тоже всерьёз подошли. Хотя, как раз танков у них было мало — хватит пальцев одной руки пересчитать, если не учитывать трофейные, в Бресте же и захваченные. А уж танков подводного хода и плавающих на Восточном фронте не применялось совсем. Зато именно против Брестской крепости впервые в войне была применена реактивная артиллерия и весьма успешно.
Весь первый фильм киноэпопеи под названием «Агрессия» посвящён боевым действиям на разных участках фронта, до наступления немцев на Москву. Даже перечислять их много места нужно, потому я упомяну лишь некоторые, мимо которых просто не пройти.
Начну с боёв за Могилёв. Нам сообщают, что город защищала 172-я стрелковая дивизия генерала Романова и показывают траншее на окраине какого-то посёлка.
Затем мы видим немецкие танки, которые то ли наступают, то ли просто куда-то следуют. Во всяком случае двигаются они по полю толпой (иначе не скажешь), а так ни в бою, ни на марше не передвигаются. Причём всё это под музыку, и не закадровую, а среди танков едет фургон с громкоговорителем. Глядя на этих дураков-немцев не понимаешь, как они вообще дошли аж до Могилёва, а сам эпизод вполне может претендовать на самый глупый в своём жанре.
Разумеется, эти немецкие танки горят во множестве. К сожалению, настоящая история битвы за Могилёв не имеет ничего общего с показанным. Даже хронология нарушается. Нам сначала показывают атаку немецких танков на Могилёв, а потом уже как войска Гудериана форсировали Днепр и окружили город. На самом деле немецкие подвижные части сначала окружили город, а когда подошли пехотные дивизии, то на штурм пошли они. Танков же немецких под Могилёвым не было.
Далее нам сценаристы сочинили интересную историю о том, как командир 63-го корпуса Петровский предложил переправиться через Днепр и ударить во фланг немецкой танковой группировке пока не подошла пехота. Таким образом Петровский надеялся задержать немецкое наступление на Смоленск.
В данном случае речь идёт про операцию наших войск, которая сыграла очень важную роль в Великой Отечественной войне — наступлении 21-й армии на Бобруйск. Армия должна была иметь 15 стрелковых, 1 горно-стрелковую, 4 танковых, 2 моторизованные, 3 кавалерийские и 2 лёгкие кавалерийские дивизии, около двух десятков корпусных, противотанковых и гаубичных артиллерийских полков РГК, два бронепоезда, да ещё и поддерживать должны были корабли Пинской флотилии. Всего около 800 (реально было лишь 250) танков и 120 самолётов. Командовать армией должен был маршал Будённый. Правда столько сил собрать не смогли, да и командующим армией назначили в результате генерала Кузнецова. Советское наступление сыграло важную роль в сражении за Смоленск, немцам пришлось перебрасывать значительные силы.
Конечно, придумал всё это не комкор Петровский, корпус которого играл важную роль в операции, и цели наступления были более глобальные.
Далее нам показан бои в Смоленске, но мы на них останавливаться не будем. А перейдём сразу к сцене, которую пропустить никак не мог — сражение под Ельней.
Закадровый текст нам рассказывает о том, как по плану генерала Жукова наши войска разгромили немецкую группировку под Ельней. И на экране мы видим, как по улицам разрушенного города торжественным маршем проходит… Жуков в сопровождении группы командиров и бойцов. Бравурная музыка звучит и даже кажется, что не за кадром, а где-то стоит оркестр. Как я слышал, именно из этой, и ей подобной сцен, Михаил Ульянов и не любил играть Жукова, всячески стараясь уклонится от этой роли.
Конечно, отрицать нашего успеха под Ельней не стоит. Я сейчас подумал, что ведь тогда никто не знал, что немцы держали на Ельнинском выступе совсем немного сил, танковые части давно оттуда ушли. Не знали и то, что немцы сами решили оставить плацдарм и успешно это сделали, не дав себя окружить, да ещё и нанеся нашим войскам немалые потери.
На этом первый фильм заканчивается и мы, наконец, переходим к теме, заявленной в названии киноэпопеи.
Про операцию «Тайфун» в фильме мы узнаём из закадрового текста, который слушать просто невозможно без недоумения.
Первый боевой эпизод нам показывает бои под Мценском. То, что происходит на экране не особо понятно, мы видим лишь генерала Лелюшенко в блиндаже и переходящие в контратаку (из засады!) танки бригады полковника Катукова.
Характерным для всех эпизодов этой картины является то, что командармы из своего блиндажа легко обозревают всё пространство в десятки километров, на котором сражается их армия. Причём все детали хорошо видят.
Речь идёт про попытку наших войск остановить войска Гудериана сначала у Орла, потом у Мценска. История эта породила множество невероятных легенд, например, про то, как наши бойцы без парашютов в снег прыгали. Обе стороны сообщали о каких-то фантастических цифрах уничтоженных танков противника.
С нашей стороны ещё интересно то, что все участники боёв рассказывают о своих успехах, причём так, как будто воевали лишь они одни. А поскольку там было много разных частей разного подчинения — танкисты, десантники, части НКВД, курсанты, реактивная артиллерия, то разобраться крайне сложно. Немцы действительно задержались и понесли огромные потери (хоть и в разы меньше, чем у нас пишут).
Следующая история на экране связана с Подольскими курсантами. Мы узнаём, что от курсантов требуется задержать прорвавшуюся танковую группировку всего на три дня. Нам сообщают, что курсанты плохо вооружены, даже шинелей нет. И, надо понимать, что эта кучка курсантов и есть весь состав училища.
В следующем эпизоде мы узнаём из доклада Жукову, что батальон курсантов в одиночку третьи сутки держит оборону на реке Угра, отбивая немецкие атаки.
И в конце 1-й серии 2-го фильма мы видим, как остатки Подольских курсантов идут с песней в штыковую атаку (нечто совершенно нелепое), их окружают и, надо понимать, что все погибли.
На самом деле, первый сводный отряд Подольских курсантов (училищ было два — пехотное и артиллерийское) сначала был придан отряду полковника Старчака, который действовал в районе Юхнова. Немцы, взяв Юхнов повернули к Гжатску, так что удерживать их не пришлось.
Затем были сформирована сводные части курсантов уже для обороны Ильинского рубежа. Отряды курсантов были хорошо вооружены, особенно артиллерией и миномётами, и, разумеется, одеты. Курсанты были хорошо обучены, все имели за плечами опыт срочной службы в армии, у некоторых был даже боевой опыт войны с японцами, поляками, финнами.
Кроме них на этом участке фронта было ещё много разных частей и соединений. Немцы Ильинский участок, на котором находилась большая часть курсантов, атаковали немного, стараясь больше его обойти с фланга. Лишь 14-го начала на южном фланге действовать 19-я танковая дивизия, а 15-го уже части 20-й танковой прорвали оборону южнее Ильинского. 17-го октября немецкие танки вышли на окраины Малоярославца, а 18-го город был взят.
После чего наши войска начали отступать. Курсанты отнюдь не все погибли, как обычно пишут, но точные потери нигде не указаны в документах. Можно предположить, что выбыло из строя до тысячи человек. Остальные вернулись в училище и продолжили учёбу.
Следующая история связана с боями под Можайском. Нам их правда показывают, как бой на Бородинском поле. В начале мы видим митинг французского легиона Вермахта, который лично фельдмаршал напутствует перед наступлением прямо на Бородинском поле. Это выдумка, французский легион никогда не был даже близко к Бородинскому полю.
Далее мы видим сражение прямо среди памятников войне 1812 года.
На самом деле, боевые действия непосредственно на Бородинском поле шли лишь один день, да и то, когда немцы уже преследовали отступающие советские части. Основные события развернулись в других местах. Самое важное в этой операции не то, что якобы на Бородинском поле наши войска несколько дней сдерживали атаки немецких танков. Важно, что 17-й стрелковый полк 32-й стрелковой дивизии Полосухина был рассеян, немцам открыт путь на Можайск, а из-за неразберихи оборону города не организовали и десяток немецких танков его взяли без сопротивления.
Ну и, конечно, нельзя обойти мимо историю с «панфиловцами». Сначала мы видим общие атаки армады немецких танков глазами Рокоссовского. Затем нам показывают самого Панфилова, который сообщает, что немецкие танки пытаются прорваться к Волоколамскому шоссе и приказывает в Дубосеково немцев не пускать. Ну и ключевой момент. Мы видим огромное поле, посреди которого траншея с бойцами политрука Клочкова. Почему траншеи посреди поля, где их легче накрыть артиллерией и авиацией, а не окраине леса, спрашивать бессмысленно.
На нашу траншею движется плотная группа немецких танков (любимое построение создателей фильма под название куча-мала). Вместо того, чтобы по этому огромному полю спокойно объехать панфиловцев, немецкие танки наоборот кучкуются поближе, чтобы их проще было подбить.
К концу фильма уже перестаёшь удивляться тому, как нелепо построили создатели фильма картинку, но здесь они превзошли сами себя. Хорошо хоть автобусы на заднем плане не ходят.
Тут надо отметить лишь два момента, важных с военно-исторической точки зрения. Во-первых, в тот день, панфиловцы не держали долгую и упорную оборону, а вместе со всеми войсками армии генерала Рокоссовского наступали. Во-вторых, в тот день немецкое наступление ни у Дубосеково, ни на соседних участках, не было остановлено.
Ну и далее мы видим немецкое наступление на Москву. Немцы доходят до таблички 25 км, офицеры в бинокль рассматривают советскую столицу. И наступает кульминация. Нам показывают весь генералитет Западного фронта, которому Жуков сообщает, что есть решение перейти в контрнаступление и разгромить противника. Несмотря на численное превосходство немцев, в том числе и в танках.
Прямо в ходе совещания Жукову сообщают, что немцы прорвали фронт. Жуков приказывает прорыв ликвидировать. Мы видимо очередную толпу немецких танков посреди поля.
По ним открывает огонь наша артиллерия.
И мы видим, как все немецкие танки горят. Наступление немцев остановлено. Оказывается, так можно было, но, надо понимать, Жуков не знал, какой приказ отдать.
Глупость несусветная.
Ну в конце мы видим панораму советского наступления. Без особых деталей и подробностей. Так что добавить особо нечего, кроме того, наши войска имели к тому моменту подавляющее численное превосходство над немцами, особенно в танках.
Честно говоря, даже не знаю, стоит ли такие фильмы запрещать, или всё-таки показывать, с расчётом, что зритель поймёт всю нелепость происходящего на экране.
Чтобы отдохнуть и почитать что-то серьёзное, рекомендую мои статьи:
Оборона Могилёва: мифы и факты