Найти тему
Кинолит

Стайка зверенышей и глупая учительница. Фильм “Чучело”, разрушающий один из главных мифов о жизни в СССР

А миф этот гласит, что в Советском Союзе дети были счастливыми, дружными и идейными. В школах буллинг не практиковался, да и слова этого противного, заморского в лексиконе граждан СССР не было. Если б современный режиссер снял фильм по книге Железникова “Чучело”, амбассадоры этого мифа тут же принялись бы кричать “Клевета на Советский Союз!”. 

Но фильм снят в начале 1980-х, талантливым актером и режиссером Роланом Быковым, не ради хайпа (его-то как раз в СССР и не было), а вопреки цензуре и попыткам чиновников Госкино остановить съёмки. 

Одной из главных проблем в СССР был запрет на освещение проблемы. По принципу: если об этом не говорить, то этого как бы и нет. Быков проигнорировал этот запрет, снял картину, которая, как отметил психолог Владимир Собкин, рассказала о проблеме буллинга в советских школах больше, чем все вместе взятые исследования на эту тему. 

Фильм стал классикой. Его по сей день обсуждают. Но что странно: принято давать характеристики мерзким детям, затравившим Лену Бессольцеву, но совсем мало уделяется внимания главной виновнице этой травли – глупой Маргарите Ивановне в исполнении прекрасной актрисы Елены Санаевой. 

Этот персонаж раздражает с первых кадров.

Вспомним сцену, когда в классе появляется новая девочка, внучка “миллионера”. 

Вместо того чтобы как следует познакомиться с новой ученицей, Маргарита Ивановна небрежно бросает “У нас новенькая”, после чего садится за стол и отвечает на вопросы школьниц про личную жизнь.

– Вы правда замуж выходите?

– А кто ваш муж?

– А он в Москве живёт? 

Маргарита Ивановна отвечает, глупо улыбаясь. 

И уже понятно, что ученики ей до лампочки. Они ее интересуют исключительно как рабочий материал. Что у них в голове, какие у них там взаимоотношения, ее совершенно не интересует. Ее интересует лишь замужество и поездка в Москву. Неудивительно, что они ее не уважают, принимают за дурочку, открыто ей хамят. Обычная детская реакция на взрослых инфантилов. 

И нет ничего странного в том, что Маргарита Ивановна не замечает нездоровую атмосферу в коллективе.

Нездоровая атмосфера появилась в классе задолго до появления Лены. И Лена стала “чучелом” не потому, что “предала”, а потому, что стайке зверенышей нужно было чучело для травли. 

Кульминацией глупости Маргариты становится короткий монолог перед отъездом в заветную Москву: 

«Я имела возможность в Москву уехать гораздо раньше. Я задержала отъезд для того, чтобы поставить вам две-три лишних пятёрки и показать, какой у меня необыкновенный класс. И в Москве на меня, между прочим, обиделись…»

Да, детям очень важно знать, как она хотела отчитаться перед начальством, как у нее это не получилось и как на нее столичный мужик обиделся. Особенно им нужно это знать в тот момент, когда она их огорошила новостью: их поездка в Москву, на которую они копили деньги, отменяется.

***

Буллинг в школе был, есть и будет. И, конечно, вину за это нельзя возлагать полностью на учителей. Есть ещё родители, “вредные” фильмы, компьютерные игры и прочее. Но помнится мне один случай из 90-х.

В одном классе училась девочка из семьи алкоголиков. Вечно сонная, апатичная, неопрятная. Одноклассники ее, разумеется, не любили и дразнили. Девочка была местным чучелом. Но в пятом классе пришла учительница, совсем не похожая на Маргариту Ивановну. Однажды вечером она встретила эту девочку в трамвае. Поинтересовалась, куда она одна едет в столь поздний час. Та рассказала, что едет к отцу за город, потому что мать снова привела в дом какого-то мужчину, они пьют, предаются оргиям, и в квартире с ними находиться неуютно…

На следующий день (девочки в школе на было) учительница рассказала детям об этой встрече. А также - о сострадании к человеку, который виноват лишь в том, что ему не повезло с родителями, о необходимости человека поддержать, помочь. Монолог был длинный и очень действенный. После него в классе не было такого явления, как буллинг – ни по отношению к той девочки, ни по отношению к кому-либо другому.

Во всяком случае в ближайшие два года не было. Потому что через два года учительница умерла, а на ее место пришла такая вот “Маргарита Ивановна”, для которой ученики были не людьми, а рабочим материалом. 

А та учительница не была великим педагогом. Она была просто неравнодушным человеком.