Так признавался сам Кронид Александрович Гоголев – выдающийся резчик по дереву, которого нет с нами 10 лет. Несколько лет назад, во время путешествия по Карелии, мы с Сидором оказались в приладожской Сортавале, где набрели на музей, в котором можно увидеть частную коллекцию Кронида Гоголева. К слову, очень интересное здание финской архитектуры, в котором когда-то хранился лук, и очень доброжелательные, приятные сотрудники.
В музее представлены и резные работы мастера, и его картины - акварели и масляная живопись.
Биография художника богата на яркие детали– отец, бывший священник, пришедший к идеям толстовства; имя, в переводе означающее «сын Зевса»; образование, которое Кронид Александрович получил почти взрослым. Мог бы и раньше, но помешала война. Любовь на всю жизнь к маленькому карельскому городку, куда художник, уроженец Старой Руссы, переехал после окончания училища с семьей и в котором трудился всю оставшуюся жизнь.
И, как озарение, - начало работы с деревом, интерес к которому проснулся у Кронида Александровича уже на шестом десятке. Достигнув определенных высот в живописи, художник заинтересовался резьбой – сначала создавал скульптуры, потом - деревянную утварь, а постепенно из-под резца стали выходить объемные картины, посвященные, как правило, России и Русскому северу.
Композиции, постепенно усложняясь, становились многоуровневыми, посреди ландшафтов стали появляться фигурки людей, хотя сюжетности как таковой не было. Сельские жители в трудах и на праздниках, северная природа.
Для работы выбиралась обычно липа, иногда Гоголев использовал новозеландское дерево йелотонг.
Как признается дочь художника Мария, одна из сотрудниц музея, Крониду Александровичу не нравилось давать своим резным работам названия: мол, видно же, что изображено. Но это было дело, которое художник очень любил и которому отдал больше трех десятков лет. И вот теперь его искусство – один из символов не только маленькой Сортавалы, но и всей Карелии.