До появления компьютерной графики (CGI) или сложных 3D-симуляций для создания массовых скоплений людей Голливуд в значительной степени полагался на массовку - реальных людей, которыми нужно было тщательно управлять, экипировать, кормить и платить им зарплату (обычно от 50 до 100 долларов за 8 часов работы на съемочной площадке, в зависимости от бюджета, конечно же).
Эти люди играли важнейшие роли, собирая огромные армии для грандиозных сухопутных сражений, формируя толпы на площади во время королевских речей или воплощая кровожадных зрителей на арене, кричащих "Смерть! Смерть!" Они были особенно важны для библейских и исторических фильмов прошлых лет, где требовался "многотысячный актерский состав". Без этих статистов у таких режиссеров, как Сесил Демилль, не было бы блестящей карьеры, которая определила эпоху - это были фильмы, которые мы сейчас называем "Эпическими"!
Метрополис (1927)
Немой шедевр Фрица Ланга заложил основу для последующих визуальных элементов научной фантастики, повлияв на такие фильмы, как "Бегущий по лезвию" (1982), "Бразилия" (1985), "Пятый элемент" (1997) и "Особое мнение" (2002). Кроме того, он оставил неизгладимый след в мире моды и музыки, сформировав образы икон от Мадонны до Леди Гаги, от Бейонсе до Кайли Миноуг и домов моды от Givenchy до Versace. “Метрополис" не только создал, но и определил эстетику будущего.
Задуманный Лангом и его женой Теей фон Харбоу, фильм затрагивает тему классовой борьбы в будущем, управляемом полубогами. Повествование разворачивается в сценах, где подземные рабочие, похожие на зомби, управляют гигантскими машинами, которые питают город. "Метрополис" может похвастаться обширными декорациями, предоставляющими огромное пространство, которое необходимо было заполнить.
При бюджете в 5 миллионов рейхсмарок он удерживал звание самого дорогого фильма своего времени. Фильмом восхищались даже Гитлер и Геббельс, предложившие Лангу, который был евреем, пост руководителя германской киноиндустрии - от чего он незамедлительно отказался, уехав в Париж через некоторое время.
Когда угнетенные рабочие под влиянием дикой женщины, наконец, восстали против своих хозяев, в фильме было задействовано впечатляющее количество статистов. В рекламных материалах говорилось о 37 000 человек, в том числе 25 000 мужчин, 11 000 женщин, 1100 лысых мужчин, 750 детей.
Изначально Ланг хотел получить 4 000 лысых статистов, но столкнулся с проблемой, что только 1 000 были готовы обрить свои головы. Чтобы решить эту проблему, продюсер Эрих Поммер применил оптический умножитель, создав иллюзию 4 000 лысых статистов при имеющихся 1 000 - техника, которая будет использоваться и в дальнейшем. Кроме того, по сюжету, дети-экстрасенсы должны были изображать бедняков и недоедающих. Учитывая экономические трудности Германии того времени, Поммер легко нашел на улицах около 500 недоедающих детей.
Несмотря на свое влияние, "Метрополис" после выхода на экраны подвергся резкой критике, и даже известный романист Уэллс назвал его "глупым". К счастью, восхищение Геббельса не помешало фильму получить признание как одно из величайших достижений кинематографа, пусть и спустя несколько десятилетий.
Камо грядеши (1951)
В заключительной сцене грандиозной эпопеи MGM император Нерон (Питер Устинов) выходит на балкона, наблюдая за многотысячной толпой, штурмующей его дворец, чтобы лишить его жизни. Размышляя о предстоящем падении Рима, он спрашивает: "Так это конец Нерона?", предвосхищая примерно на 1800 лет аналогичную фразу Эдварда Робинсона в "Маленьком Цезаре".
В фильме было три монументальные сцены, которые потребовали большого количества статистов. И под словом "много" мы подразумеваем именно "много": шествие в Рим во главе с Марком Виницием (Роберт Тейлор), драматическое сожжение Рима и казнь христиан, отправленных ко львам в цирке Нерона.
В сцене сожжения Рима 2 000 статистов в течение 24 ночей перемещались по площадке среди пиротехники. Примечательно, что не было зафиксировано ни одного несчастного случая, а среди статистов, по слухам, были Софи Лорен и Элизабет Тейлор.
В цирке Нерона, рассчитанном на 30 000 зрителей, были представлены 63 льва, привезенные со всей Европы, бык из Португалии, гепарды, бараны, коровы, телята и 450 лошадей. ЛеРой использовал милитаристский подход, координируя свои действия с Генерачи - опытным статистом, ответственным за управление группой из 30 статистов. Генерачи следил за своевременной сменой гардероба, организовывал перерывы и распределял зарплату, вероятно, получая больше за свою ключевую роль.
Примечательно, что в "Камо грядеши" было использовано 32 000 костюмов, изготовленных из 52 400 ярдов материала. Только Дебора Керр сменила 36 костюмов, дополненных 15 000 сшитых вручную сандалий, 13 000 украшений, 4000 шлемов, 4000 нагрудных пластин и 2000 щитов - истинное воплощение экстравагантности старого Голливуда.
Десять заповедей (1956)
Фильм Сесила Демилля "Десять заповедей", представленный компанией Paramount Pictures, является квинтэссенцией библейского эпоса, в котором затрагиваются самые захватывающие разделы Библии с темами рабства, идолопоклонства, возмездия и мощной дозы божественного гнева. В центре событий - Моисей (Чарлтон Хестон), возможно, первый в литературе супергерой, имеющий свою историю происхождения.
Наделенный экстраординарными способностями, такими как манипуляция материей, контроль над погодой и стихиями, умение вызывать чуму и, что особенно важно, прямая связь с высшими силами, "Десять заповедей" разворачивается как захватывающее приключение.
Главным достижением Моисея является освобождение рабов, приведшее к созданию государства Израиль и заставившее Рамсеса II (Юл Бриннер) прислушаться к знаменитому указу: "Отпусти народ мой!". Когда освобожденные рабы собираются у городских ворот, готовясь к исходу из Египта в обещанную "землю молока и меда", Моисей размышляет: "Их так много".
И он не преувеличивал. В фильме было задействовано 14 000 статистов, представляющих различные колена Израиля, а Иисус Навин (Джон Дерек) организовывал порядок среди толпы, приказывая: "Левиты - в центр, Иуда - направо, Хефрон - налево!" Их сопровождало множество животных - козы, верблюды, коровы, овцы, ослы и гуси - всего около 15 000.
Чтобы организовать этот грандиозный исход, ДеМилль заручился поддержкой 88 ассистентов режиссера, в том числе шести из Голливуда и 82 из Египта, где снимались различные сцены. Египетское правительство предоставило около 200 кавалерийских солдат, лошадей и оборудование.
Magnum opus Демилля, "Десять заповедей", стал одним из самых триумфальных фильмов в истории кинематографа. Доминируя в прокате в 1956 году с ошеломляющими 65,5 млн долларов, с учетом инфляции он превысил отметку в 1 млрд долларов, закрепив за собой статус самого кассового библейского фильма всех времен, обогнав такие культовые картины, как "Бен-Гур", "Плащаница" и "Страсти Христовы". Примечательно, что этот фильм также стал последним кинематографическим проектом Демилля. Хотя во время съемок он оправился от сердечного приступа, его ослабленное здоровье привело к тому, что он сам себе приказал: "Больше ты не должен снимать фильм по Библии".
Вокруг света за 80 дней (1956)
В 1956 году Майкл Андерсон снял экранизацию классической сказки Жюля Верна, получившую премию "Оскар" за лучшую картину и четыре дополнительные награды (монтаж, операторская работа, музыка и адаптированный сценарий). В этом кинематографическом путешествии Филеас Фогг, английский джентльмен, и его верный спутник Паспарту обходят земной шар, используя различные виды транспорта, включая воздушные шары, поезда и лодки. Фильм с гордостью демонстрирует колоссальную рабочую силу, включающую в себя как актеров, так и статистов, которая составила 68 894 человека.
Известный своим звездным составом, который возглавили Дэвид Нивен, Кантинфлас, Ширли Маклейн и Роберт Ньютон, фильм может похвастаться еще 50 известными звездами, снявшимися в эпизодических ролях, такими как Фрэнк Синатра, Бастер Китон, Рональд Колман, Виктор Маклаглен, Тревор Ховард, Питер Лорре, Джордж Рафт, Ноэль Кауард, Эвелин Киз, Мартина Кэрол, Марлен Дитрих и другие. Считается, что термин "камео" был придуман продюсером Майклом Тоддом в связи с этими звездными появлениями гостей. Примечательно, что фильм, возможно, положил начало тенденции обширных заключительных титров, продолжительность которых составила 6 минут и 21 секунду, установив рекорд того времени.
Обширный актерский состав, состоящий из более чем 60 000 статистов, охватывал 13 стран и 112 локаций, демонстрируя такие грандиозные сцены, как коррида в Испании с тысячами зрителей и оживленная вечеринка на Диком Западе, США. В разных странах - Англии, США, Испании, Франции, Индии, Японии и Таиланде - было создано около 140 декораций.
Правительства сыграли ключевую роль в поддержке производства, предоставив лодки, гребцов и помощь в координации животных. В фильме приняли участие 8 552 животных, в том числе 3 800 овец, 2 446 буйволов, 950 ослов, 800 лошадей, 512 обезьян, 17 быков, 15 слонов, 6 скунсов и страусов. Актеры и статисты были одеты в 74 685 костюмов и 36 092 побрякушек, взятые напрокат у различных киностудий, что в общей сложности обошлось в 410 000 долларов.
Несмотря на то, что продюсер Майкл Тодд столкнулся с финансовыми трудностями из-за бюджета в 6 миллионов долларов, общие сборы фильма достигли поразительной суммы в 42 миллиона долларов, что подчеркивает несомненный успех и состоятельность этого эпического кинематографического начинания.
Бен-Гур (1959)
При обсуждении религиозной эпопеи Уильяма Уайлера центральное место занимает культовая гонка на колесницах, демонстрирующая напряженное соперничество между Бен-Гуром (Чарлтон Хестон) и его некогда другом, ставшим злодеем, Мессалой (Стивен Бойд). Эта захватывающая дух сцена известна тем, что колесница Мессалы оснащена металлическими шипами - умное, но нечестное преимущество.
Даже сегодня гонка на колесницах считается одной из величайших экшн-сцен, когда-либо созданных в кино. Режиссер второго плана Эндрю Мартон добился значительного успеха, используя 65-миллиметровые камеры, в том числе автомобиль с камерой, сопровождающий колесницы. В сцене участвовали 82 лошади, привезенные из Югославии, а стадион ревел от энергии 8000 кричащих статистов. Примечательно, что съемки гонки колесниц длились 10 недель и обошлись примерно в 4 миллиона долларов, что составило четверть всего бюджета.
Однако грандиозные гонки на колесницах были не единственным зрелищем, потребовавшим привлечения множества статистов. Как и в "Камо грядеши", в "Бен-Гуре" было свое грандиозное шествие с участием римских легионов и в костюмах, позаимствованных из фильма Роберта Тейлора. Кроме того, сцены, изображающие Иисуса, такие как его нагорная проповедь, страсти и распятие, требовали огромного количества массовки. В общей сложности в съемках приняли участие 15 000 статистов, причем в каждый момент времени на площадке находилось не менее 1500 человек.
Бюджет фильма составил 15 миллионов долларов, из которых было выделено 100 000 на костюмы. Художник по костюмам Элизабет Хафферсон вместе с командой из 100 человек закупала материалы, такие как кожа и шелк, в Таиланде, Италии, Франции и Великобритании. Западная Германия изготовила 1000 доспехов, а Швейцария предоставила ювелирные украшения. В производстве использовалось около миллиона единиц реквизита, включая сотни животных - верблюдов, ослов и овец.
Огромный успех фильма в прокате сыграл решающую роль в спасении MGM от финансового краха. Помимо финансового триумфа, "Бен-Гур" отличился на церемонии вручения премий "Оскар", получив 11 статуэток из 12 номинаций - рекорд, который разделили "Титаник" (1997) и "Властелин колец: Возвращение короля" (2003). Инвестиции MGM в "Бен-Гура" оказались выигрышным решением, закрепив его место в истории кинематографа.
Спартак (1960)
Кирк Дуглас получил роль Спартака после того, как Уильям Уайлер выбрал Чарльтона Хестона в "Бен-Хуре", решив продемонстрировать свою способность сняться в эпическом фильме. Адаптированный по роману Говарда Фаста и написанный по сценарию Далтона Трамбо, находившегося в черном списке. Стэнли Кубрик, которому тогда было всего 32 года, был выбран в качестве режиссера.
При беспрецедентном бюджете в 22 миллиона долларов фильм снимался в течение 167 дней. Актерский состав и съемочная группа насчитывали 10 500 человек, было построено 100 крупных декораций, в аренду были взяты 5 000 униформ, 7 тонн доспехов и 27 тонн статуй из итальянских музеев. Для съемок сцены битвы в Испании Кубрик привлек 8 800 испанских солдат, изображавших римский легион, а в различных сценах сражений участвовало, по разным оценкам, около 50 000 статистов. Если бы фильм снимался сегодня, то, по оценкам экспертов, затраты на создание "Спартака" составили бы около 110 миллионов долларов.
Спартак возглавил восстание 78 гладиаторов против своих хозяев, разросшееся до 90 000 человек, которые, освобождая рабов и вербуя последователей, противостояли могуществу Рима. В 71 году до н. э. их неповиновение закончилось под ударами Марка Лициния Красса (его сыграл Оливье). Попав в плен, Спартак и его оставшиеся войска ожидали своей неизбежной участи.
На этом фоне разворачивается одна из самых знаковых сцен фильма. Столкнувшись с требованием опознать Спартака, чтобы избежать ужасной участи распятия, рабы совершили мощный жест. Когда Спартак (Кирк Дуглас) поднялся, Антонин (Тони Кертис) опередил его, заявив: "Я - Спартак!". В знак солидарности остальные быстро повторили: "Я - Спартак!", тем самым решив свою общую судьбу. Эта сцена с незабываемой фразой стала одним из самых ярких моментов в истории Голливуда.
Ватерлоо (1970)
Дино Де Лаурентис известен как создатель захватывающих фильмов. Его кинематографическое наследие прослеживается в таких картинах, как "Война и мир" (1956), "Библия" (1966), "Кинг-Конг" (1976), "Флэш Гордон" (1980), "Конан-варвар" (1982) и "Дюна" (1984). В 1970 году Де Лаурентис добавил в свой репертуар еще одну эпопею - "Ватерлоо", изображающую Наполеона Бонапарта, с участием Рода Штайгера и режиссера Сергея Бондарчука.
В 1815 году, столкнувшись с угрозой поражения от противников Франции, среди которых были Великобритания, Австрия, Пруссия и Россия (Шестая коалиция), Наполеон нехотя отрекся от престола и был сослан на остров Эльба. Однако ему удалось бежать, и он вернулся во Францию для монументального поединка с герцогом Веллингтоном (Кристофер Пламмер). Эта битва известна своим тактическим блеском, отмеченным формациями, в которых солдаты маршировали по квадратам, сохраняя строй, пока не будут убиты.
Перед началом конфликта Веллингтон наблюдает за французской армией и замечает: "Драматичные ребята эти французы. Музыка и знамена. Очень красиво". Боевые формации, действительно, разворачиваются как визуальное чудо.
Чтобы воплотить в жизнь битву при Ватерлоо, Бондарчук привлек к съемкам 15 000 солдат Советской армии, включая 2 000 кавалеристов. Перед началом съемок они прошли многонедельную подготовку, обучаясь строевым упражнениям, боевым формам и обращению с саблями, ружьями и пушками эпохи 1815 года. Бондарчук, подобно генералу, командовал многонациональным батальоном с помощью рации, передавая указания через офицеров и пользуясь помощью четырех переводчиков (английского, французского, итальянского и сербохорватского).
Отказавшись от спецэффектов, фильм стал полномасштабной реконструкцией битвы при Ватерлоо, включающей движения пехоты и кавалерии с пушечным огнем, ружьями, шпагами и копьями. Отсутствие операторских приемов обеспечило подлинное отображение исторического конфликта. Примечательно, что кавалерийская атака французского маршала Мишеля Нея (Дэн О'Херлихи) охватывает огромные пространства, превосходящие все предыдущие кинематографические изображения. Съемки с воздуха передают монументальные масштабы сражения, заставляя зрителей восхищаться кинематографом.
Фильм "Ватерлоо", снятый в основном в Украине, Герцеговине, Чехословакии и завершенный за 28 недель, несмотря на трудности в прокате и критику исторических неточностей, остается окончательной эпопеей Бондарчука о наполеоновской войне. Визуальное пиршество для любителей батальных сцен, он остается ярким отображением исторических военных действий, кинематографическим шедевром, который продолжает покорять зрителей.
Ганди (1982)
Сэру Ричарду Аттенборо потребовалось 18 лет, чтобы приступить к съемкам своего заветного проекта. В 1962 году звонок из индийской Верховной комиссии в Лондоне привел к встрече с премьер-министром Пандитом Джавахарлалом Неру, заложив основу для этого начинания. Однако различные неудачи, включая кончину Неру, мешали прогрессу до 1980 года, когда дочь Неру и тогдашний премьер-министр Индира Ганди выделила 10 миллионов долларов, что ознаменовало начало съемок в ноябре 1980 года.
Кастинг на главную роль стал главным предметом разногласий. Кинематографисты индийской киноиндустрии возражали против выделения 10 миллионов долларов на производство иностранного фильма, утверждая, что на эти деньги можно было бы профинансировать 30 индийских художественных фильмов. Кроме того, они настаивали на том, что Ганди должен изображать индийский актер. Хотя Насируддин Шах, известный индийский актер и режиссер, был близок к тому, чтобы получить роль, сэр Ричард Аттенборо в итоге выбрал Бена Кингсли, увидев его пробы на экране.
Образ Ганди, созданный Кингсли, вызвал глубокий резонанс, учитывая его частичное индийское происхождение (его отец был гуджарати, той же этнической группы, что и Ганди). Многие индийцы, увидевшие Кингсли в этой роли, поверили, что Махатма Ганди вернулся к жизни.
Почти вся страна стремилась принять участие в фильме, и в Книге рекордов Гиннесса он был отмечен как фильм с наибольшим количеством статистов в одной сцене. В этой культовой сцене похорон Ганди приняли участие около 300 000 статистов, из которых 200 000 были добровольцами, а остальные получили вознаграждение (от 15 до 100 рупий, в зависимости от роли).
Съемки проходили 31 января 1981 года, в 33-ю годовщину смерти Ганди, и огромная явка добровольцев в этот знаменательный день отчасти объясняется тем, что Аттенборо дал объявление в газете, приглашая людей прийти на съемки в простой одежде. Атмосфера была описана как очень эмоциональная, некоторые зрители поверили, что это реальное событие, что привело к искренним слезам.
Диссонансом во время съемок стали случаи расизма. По словам первого помощника режиссера Джона Мэтью Маттана, некоторые британские члены съемочной группы вели себя так, словно они все еще были колониальными правителями. В ответ на это Аттенборо призвал встать на защиту от любого плохого обращения, следуя принципам Ганди о сохранении самообладания перед лицом трудностей.
Последний император (1987)
Говорят, во время государственного визита королевы Елизаветы II в Китай в 1986 году она якобы не смогла посетить Запретный город, потому что там проходили съемки фильма Бернардо Бертолуччи "Последний император". В фильме рассказывалось о жизни Пу И, который взошел на трон династии Цин в возрасте 3 лет, а конкретная сцена, которую снимали, была ключевой - коронация Пу И, очевидно, была приоритетнее визита королевы.
Независимо от того, правдива эта история или нет, она подчеркивает неизменную поддержку фильма со стороны китайского правительства. Это был первый случай, когда Китайская Народная Республика открыла Запретный город для западного кинопроизводства. Бертолуччи получил полную творческую свободу, чтобы запечатлеть визуальное великолепие этого исторического места.
Китайское правительство даже приказало 2000 своих солдат обрить головы, чтобы играть знаменосцев Цин. Начальники убедили их сделать это в знак дружбы с итальянцами и британцами, а также дали им чаевые в размере 3,50 доллара.
Эти 2 000 солдат были лишь малой частью 19 000 статистов, задействованных в фильме. На этапе подготовки к съемкам было вдвое больше статистов, жаждущих стать частью этого кинематографического события, что напоминало энтузиазм, наблюдавшийся во время съемок "Ганди".
Джанкарло Де Леонардис, главный парикмахер, импортировал 900 килограмм настоящих человеческих волос для создания париков, которые носили актеры. В общей сложности было тщательно сшито 9 000 различных костюмов, на что был потрачен значительный бюджет в 25 миллионов долларов. Фильм, завершенный за 16 недель, заслужил признание как отлично реализованная международная постановка, требующая высокого уровня сотрудничества, и в итоге одержал победу, получив все девять премий Оскар, на которые он был номинирован.
Трилогия Властелин колец (2001, 2002 & 2003)
Даже с учетом революционных спецэффектов, созданных Weta Workshop с помощью компьютерной программы MASSIVE, способной создавать десятки тысяч орков, эльфов и людей в стенах студии, в трилогии Питера Джексона "Властелин колец" все равно использовались услуги 20 602 статистов.
В то время как MASSIVE мог создавать огромные армии для масштабных съемок, для передачи таких важных моментов, как наземные бои в Битве при Хельмовой Пади, Пеленнорские Поля и Мораннон, требовалось присутствие настоящих актеров - тысяч статистов.
Команда, состоящая из более чем 2 400 человек, неустанно трудилась над созданием аутентичного облика Средиземья. В результате было создано 48 000 предметов, включая мечи, ножны, щиты и топоры, 900 доспехов, 300 париков ручной работы, 500 луков, 10 000 стрел, 200 масок орков, 15 000 различных костюмов и 1800 пар хоббитских ног. Это был не просто реквизит; главным принципом было тщательное внимание к деталям.
В "Двух башнях" эльфийские доспехи были созданы в осенних тонах, чтобы отразить эльфов, покидающих Средиземье, а костюмы рохирримов черпали вдохновение в германских и англосаксонских узорах. Чтобы проиллюстрировать глубину мастерства, на изготовление одного меча ушло от 3 до 6 дней, а для создания кольчуги вручную было скручено 12 500 000 металлических колец.
Некоторые из статистов, в том числе военнослужащие новозеландских сил обороны, взяли на себя дополнительные роли разнорабочих, участвуя в таких работах, как вспашка полей, уход за садами и строительство декораций для Хоббитона. Эта двойная роль вызвала споры по поводу обращения с рабочими и статистами, поскольку возникли опасения по поводу недостаточной оплаты труда, обвинений в том, что к ним относятся как к рабам, и недостаточного обеспечения надлежащих условий для сна.