Найти в Дзене
KinoGeek

20 фильмов, в которых культовые режиссёры ушли от стандартного для себя стиля

Оглавление

В современном кинематографе существуют режиссёры, работающие в определённом стиле на протяжении всей своей карьеры, а существуют те, которым подвластен чуть ли не каждый когда-либо созданный в истории жанр. Есть постановщики, которые рискуют, отходят от канонов и своих личных приёмов, по итогу чего проекты выстреливают и радуют аудиторию, а есть те, которые рискуют и ничего не получают взамен. В этой статье мы поговорим о двадцати кинопостановщиках и фильмах, в которых они круто поменяли свой фирменный стиль, уйдя покорять новые жанры и направления кино. Когда-то - удачно, когда-то - с переменными успехами. Приятного прочтения!

Дэвид Линч - "Простая история" (1999)

-2

Линч неспроста окрещён киноведами, как "король" сюрреализма и психоделики в современном течении кинематографа. Практически каждый проект режиссёра - это мизантропический, запутанный и сложносочинённый психологический триллер, выворачивающий мозги зрителю наизнанку несколько раз за ограниченное количество хронометража. Тем и удивительнее, что в 1999-м году Дэвид Линч взялся за режиссуру проникновенного и сентиментального роуд-муви, основанного на реальных событиях. "Простая история" одним своим названием говорит, что это самый простой и добрый проект за всю карьеру Линча. Вы не увидите здесь никакой психоделики, никаких сложных и малосвязанных образов, присущей предыдущим работам постановщика технической части. На минуточку, ленту к прокату выкупили сами Walt Disney - фильм показывался с возрастным рейтингом "G". Представьте удивление новичков, которые впервые узнали, что режиссёром "Истории" выступил тот человек, который до этого запутывал нас "Головой-ластиком", "Твин Пиксом" или "Шоссе в никуда"

-3

Стэнли Кубрик - "Спартак" (1960)

-4

В мире кинематографа конца двадцатого века Стэнли Кубрик является одной из важнейших персон, перевернувшей жанры фильмов с ног на голову. Медиум кино акцентировал внимание на каждой нарративной и визуальной детали, попробовав талант практически в каждом из возможных жанров: от военной драмы до фантастической антиутопии. Однако единственным промахом в карьере Стэнли стал «Спартак» - фактически, «заказ» от студии Universal, стремившейся покорить успех прошлогоднего «Бена-Гура». Кубрика взяли на пост режиссёра фильма в качестве наёмного рабочего, что и сказалось на качестве «Спартака». В нём не оказалось никаких фирменных приёмов Стэнли, отсутствуют привычные аудитории Кубрика визуальные и операторские планы и акценты. О чём можно говорить, если даже сам Кубрик активно признавался после «Спартака», что это был проект студии, работа над которым обернулась для постановщика сплошными муками?

-5

М. Найт Шьямалан - «Повелитель стихий» (2011)

-6

В ранние, молодые, годы своей кинокарьеры, М. Найт Шьямалан прославил собственное имя на весь Голливуд всего лишь парочкой проектов. Постановщик удивлял зрителей напряжённым и гротескным подходом к построению, на первый взгляд, камерных мистических историй, однако стагнирование случилось слишком скоро: уже через несколько лет после премьеры того же "Шестого чувства". Но настоящую точку в своих экспериментах Шьямалан поставил после колоссального провала "Повелителя стихий": вольной, дешёвой, порезанной, лекальной и попросту говоря не уважительной по отношению к оригиналу реинкарнации уже культового мультсериала "Легенда об Аанге". Режиссёр хотел превратиться в массового постановщика крупных блокбастеров, но в итоге с позором провалился со своими амбициями, в связи с чем "Повелитель" всё ещё считается одним из самых громких неудачников прошедшего десятилетия. После чего постановщик решил вернуться в лоно приземлённых триллеров: там Шьямалан чувствует себя гораздо комфортнее

-7

Гай Ричи - "Унесённые" (2004)

-8

Все российские кинолюбители не по наслышке знают о культовом влиянии Гая Ричи: работы режиссёра буквально въелись в русское течение кинематографа, наш зритель как никто иной в мире ловил атмосферу английской "глубинки" в ранних работах Ричи, начиная от "Карт, денег" и заканчивая "Рок-н-рольщиком". Но практически все фанаты постановщика давно позабыли об уродливом братце в семье, имя которому - "Унесённые". Комичная, сырая и дешёвая мелодрама, сделанная под "заказ" для Мадонны, где Ричи был лишь наёмным рабочим, отчаянно пытающимся выполнить для жены все её многочисленны прихоти. В "Унесённых" даже близко нет никакого колорита Гая, его фирменной постановки, да даже привычного зрителям актёрского состава, кочующего с режиссёром из фильма в фильм. Плоское недоразумение, которое Ричи спешно попытался перекрыть другими стоящими проектами в своей карьере. Собственно говоря, он продолжает заниматься этим и по сей день

-9

Тодд Филлипс - "Джокер" (2019)

-10

В 2018-м году многочисленные поклонники комиксов DC разово взъелись на руководство Warner Bros.: тогда на пост руководителя съёмок грядущего "Джокера" позвали Тодда Филлипса, ранее прославленного в Голливуде своими неплохими кассовыми комедиями, вроде трилогии "Мальчишника в Вегасе" или буффонадных "Старски и Хатча" с "Парнями со стволами". И такому режиссёру, впервые за его карьеру, поручили заниматься разработкой мрачной психологической драмы! Кто вообще мог ему довериться, думали тогда фанаты? На удивление, Филлипс элегантно и филигранно сменил курс режиссёрского направления, доказав, что ему намного комфортнее в среде триллеров и драм, нежели давно заевших всех комедий. "Джокер" не стал для Тодда шагом назад - наоборот, он лишь бустанул влияние постановщика в глазах всего Голливуда. И сиквел того же "Джокера" явно не станет для Филлипса последней стоящей работой в его карьере

-11

Майкл Бэй - "Кровью и потом: Анаболики" (2013)

-12

Аудитория никогда не воспринимала Бэя слишком серьёзно: всё-таки каждый проект режиссёра - это своего рода однообразный аттракцион, состоящий из сплошного экшена и пафоса. Но поворотным моментом в пике карьеры постановщика стала сатиричная крайм-комедия "Кровью и потом", тотчас же разлетевшаяся по всему интернету на тысячи мемов, гифок и прочих смешных картинок. "Анаболики", как ленту обозвали у нас в прокате, это чуть ли не самый приземлённый и комичный проект в карьере Бэя, в который режиссёр чуть ли не полностью влил всю свою душу. Заместо экшена и дешёвых дёрганных взрывов пришёл юмор, а вместо доблестных полицейских или подростков - ультрахаризматичные качки. Побольше бы нам такого Бэя...

-13

Тим Бёртон - "Планета обезьян" (2001)

-14

Готический стиль Тима Бёртона никогда не ложился на жанр фантастики, тем более уж на постановку ремейка знаменитой на весь мир фантасмагории "Планета обезьян", но в начале нулевых неким умам из Fox пришла в голову идея позвать прославленного в тот момент на весь мир режиссёра на съёмки перезапуска знаменитой в прошлом вселенной. Естественно, провал не заставил долго себя ждать: Бёртон совершенно не разбирается в фантастическом жанре, а потому производство ленты превратилось для него в некое начальное пособие по режиссуре для неопытных новичков. Мастер тёмного фэнтези и готических драм в итоге не справился с фантасмагоричной антиутопией, вернувшись после производства в привычную для него "зону комфорта". А кто-то ожидал иного результата?

-15

Мартин Скорсезе - "Хранитель времени" (2011)

-16

Король гангстерских саг и эпопей про американскую мафию, Скорсезе активно пробовал силы в новых для него жанрах, после взятия "Оскара" за своих "Отступников". И нельзя сказать, что плавно перейдя от запутанного психологического триллера ("Остров проклятых") к семейной фэнтези-сказке, Мартин сильно сдал свои позиции. Хоть и поклонники творчества постановщика остались несколько разочарованы "Хранителем времени" (внезапно оказалось, что детский приключенческий фильм и криминальная драма - это не одно и то же), в связи с отсутствием фирменной режиссуры Скорсезе, всё же большинство киноакадемиков и критиков восприняли ленту как хороший проект в рамках эксперимента постановщика. Хоть после 2011-го года наш культовый режиссёр так и не вернулся к этому жанру. Может быть оно и к лучшему?

-17

Дэвид Финчер - "Манк" (2020)

-18

После "Исчезнувшей" Финчер пропал с поля зрения преданной фанбазы на долгие несколько лет, порадовав поклонников разве что не шибко популярным сериалом "Охотник за разумом", закрытым после двух мелких сезонов. А в полнометражное же кино наш любимый постановщик вернулся только через шесть лет, подписав с Netflix контракт на производство фильмов эксклюзивно для стримингового сервиса. Но к удивлению фанатов, новый проект Финчера стал... байопиком! Но на этот раз не про современность, как в случае с той же "Социальной сетью", а про прошлое: Дэвид искусно покопался в подноготной создания всемирно признанного шедевра "Гражданин Кейн", представив публике свою, пожалуй, самую неординарную и экспериментальную работу в карьере. "Манк" выстрелил, однако Финчер всё же вернулся к холодным триллерам уже через три года: мы говорим про недавнего "Убийцу"

-19

Ридли Скотт - "Хороший год" (2006)

-20

Казалось бы, Ридли, подобно Стивену Спилбергу, подвластен абсолютно любой жанр в кино: режиссёр пробовал себя и в фантастической антиутопии, и в пеплумах, и в байопиках, и в суровых военных драмах, и в роад-муви, даже в сай-фай хорроре. Но один жанр Ридли Скотту так и остался неподвластен: это ромком. "Хороший год" с Расселом Кроу, давним любимцем постановщика, отличается буквально от всех остальных работ Скотта одним немаловажным фактором: это не его проект. Ридли плохо работает с мелодрамами и любовными линиями как таковыми в принципе, из-за чего сегодня про "Хороший год" вспомнит уж совсем малое количество зрителей

-21

Кеннет Брана - "Тор" (2011)

-22

К сожалению Кеннет Брана считается известным лишь в узких кругах, однако он всё ещё считается прославленным отличным театральным постановщиком, не раз зарекомендовавшим свои многочисленные таланты в мире кино. Бране под силу брать на себя обязанности сложнейших экранизаций, вроде того же Шекспира, совмещая в своих проектах театральную постановку с кинематографической магией. Но есть в карьере Кеннета и одно мелкое "чёрное" пятно: тот период, когда ещё развивающаяся киновселенная Marvel позвала на пост постановщика своего нового фильма именно Брану. Режиссёр, как бы это не было странно, неуклюже работает с дорогостоящими блокбастерами, вследствие чего первый "Тор" (совместно с сиквелом) считается в современной MCU слишком блеклым, скучным и безыдейным проектом. Несмотря на то, что Брана умудрился использовать парочку фирменных приёмов для режиссуры картины

-23

Джоэл Коэн - "Трагедия Макбета" (2021)

-24

Дуэт постановщиков братьев Коэн выделялся в Голливуде ещё с середины восьмидесятых неповторимым комичным стилем: так сложилось, что режиссёры отлично рассказывают неловкие и моментами даже сюрреалистично буффонадные истории. Однако несколько лет назад дуо "развалилось": Итан решил временно покинуть кинематограф, а Джоэл приступил к очередной кино-реинкарнации шекспировского "Макбета". Это первая по-настоящему серьёзная и артхаусная работа в карьере старшего Коэна, срежиссированная постановщиком на самом гениальном уровне. К слову, уже в этом году в мир кино вернётся и младший Коэн: только, в отличие от Джоэла, с привычным для фанатов творчества дуэта стилем. "Красотки в бегах" ожидаются к выходу в прокат уже в конце февраля

-25

Андрей Тарковский - "Ностальгия" (1983)

-26

Самый амбициозный и колоссально гигантский проект Тарковского, "Сталкер", не смог оправдать кассовые и зрительские ожидания режиссёра, вследствие чего постановщик согласился на зарубежное производство своего нового фильма. "Ностальгия" была полностью снята в Италии, в соавторстве с советскими актёрами и производственным составом, однако на этот раз Тарковский полностью изменил подход к режиссуре фильмов. Его первый зарубежный проект - это очень медитативная, вязкая, чересчур сложная и депрессивная работа, в которой поменялся даже фирменный визуальный стиль режиссёра. Сложно сказать, пошло ли Тарковскому на пользу изменение стиля, но одно ясно точно: в СССР такое бы никому не пришлось по нраву. Посему и хорошо, что "Ностальгию" Андрей снял на территории другой страны

-27

Антуан Фукуа - "Освобождение" (2022)

-28

В мире кинематографа двадцать первого века Антуан Фукуа пользуется спросом, как постановщик брутальных и глуповатых боевиков с эшелонными звёздами в производственном составе. Но режиссёр решил отойти от своей карьерной жанровой тематики, чтобы отправиться покорять новые высоты: "Освобождение" ("Эмансипация" - в оригинальном переводе) с Уиллом Смитом в главной роли - очень медленная и тягомотная сурвайвал-драма, больше походящая на типичный "оскароносный" байт, а не на цельное кинематографическое произведение. А после провала ленты на просторах "яблочного" стримингового сервиса Apple TV+ Фукуа, видимо, придётся вернуться туда, откуда стартанула его карьера

-29

Дэнни Бойл - "Стив Джобс" (2015)

-30

Фанаты Бойла боготворят творчество режиссёра в основном из-за его прекрасного "психотропного" визуального стиля: вспомнить хоть дилогию "Трейнспоттинга", "Пекло" или "127 часов". Но единственным серьёзным (к слову, опять же претендующим на "Оскар") фильмом Бойла стал нестандартный байопик о личных невзгодах Стива Джобса, медленно пробирающегося к тягучему бремени славы и величия. В "Джобсе" совершенно отличительная от остальных проектов Дэнни режиссура, а фабула сценария строится именно на моральном и духовном раскрытии протагониста, а не на разжёвывании той или иной этической проблематики. Для одних смена направления показалась глотком свежего воздуха, а для других - шагом назад для постановщика

-31

Сэм Рэйми - "Быстрый и мёртвый" (1992)

-32

Рэйми - потрясающий визионер, находящий ловкий баланс между отличным техническим стилем своих работ и неплохим сценарием. Излюбленный жанр режиссёра - хоррор, жанр, который находил себе место даже в трилогии "Человека-паука" с Тоби Магуайром (где типичная бытовая супергероика соседствовала с мягким сюрреализмом и налётами жуткого колорита Рэйми). Однако время для экспериментов приходит к режиссёрам в моменты творческого выгорания: именно тогда, в 1992-м году, и был выпущен стандартный и в чём-то даже шаблонный вестерн "Быстрый и мёртвый", в котором Рэйми будто бы выполнял функцию наёмного рабочего студии, а не знающего собственное дело постановщика

-33

Нил Бломкамп - "Гран туризмо" (2023)

-34

В начале 2010-х Бломкамп зарекомендовал себя, как хорошего визионера и постановщика сай-фай драм с определённым социальным подтекстом. Но после так называемой "трилогии", куда входили "Район №9", "Элизиум" и "Чаппи", Нил временно покинул кинематограф, вернувшись в него относительно недавно. Сначала режиссёр попробовал себя в жанре сай-фай хоррора (жестоко провалившись с задумкой), а после и вовсе решил уйти от жанра фантастики к гоночному байопику, вдобавок - адаптации серии видеоигр от PlayStation. В "Гран туризмо" хоть и чувствуется лёгкий шарм присутствия Бломкампа на съёмочной площадке, но в своей основе лента выглядит кардинально иначе, нежели предыдущие проекты режиссёра

-35

Джим Джармуш - "Мёртвые не умирают" (2019)

-36

Многие киноведы считают Джармуша одним из самых знаковых и чуть ли не культовых представителей независимого кинематографа. Работы Джима почитает каждый фанат авторского кино, его режиссурой восхищаются, а на некоторых лекциях его стиль и вовсе преподают молодым студентам! Однако был в карьере Джармуша и один огромный промах: то ли уморительная сатира на повседневное общество, то ли дешёвый зомби-триллер, то ли просто дешёвое позёрство, под названием "Мёртвые не умирают". В этой ленте Джим попросту избавился от своего стиля, смешав в один полуторачасовой сумбурный сценарий кучу идей: а может это была тонкая ирония над фанатами жанра? Кто знает

-37

Ричард Линклейтер - "Аполлон-10½: Приключение космического века" (2022)

-38

Для Линклейтера "Аполлон" стал полноценным мультипликационным дебютом, что во время анонса само по себе было странным для многочисленных поклонников творчества режиссёра. Но "Приключение космического века" всё же смогло оправдать ожидания большинства зрителей: хоть это и не тот Линклейтер, которого мы знали по трилогии "Перед", но в основе своей Ричард успешно поменял формулу успеха, показав себя не только хорошим постановщиком (в очередной по счёту раз), но и отличным мультипликатором. Хоть и сомнительно, что когда-нибудь в будущем Ричард вернётся в этот жанр

-39

Роман Полански - "Дворец" (2023)

-40

Многие фанаты Поланского всё ещё не понимают, почему их любимый постановщик решил взяться за проект столь посредственного качества. "Дворец" не просто отличается по духу и стилю от предыдущих работ режиссёра, он шагает дальше: превращает Романа в плохого постановщика, не умеющего работать с персонажами, постановкой и мизансценами. Как так получилось, что настолько культовый режиссёр выпустил ленту, походящую на дешёвую "театральную" комедию прямиком с отечественных телеканалов? А может это была ирония над зрителями? Или завуалированная сатира, которую не выкупила аудитория? Увы, ответы на все эти вопросы мы уже так и не получим

-41