Время не остановить, прошлое забывается и только от желания и возможностей людей зависит- сохранить память об этом уходящем прошлом или нет. Бывает и так, что волей людей и судьбы появляется возможность получить тот или иной образец военной техники. Казалось бы - следует приложить максимум старания для сохранения данного артефакта, иначе для чего вообще существуют музеи. Да, обстоятельства складываются так, что первое что пробуют сделать с историческим объектом - это уничтожить его: нет предмета - нет проблемы. С счастью, иногда удается реализовать иное решение и найти для него деньги. Пример немецкой U-10 (S189) как раз из этой области, впрочем как и однотипной U-9.
74.Памятный объект: Подводная лодка U-10 (S189) тип 205, Германия
Статус: подводная лодка - музей (на суше)
Место расположения: Германия, г.Вильгельмсхафен, "Deutsche Marine Museum" Открыт: в 1996 году
Подводные лодки типа 205 относились к "малым торпедным подводным лодкам". Данный экземпляр был заложен в июле 1965 года на верфи "Ховальдсверке Дойче Верфь АГ", в Киле. В 1967 году, 28 ноября, субмарина была сдана флоту. Лодка имела номер U10, в тоже время ее тактический (бортовой) номер был S189.
Подводная лодка U-10 (S189) - одна из последних четырех подводных лодка типа 205 (всего было построено 11 единиц), построенных из маломагнитной стали АМ-53 с улучшенными свойствами и с учетом опыта создания и эксплуатации подводных лодок этого типа более ранних лет постройки.
В составе западногерманских ВМС подводная лодка находилась более 25 лет и была исключена из корабельного состава флота в 1993 году (в тот же период была выведена из строя еще одна такая же лодка - U-9). После вывода из строя U-10 была передана Германскому морскому музею в Вильгельмсхафена, там же сейчас находится и база подводных лодок ФРГ. Подводная лодка U-10 стала подводной лодкой-музеем после июля 1996 года.
Как уже отмечалось, эта лодка изготовлена из улучшенной маломагнитной стали, как и четыре корпуса последних субмарин данного типа, в то время как первые две лодки строились из стали другой марки, а затем из-за коррозийного растрескивания их прочные корпуса потребовали ремонта, практической перестройки. Больше всего не повезло пяти лодкам с U4 до U8 - проблемы с материалом корпуса попробовали решить "полумерами": они были введены в строй с оловянным внешним покрытием корпусов, имели существенные ограничения по режимам плавания, поэтому использовались только в роли учебных и были пущены на слом уже через 14-15 лет после ввода в строй.
Тут надо еще напомнить, что эта лодка имеет одновальную дизель-электрическую установку, выполненную по схеме полного электродвижения: два дизель-генератора 2х405 кВт (2х600 л.с.) и одного гребного электродвигателя (1800 л.с.). Такая ГЭУ обеспечивала субмарине скорость надводного хода в 10 узлов, подводного - 17 узлов (две группы АкБ).
Что еще удивляет в ее конструкции - так отсутствие прочных водонепроницаемых переборок в ее прочном корпусе, только легкие выгородки, которые отделяли помещения друг от друга. Видимо такое решение было продиктовано деланием сделать лодки небольшими - всего 455 т подводного водоизмещения (длина 44,3 м).
Сразу вспоминаются русские подводные лодки типа "Барс", которые также не имели водонепроницаемых переборок, за что резко критиковались. Правда они были почти на треть длиннее и крупнее.
Подводная лодка была вооружена восемью 533-мм торпедными аппаратами, способными применять торпеды типа DM2А1 "Seal". Интересно, что запасных торпед не было - все были загружены сразу в ТА, что объяснялось дефицитом места в отсеках. Все восемь ТА располагались в носовой части.
На фотографии ниже хорошо видно как плотно расположены эти торпедные аппараты в носовом отсеке. Это сразу видно для всех посетителей так как для того чтобы попасть внутрь лодки следует воспользоваться специальным трапом в носу субмарины.
Судя по фотографиям подводная лодка не прошла музеефикации - в принципе, достаточно верное и экономное решение. С одной стороны - проигрываем в зрелищности и масштабности посещения, с другой - выигрываем в историчности и аутентичности. Почему это здесь удалось реализовать, а на советской Б-396 (например) пошли по другому пути? Могу только предположить, в СССР вопрос о передаче корабля/субмарины музею (в тех редких случаях когда это делалось) начинал решаться тогда, когда боевая единица была уже "на грани".
Здесь же мы видим иной подход. Лодка не ждет когда ее судьбу годами будут решать - ее или отправляют на слом или в музей. Период многолетнего ожидания ведь тоже денег стоит.
Интересно, что сама по себе подводная лодка U10 (S189) - это один из экспонатов музея, как мы видим на фото, здесь есть и другие экспонаты, в первую очередь - морской оружие.
Да, вспомним, что подводная лодка такого же типа 205 - U9 установлена в г.Шпейр (600 км от устья Рейна), причем ее пришлось транспортировать по Рейну, а затем на транспортерах (статья об этой субмарине - на нашем канале, можно прочитать ЗДЕСЬ). Для U10 все оказалось проще - Вильгельмсхафен город портовый, установка прошла дешевле, )).
Друзья, а кто из Вас имел возможность ранее (а может и сейчас имеет) посетить данный музей? Поделитесь мнением, что видели, как впечатление. И если такие вдруг есть - не стесняйтесь, поделитесь впечатлениями, делитесь своим мнением или воспоминанием - буду рад.
P.S. Интересная конструкция кормовых рулей, кстати, конструкция носовых горизонтальных рулей тоже может удивить.