Ребёнок не произносит звуки, смешивает их в речи, путает слоги в словах местами или пока вовсе не заговорил? Как родителям самостоятельно заниматься с ребёнком, а в каких случаях нужна помощь логопеда? С этими вопросами мы обратились к Владе Савоськиной — логопеду, автору книги-пособия для родителей о развитие речи «Логобук».
Делимся профессиональными советами и логопедическими упражнениями опытного специалиста. А в конце — небольшая подборка от Детского мира в помощь родителям.
В каких случаях стоит обратиться за помощью к логопеду?
Как правило, к логопедам приходят, если ребёнок не выговаривает отдельные звуки — например [Р] или [Ш], но правильной артикуляцией звуков работа логопеда не ограничивается.
Логопед развивает речь на множестве этапов: специалисты помогают малышам при врождённых проблемах с глотанием и сосанием, растягивают при помощи упражнений короткую уздечку, корректируют письмо и дыхание, анализируют восприятие ребёнком звуков, ставят правильную интонацию, работают над грамматическим и лексическим строем фразы.
Речь — сложнейшая функция организма, и чтобы ей овладеть, ребёнку необходимо множество умений. Требования к тому, что и к какому возрасту должны уметь дети, всегда примерные, однако существует определённый коридор норм речевого развития. Ознакомиться с такими нормами можно в карте ЮНИСЕФ: Физическое и психологическое развитие детей раннего возраста.
Выявить отклонения от норм могут в поликлинике: невролог диагностирует трудности в речевом развитии. При этом в поликлинике можно часто услышать рекомендацию «просто ждите» или обширный диагноз «задержка речевого развития». Чтобы понять, почему речь задерживается, что мешает ребёнку заговорить, как решить эту проблему, следует обращаться к логопеду.
Родители могут записаться на диагностику к логопеду в любой момент, если чувствуют, что есть проблема, и испытывают по этому поводу тревогу. Ждать определённого возраста для этого не нужно. Как правило, более раннее вмешательство повышает шансы на хороший результат.
☝🏾 Работа над речевыми навыками может занять от месяцев до нескольких лет. Каждый ребёнок прогрессирует со своей собственной скоростью.
Как и когда родителям самостоятельно развивать речь ребёнка?
Без помощи родителей не обойтись. Логопедические занятия по развитию речи необходимы, если ребёнок:
- не понимает речь;
- изъясняется малопонятными словами, говорит на собственном языке;
- имеет скудный словарный запас, не имеет фразовой речи;
- путает слоги в словах местами;
- не выговаривает многие звуки — «каша во рту»;
- совершает грамматические ошибки («мой кошка», «много машинов»);
- с трудом запоминает и не пересказывает стихи;
- испытывает трудности в освоении письма и чтения.
При этом ребёнок нуждается в помощи и логопеда, и родителей — только их слаженная работа даст необходимый результат. А ещё занятия дома помогут предотвратить трудности речевого развития в будущем.
В основе большинства таких логопедических заданий для детей — весёлая игра.
☝🏾 Правильно подобрать комплекс подходящих упражнений для самостоятельных тренировок поможет логопед: специалист проведёт диагностику и учтёт индивидуальные особенности ребёнка, его возраст и характер речевых затруднений.
Вот несколько полезных упражнений, рекомендованных логопедом, которые родители могут выполнять с ребёнком самостоятельно.
1. Упражнения на тренировку мышц артикуляционного аппарата
Родители могут выполнять упражнения для подготовки артикуляционного аппарата ребёнка к постановке звуков. Эти упражнения помогают активизировать нужные мышцы рта.
Упражнение «Грибок»
Упражнение поможет ребёнку укрепить мышцы языка и растянуть подъязычную уздечку.
Задача ребёнка: Первый этап — цокаем языком как лошадка. Далее стараемся задержать язык у нёба. Родитель начинает считать: под счёт ребёнок удерживает язык у нёба так долго, как получится.
Совет: Если ребёнку тяжело удержать язык у нёба, можно помочь пальцем или ватной палочкой.
Упражнение «Фокус»
Упражнение помогает выработать правильную воздушную струю, чтобы научиться дуть на язык и произносить звук [Р].
Понадобится: Небольшой ватный шарик. Его следует положить ребёнку на нос.
Задача ребёнка: Свернуть язык чашечкой, подняв края. Прижать его к верхней губе. Ребёнок имитирует, что сплёвывает, совершая длительный выдох на кончик языка. Цель — сдуть шарик.
☝🏾 В повседневной жизни тоже можно тренировать артикуляционные мышцы:
- жевать мясо (сосиски и котлеты не в счёт), твёрдые сырые овощи (морковь, огурцы), фрукты (яблоко, груша);
- лизать языком с блюда варенье, сметану, йогурт, мороженое;
- выполнять массажные движения языка зубной щёткой при чистке зубов;
- полоскать рот.
2. Упражнения для запуска речи
В таких упражнениях нужна особая эмоциональность: яркие эмоции родителя мотивируют ребёнка повторять звуки.
Упражнение «Будильник»
Задача взрослого: Родитель «заводит будильник», водя указательным пальцем по ладошке ребёнка и повторяя «Тик-так». Трясёт ладошкой и говорит «Бззз» — значит зазвонил будильник.
Задача ребёнка: Постараться повторить действия взрослого — завести будильник на ладони родителя. Первое время произносить звуки следует вместе.
Упражнение «Найди и разверни»
Понадобятся: Маленькие фигурки, крупа, фольга
Задача ребёнка: Искать в мешке с крупой предметы, завёрнутые в фольгу. Достаём предмет, проговаривая «Ищу!». Когда ребёнок нашёл и развернул фигурку, взрослый стимулирует его произнести название или «Опа!», «Вот!», «Тут!». Важно, чтобы слова были простыми для произнесения и состояли из 1–2 слогов: киса, зая, каша, бык, кот.
3. Упражнения для развития межполушарных связей
Подобные задания необходимы для связной работы мозга и наращивания нейронных связей. Чем больше нейронных связей у ребёнка — тем лучше речь, мышление, восприятие.
Упражнение «Разноцветные стаканы»
Понадобятся: Разноцветные стаканчики и разноцветные шарики.
Задача ребёнка: Одновременно двумя руками сложить шарики по цветам в свои стаканы.
Упражнение «Лезгинка»
Задача ребёнка: Сжать левую руку в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правую ладонь раскрыть, держать прямо, прикоснуться кончиками пальцев к мизинцу левой. Менять левую и правую руку 6–8 раз. Чем выше скорость, тем лучше.
Логопедическая подборка: пособия, игры и карточки
Собрали полезные материалы из Детского мира, которые помогут родителям в самостоятельных занятиях с ребёнком:
- Обучающие карточки для запуска речи, для самых маленьких
- Серия «Логопедические карточки»: формирование речевого выдоха, запуск речи, постановка звуков Р-Р’, постановка и автоматизация шипящих
- Логопедическая раскраска. Пособие для запуска речи
- Подвижные логопедические игры. Игровой комплект для отработки звуков [Ш] и [Ж]
- Настольная игра для отработки звуков
- Пальцеход логопедический — нейротренажер Монтессори в виде деревянной игрушки для развития речи