Найти тему
Детский мир

Советы логопеда: занимаемся дома или идём к врачу

Оглавление

Ребёнок не произносит звуки, смешивает их в речи, путает слоги в словах местами или пока вовсе не заговорил? Как родителям самостоятельно заниматься с ребёнком, а в каких случаях нужна помощь логопеда? С этими вопросами мы обратились к Владе Савоськиной — логопеду, автору книги-пособия для родителей о развитие речи «Логобук».

Делимся профессиональными советами и логопедическими упражнениями опытного специалиста. А в конце — небольшая подборка от Детского мира в помощь родителям.

В каких случаях стоит обратиться за помощью к логопеду?

Как правило, к логопедам приходят, если ребёнок не выговаривает отдельные звуки — например [Р] или [Ш], но правильной артикуляцией звуков работа логопеда не ограничивается.

Логопед развивает речь на множестве этапов: специалисты помогают малышам при врождённых проблемах с глотанием и сосанием, растягивают при помощи упражнений короткую уздечку, корректируют письмо и дыхание, анализируют восприятие ребёнком звуков, ставят правильную интонацию, работают над грамматическим и лексическим строем фразы.

Речь — сложнейшая функция организма, и чтобы ей овладеть, ребёнку необходимо множество умений. Требования к тому, что и к какому возрасту должны уметь дети, всегда примерные, однако существует определённый коридор норм речевого развития. Ознакомиться с такими нормами можно в карте ЮНИСЕФ: Физическое и психологическое развитие детей раннего возраста.

Фрагмент карты «Ориентиры раннего развития» Детского фонда организации объединенных наций (ЮНИСЕФ)
Фрагмент карты «Ориентиры раннего развития» Детского фонда организации объединенных наций (ЮНИСЕФ)

Выявить отклонения от норм могут в поликлинике: невролог диагностирует трудности в речевом развитии. При этом в поликлинике можно часто услышать рекомендацию «просто ждите» или обширный диагноз «задержка речевого развития». Чтобы понять, почему речь задерживается, что мешает ребёнку заговорить, как решить эту проблему, следует обращаться к логопеду.

Родители могут записаться на диагностику к логопеду в любой момент, если чувствуют, что есть проблема, и испытывают по этому поводу тревогу. Ждать определённого возраста для этого не нужно. Как правило, более раннее вмешательство повышает шансы на хороший результат.

☝🏾 Работа над речевыми навыками может занять от месяцев до нескольких лет. Каждый ребёнок прогрессирует со своей собственной скоростью.

Как и когда родителям самостоятельно развивать речь ребёнка?

Без помощи родителей не обойтись. Логопедические занятия по развитию речи необходимы, если ребёнок:

  • не понимает речь;
  • изъясняется малопонятными словами, говорит на собственном языке;
  • имеет скудный словарный запас, не имеет фразовой речи;
  • путает слоги в словах местами;
  • не выговаривает многие звуки — «каша во рту»;
  • совершает грамматические ошибки («мой кошка», «много машинов»);
  • с трудом запоминает и не пересказывает стихи;
  • испытывает трудности в освоении письма и чтения.

При этом ребёнок нуждается в помощи и логопеда, и родителей — только их слаженная работа даст необходимый результат. А ещё занятия дома помогут предотвратить трудности речевого развития в будущем.

В основе большинства таких логопедических заданий для детей — весёлая игра.

☝🏾 Правильно подобрать комплекс подходящих упражнений для самостоятельных тренировок поможет логопед: специалист проведёт диагностику и учтёт индивидуальные особенности ребёнка, его возраст и характер речевых затруднений.

Вот несколько полезных упражнений, рекомендованных логопедом, которые родители могут выполнять с ребёнком самостоятельно.

1. Упражнения на тренировку мышц артикуляционного аппарата

Родители могут выполнять упражнения для подготовки артикуляционного аппарата ребёнка к постановке звуков. Эти упражнения помогают активизировать нужные мышцы рта.

Упражнение «Грибок»

Упражнение поможет ребёнку укрепить мышцы языка и растянуть подъязычную уздечку.

Задача ребёнка: Первый этап — цокаем языком как лошадка. Далее стараемся задержать язык у нёба. Родитель начинает считать: под счёт ребёнок удерживает язык у нёба так долго, как получится.

Совет: Если ребёнку тяжело удержать язык у нёба, можно помочь пальцем или ватной палочкой.

Упражнение «Фокус»

Упражнение помогает выработать правильную воздушную струю, чтобы научиться дуть на язык и произносить звук [Р].

Понадобится: Небольшой ватный шарик. Его следует положить ребёнку на нос.

Задача ребёнка: Свернуть язык чашечкой, подняв края. Прижать его к верхней губе. Ребёнок имитирует, что сплёвывает, совершая длительный выдох на кончик языка. Цель — сдуть шарик.

☝🏾 В повседневной жизни тоже можно тренировать артикуляционные мышцы:

  • жевать мясо (сосиски и котлеты не в счёт), твёрдые сырые овощи (морковь, огурцы), фрукты (яблоко, груша);
  • лизать языком с блюда варенье, сметану, йогурт, мороженое;
  • выполнять массажные движения языка зубной щёткой при чистке зубов;
  • полоскать рот.

2. Упражнения для запуска речи

В таких упражнениях нужна особая эмоциональность: яркие эмоции родителя мотивируют ребёнка повторять звуки.

Упражнение «Будильник»

Задача взрослого: Родитель «заводит будильник», водя указательным пальцем по ладошке ребёнка и повторяя «Тик-так». Трясёт ладошкой и говорит «Бззз» — значит зазвонил будильник.

Задача ребёнка: Постараться повторить действия взрослого — завести будильник на ладони родителя. Первое время произносить звуки следует вместе.

Упражнение «Найди и разверни»

Понадобятся: Маленькие фигурки, крупа, фольга

Задача ребёнка: Искать в мешке с крупой предметы, завёрнутые в фольгу. Достаём предмет, проговаривая «Ищу!». Когда ребёнок нашёл и развернул фигурку, взрослый стимулирует его произнести название или «Опа!», «Вот!», «Тут!». Важно, чтобы слова были простыми для произнесения и состояли из 1–2 слогов: киса, зая, каша, бык, кот.

3. Упражнения для развития межполушарных связей

Подобные задания необходимы для связной работы мозга и наращивания нейронных связей. Чем больше нейронных связей у ребёнка — тем лучше речь, мышление, восприятие.

Упражнение «Разноцветные стаканы»

Понадобятся: Разноцветные стаканчики и разноцветные шарики.

Задача ребёнка: Одновременно двумя руками сложить шарики по цветам в свои стаканы.

Упражнение «Лезгинка»

Задача ребёнка: Сжать левую руку в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правую ладонь раскрыть, держать прямо, прикоснуться кончиками пальцев к мизинцу левой. Менять левую и правую руку 6–8 раз. Чем выше скорость, тем лучше.

Логопедическая подборка: пособия, игры и карточки

Собрали полезные материалы из Детского мира, которые помогут родителям в самостоятельных занятиях с ребёнком:

  1. Комплект из 35 настольных игр для запуска речи
  2. Пособие «Рассказы по картинкам» для развития связной речи
  3. Обучающие карточки для запуска речи, для самых маленьких
  4. «Стихи-Болтушки», помогут малышу заговорить
  5. Серия «Логопедические тетради» для отработки свистящих и шипящих звуков
  6. Логопедическая раскраска. Пособие для запуска речи
  7. Подвижные логопедические игры. Игровой комплект для отработки звуков [Ш] и [Ж]
  8. Настольная игра для отработки звуков
  9. Пальцеход логопедический — нейротренажер Монтессори в виде деревянной игрушки для развития речи