Найти тему
Арт КомодЪ

Песня Грузии, или пиры и танцующие лики Ладо Гудиашвили

Ладо Гудиашвили - это про пиры князей. Песня Грузии. А что? В Грузии князь - не про состояния и владения, это о духе и щедрости. Что ни грузин, то князь.

Вытянутые лица его персонажей на картинах свидетельствует о его пребывании в Париже начала ХХ века.

А он и был там, в период 1919 - 1925 годов. Отправила его в Париж в командировку артель свободных грузинских художников. Он поехал. Познакомился с цветом Монмартра, насмотрелся, получил похвалу от мэтров, поел улиток и заскучал.

Париж Парижем, а дома лучше. Редкий случай, когда «командированный» в Европу после Революции возвращается на родину. Он вернулся. Он даже выставиться успел в Париже на 8-м Осеннем салоне. Успешно. Весьма.

В богемной тонком слое Парижа он олицетворял Восток и его тайны, вернувшись в Тбилиси - парижский лоск и иллюзорную беззаботность. Мимикрия по настоящему.

Ладо Гудиашвили
Ладо Гудиашвили

Ладо Гудиашвили:
Ладо Гудиашвили:

Ладо Гудиашвили:
Ладо Гудиашвили:

Ладо Гудиашвили
Ладо Гудиашвили

Ладо Гудиашвили. Достойный ответ. 1940 г.
Ладо Гудиашвили. Достойный ответ. 1940 г.

Это эпическое полотно («Сакадриси Пасухи») создано на историческом материале (период правления Грузией царицей Тамарой, Солнца Улыбающегося). Султан Нукардин из Алеппо прислал письмо с угрозами царице Тамаре в 1205 году. Он сообщал, что возьмет ее в жены, если та примет ислам. А если нет, сделает своей наложницей. От такой наглости выхватили горячие джигиты кинжалы… Но царица Тамара, смирив их взглядом, спокойно велела послу продолжить чтение, а потом дала наглецу достойный ответ…

У этой саги было продолжение в истории, отметим коротко, - ибо это о духе Грузии, так воспеваемом нашим Ладо: кроме эпической победы грузин в последующих сражениях и пленения султана, был еще один исторический анекдот. Царица Тамара публично попросила за освобождение султана от его народа «всего лишь лошадиную подкову»… Такова была назначенная ею цена за голову былого властелина. Султан такого унижения пережить не смог, как вы догадались, - умер своей смертью. О, Грузия!..

***

В самом центре Тбилиси, напротив здания Грузинского парламента, стоит храм Святого Георгия или церковь Кашвети (храм на этом месте неоднократно перестраивался с древних времен). В 1947 церковь расписал Ладо Гудиашвили:

«Не умещаясь в жестких догмах,

передо мной вознесена

в неблагонравных, неудобных,

святых и ангелах стена.

Но понимаю,

пряча робость,

я,

неразбуженный дикарь,

не часть огромной церкви – роспись,

а церковь – росписи деталь.

Рука Ладо Гудиашвили

изобразила на стене

людей, которые грешили,

а не витали в вышине.

Он не хулитель, не насмешник,

Он сам такой же теркой терт.

Он то ли бог,

и то ли грешник,

и то ли ангел,

то ли черт!

И мы,

художники,

поэты,

творцы подспудных перемен,

как эту церковь Кошуэты,

размалевали столько стен!

Мы, лицедеи-богомазы,

дурили головы господ.

Мы ухитрялись брать заказы,

а делать все наоборот.

И как собой ни рисковали,

как ни страдали от врагов,

богов людьми мы рисовали

И в людях

видели

богов!»

(©️Евгений Евтушенко, 1958 год)

Вот и гениальный Евтушенко засвидетельствовал «нечто странное» в фресках того храма. Что ж, поэт уже знал, роспись храма городскому партийному начальству не понравилась, что впрочем ничего не значит, с точки зрения художественной ценности. Но роспись не понравилась и настоятелю храма: каноны «не те»… (считалось, святые получились недостаточно «одухотворенные»).

Это сегодня сюда водят экскурсии и художник Ладо Гудиашвили признан законодателем грузинского модерна. А тогда?.. Осмелившийся обожествить людей.

Фрагмент росписи храм Святого Георгия или церковь Кашвети. Ладо Гудиашвили:
Фрагмент росписи храм Святого Георгия или церковь Кашвети. Ладо Гудиашвили:

Фрагмент росписи храм Святого Георгия или церковь Кашвети. Ладо Гудиашвили:
Фрагмент росписи храм Святого Георгия или церковь Кашвети. Ладо Гудиашвили:

Так или иначе, а Ладо (Владимир) Гудиашвили (1896, Тифлис - 1980, Тбилиси) прожил длинную жизнь, получив признание и любовь не только на Родине. Только вот его последняя прижизненная выставка была в 1958 году. Это, впрочем, не мешало ему преуспевать и привечать знаменитостей со всего мира - пир вам был гарантирован. До конца дней хранил память о парижских встречах с мэтрами модерна. И до конца дней писал Грузию - с ее щедрыми столами, непременными бокалами и загадочными, неприступными горянками (в одежде и часто без).

Легенда Грузии. Гордость Тбилиси.

Ладо Гудиашвили:
Ладо Гудиашвили:

Ладо Гудиашвили:
Ладо Гудиашвили:

Ладо Гудиашвили:
Ладо Гудиашвили:

Ладо Гудиашвили:
Ладо Гудиашвили:

«Красивый, с благородной гордой осанкой, точно грузинский князь, Гудиашвили выглядел человеком, знающим себе цену», - свидетельство современников. Портрет его - о том же.

Ладо Гудиашвили. Фотопортрет
Ладо Гудиашвили. Фотопортрет

Что ж. Знать себе цену - тоже искусство, не каждому дано.

Ладо Гудиашвили:
Ладо Гудиашвили:

Ладо Гудиашвили. Портрет грузинской красавицы. 1971 г (бумага, карандаш)
Ладо Гудиашвили. Портрет грузинской красавицы. 1971 г (бумага, карандаш)

Ладо Гудиашвили. Весна (Зеленая женщина).1920 г.
Ладо Гудиашвили. Весна (Зеленая женщина).1920 г.

Ладо Гудиашвили. Зеленые нимфы. 1925 г.
Ладо Гудиашвили. Зеленые нимфы. 1925 г.

Сын железнодорожного Тифлисского служащего, ставший профессиональным художником (то есть с дипломом), которому были подвластны все жанры изобразительного искусства, кроме скучного.

Сегодня он классик. Обожаю его танцующие лики. И княжеские пиры. Грузия с дыханием миниатюр древней Персии, томная нега волооких дам - этот Гудиашвили. И цвет, часто почти монохромный, останавливает взор. Особенно его зеленый - цвет самой жизни. Вах!..

***

А не перекличка ли еще и с нашим Борисом Григорьевым? Все-таки эпоха диктует стили, причудливо преломляясь в национальном. Что скажете?

©️Мила Тонбо 2023