Ах, какая выставка, какая выставка!.. Дивная! Ретроспектива художника Бориса Григорьева (1886, Рыбинск -1939, Кань-Сюр-Мер (Франция)), эмигрировавшего из России, нет, бежавшего из нее в Финляндию в октябре 1919-го (тайно пересекает с семьёй на лодке Финский залив!).
Осел с семьей сначала в Берлине, потом в Париже (с 1921 г.), жил долго в любимом и мною Кань-Сюр-Мере на юге Франции (с 1926).
В середине 1930-х случился еще и гранд вояж по странам Южной Америки: его пригласили туда преподавать в одну из академий художеств, но его «вольности» и стиль настолько шокировали «начальство», что Григорьев был отлучен от преподавания по контракту на три года. Борис Дмитриевич не стал слишком горевать, поехал по Латинской Америке с огоньком, акварельными красками и лучшей акварельной бумагой. Там, в Америке, осталось немало его работ: наверняка, с местным колоритом и неподражаемым гротеском-наивом Григорьева. Но мы не знаем эти его работы, увы, они недоступны пока нашему зрителю (частные собрания?).
Сейчас живопись и графика Бориса Григорьева потихоньку возвращаются на Родину, не без спонсорства меценатов. Спасибо олигархам.
Какая глыба этот Григорьев… Какая высокая клавиатура у этого художника! Художник, который не умел льстить и очень много работал в разных жанрах.
***
В Музее Фаберже (опять спасибо олигархам) открылась огромная по нашим временам экспозиция - около 200 работ: рисунки, графика, живопись. 75 работ представлены в России впервые.
Миниатюры и станковая живопись. Охра и синь. И все в одном дорогом флаконе - Григорьев Борис Дмитриевич, русский художник с французской пропиской.
До революции он слыл завсегдатаем «Бродячей собаки», был близко знаком со всем цветом Серебряного века. Писал и стихи, даже читал их в знаменитом богемном кабаре на равных с признанными сегодня поэтами.
Из современников выделял особо Велимира Хлебникова. Григорьева изначально привлекал футуризм в живописи и в слове. Февральскую революцию принял с энтузиазмом, Октябрьскую - нейтрально-настороженно. Он даже участвовал в авангардистских проектах, оформляя город к первой годовщине Октябрьской революции. Гражданская война (и все сопутствовавшее ей) вынудила его принять решение об эмиграции.
I. Портретная галерея Григорьева
II. Из цикла «Расея» (1917-1919)
III. Жанровые сцены и зарисовки разных периодов творчества
IV. Иллюстрации к произведениям Ф. Достоевского
V. «Ревизор» (по Гоголю)
Впервые в России.
***
Борис Дмитриевич Григорьев - сын образованной шведской дамы Клары фон Линденберг и управляющего банком Дмитрия Григорьева.
К слову, родился Борис у этой пары сначала вне брака - скандал по тем временам. И только через четыре года мальчик был официально усыновлен собственным отцом.
***
В наши дни Григорьева именуют «выдающимся живописцем и графиком Серебряного века». Долгое время его имя в нашей стране оставалось под спудом стыдливого умалчивания (бежал ведь?).
А в 1924 году он с ностальгией напишет: «Я болею только русской судьбой, я считаю настоящей только русскую жизнь».
И еще: «Забыли мы здесь честное русское слово. Какая торговля совестью! И русских критиков узнать нельзя. Из «учёных» и «святых» стали как есть - шипящими змеями… Мы уже искрошили себе зубы от злости, зависти и тоски – бедные и стали домашними зверями в странах, нас приютивших».
Такая вот история. Честная. Эмигрантская доля незавидная.
***
Его считают новатором, авангардистом. Но даже профессиональные искусствоведы очень осторожны с определением стиля, в котором работал мастер. И то: вполне себе реализм в картинах Григорьева чудным образом соединился с кодом символизма, кубизма, футуризма, наива.
Родиной своего таланта сам он называл Париж: Пикассо, Матисс, Сезан, Дега, Тулуз де Лотрек… Чего уж, в этом смысле Париж был родиной многим отечественным художникам, только многие ли в этом признавались?
А еще он всегда помнил слова своей матери, которую боготворил: «Знаю я, что толку из тебя не будет…»
Мама-шведка имела в виду коммерческую жилку сына. Но ошиблась! Уже при жизни работы Бориса Григорьева были весьма и весьма востребованы. Портреты от Григорьева заказывались охотно еще в России.
Впрочем, он и сам знал им цену: «Надо знать самому, кто ты, иначе не будешь знать, что и делать. Да и жизнь моя святая от труда сверх и чувства сверх, и 40 лет моих это доказывают. Я не боюсь любого конкурса, любого заказа, любой темы, любой величины и любой скорости». Смело? Достойно!
***
Он был высоким, статным. Видным и моложавым мужчиной, с отменным чувством юмора. Внешне вполне преуспевающий господин, но истосковавшийся внутри…
В 1938 году тяжело заболел. Умер в своём доме-вилле «Борисэлла»(прим.: соединение имени художника (Борис) и имени его жены (Элла)) в Кань-сюр-Мере в феврале 1939 года, похоронен на местном кладбище. Пишут, в последний путь его провожали всего 7 человек… Что наша жизнь?..
***
Первая персональная выставка Григорьева на исторической родине состоялась только в 1989 году в Пскове (!) при поддержке Дмитрия Сергеевича Лихачева (поклон Вам, Дмитрий Сергеевич!..).
Малый ручеек огромного наследия Бориса Григорьева прибыл на время из разных музеев и частных собраний в Петербург.
Спешите видеть в реальном времени и масштабе гения, малоизвестного нам гения - «моя душа полна смятенья…» В новом корпусе Музея Фаберже.
©️ Мила Тонбо 2023