Поможем, братья, родине святой!
Что ж! Разве в нас сердца окаменели?
Не все ль мы дети матери одной?
Не все ль мы братья от одной купели?
Так начинается воззвание Минина к нижегородцам. А дальше следует знаменитое:
И аще, братья, похотим помочь,
Не пожалеем наших достояний!
Нe пощадим казны и животов!
Мы продадим дворы свои и домы!
А будет мало - жён, детей заложим!
И при этом у самого Козьмы Захарьича слово не расходится с делом. Он не только внесёт денежный вклад («Я… свои, коплёные и трудовые, все, до последнего рубля, кладу»), но и посылает сына с распоряжением,
Чтоб из дому несли, что подороже:
Жены Татьяны поднизи и серьги,
Весь жемчуг, перстни, ферязи цветные,
Камку и бархат, соболь и лисицу;
Да взяли б у святых икон взаймы,
На время только, ризы золотые.
И вскоре появится и сама Татьяна Юрьевна, за которой «несут сундуки и ларцы»: «Я всё в ларец поклала, не думавши, взяла и принесла».
Удивительно ли, что народ откликнется на призыв «нести, кто что может, на дело земское, на помощь ратным»? Конечно, всё тот же Лыткин будет пытаться увильнуть от взноса, но дьяк Семёнов, раньше обвинявший Минина в злом умысле, просит у него прощения и добавляет: «Не откажите малый вклад принять от многогрешного раба Василья». Очень выразительны авторские ремарки: «Народ более и более теснится у лобного места. Начинают приносить даже вещи, что и продолжается до конца действия», «К лобному месту подходят толпами». Мы слышим реплики:
Вот шесть алтын, две деньги! - Зипунишко! -
Вот наши деньги из квасного ряду! -
Из рукавичного! - От ярославцев! -
Костромичи собрали - принимайте! -
Стрельцы Колзакова Баима сотни!
А сам стрелецкий сотник Баим Колзаков, «бражник», будет переживать, что у него добро «сплыло всё», и обрадуется, что остался «тельник на шее, серебряный, большой»: «Пускай хоть раз-то в жизни пойдёт на дело и моя копейка» (а потом и погибнет в сражении в Замоскворечье:
Великое Кузьма затеял дело,
Я дал ему последний крест с себя;
Пошёл за ним, московский Кремль увидел,
С врагами бился так же, как другие,
И умираю за святую Русь).
И даже юродивый Гриша приносит то, что собирал на дорогу «к честным обителям»: «Вот денежки! Копеечки! Возьмите! Их, много, много!»
Однако ещё раньше, говоря о необходимости сбора средств, Минин сокрушался, что нет воеводы: «Как стадо без пастыря, мы бродим, злому волку-губителю добыча». И теперь, сразу после призыва «не пожалеть достояний», он скажет:
Нет дела ратного без воеводы:
Изыщем, братия, честного мужа,
Которому то дело за обычай,
Вести к Москве и земским делом править.
Кто воеводой будет?
И народное собрание решает: «Князь Димитрий Михайлович Пожарский! - Князь Пожарский! Другого нам не надо!» После чего – «Выборных людей пошлём. Просить и кланяться, чтоб шёл к нам наспех».
А вот после будет очень важная сцена, когда Минин не раз и не два откажется стоять «у сбора казны и у раздачи на жалованье ратным людям денег». Почему? Можно заподозрить его в гордыне – скажет же сам:
И не пойду служить, пока весь Нижний
В моих руках не будет поголовно
Со всем народом и со всем добром.
Но это не стремление встать над людьми. Минин опасается, что будут новые нарекания от тех, кто может посчитать его ищущим собственной выгоды (мы ведь уже слышали подобное!)
Но когда выборные расскажут, что сам князь Пожарский, согласившийся «за веру пострадать», но поставивший условием «выбрать мужа, чтобы вместе быть у великого такого дела, казну сбирать и ратных оделять», назвал его имя:
У вас Кузьма
Захарьев, Сухорук, то дело знает;
Он человек бывалый и служилый,
Ему такое дело за обычай!
Его просите! Буде согласится,
И я, не мешкая, сбираться буду! – соглашается…
И закончится эта сцена провозглашением Минина «Выборным всей Русскою Землёю» с обещанием
И быти нам Кузьме послушным
И не противиться ему ни в чём!
На жалованье ратным людям деньги
Имать у нас у всех беспрекословно!
А недостанет денег - животы;
А животов не станет - жён с детями
Имать у нас и отдавать в заклад.
Сам же он при этом обещает«радеть о земском деле».
Этой сценой завершается та часть пьесы, которая присутствует в обеих её редакциях – можно говорить об отдельных отличиях, трактовках каких-то персонажей, но главное совпадает. А дальше будет существенное отличие. В первой редакции – эпилог (выход ополчения из Нижнего Новгорода в марте 1612 года), во второй - две сцены: решающее сражение 24 августа 1612 года (обычно говорят как о битве на Девичьем поле, хотя в пьесе – фрагмент её, битва за Климентовский острог) и не названный так автором, но эпилог по существу (возвращение победителей в Нижний Новгород в августе 1613 года). И в связи с этим необходимо говорить ещё об одной сюжетной линии пьесы, претерпевшей существенные изменения.
Если понравилась статья, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!Навигатор по всему каналу здесь
"Путеводитель" по пьесам Островского здесь