Мы часто говорим в этом блоге о том, как важно ребенку уметь защищать свои личные границы.
Но как они формируются?
Представим себе такую картину.
Есть 2 автомобильные парковки.
Одна из них никак не разлинована, и машины на ней ставят, как попало. Образуется хаос.
Вторая имеет четкую разметку: для каждой машины — свой постоянный «кармашек» и даже номер. Здесь видим ясность и порядок. Без двусмысленности (за нее штраф невнимательному водителю 😅).
Прочерченные границы на второй парковке хорошо иллюстрируют формирование внутренних границ.
Дети не рождаются с готовыми внутренними границами.
Дети рождаются без границ. И ограничений 🙂
И если в плане бесконечных возможностей и ощущения «я все могу» — это хорошо, то с остальным придется поработать.
Четкие внутренние границы приобретаются человеком в процессе его формирования и становления.
В детстве и, особенно, в младенчестве за этот процесс отвечают родители.
Буквально: закладывают фундамент самосознания ребенка, внутренний каркас его личности.
Через процесс воспитания, доброжелательную коммуникацию и заботу родители помогают ребенку нащупать, почувствовать и присвоить себе границы своего тела:
- младенцу — через ласковые прикосновения;
- годовасику — позволяя ползти, куда ему хочется;
- 3-х-летке в песочнице — через обозначение его вещей («это твоя лопатка»);
- дошкольнику — через принятие его желаний или отказов всерьез;
- подростку — соглашаясь с его потребностью быть иным.
По мере взросления маленький человек будет сам с готовностью осваивать новые пространства и себя в них.
Главная задача родителей — позволить ему это, признать за ним право владеть — вещью, желанием, идеей.
Так у ребенка будут формироваться не только личные границы, но и ощущение своей ценности: меня слышат, значит, я существую, и это важно для окружающих!
Встречали по жизни уставших взрослых, которые не знают, чего они хотят — от блюда на обед до любимого дела? Я — да, и очень много. А ведь корни этой проблемы лежат как раз в понимании, где я и где мои границы.
Если мама не спрашивает малыша, что он хочет покушать и хочет ли вообще, послушный малыш привыкнет быть удобным: есть, когда маме пора, и что она приготовила. Но он не будет слышать себя и понимать своих потребностей. И, как следствие, не отделять себя от родителей, оставаться в ИХ границах.
Очень важно в деле формирования личных границ у ребенка предоставлять ему не только свои вещи и свои игрушки, но и свое место в доме.
Если нет возможности организовать детскую комнату, пусть это будет часть комнаты или даже просто оборудованный детский уголок — главное, чтобы свой и отдельный.
Идентификация себя как ограниченной (в смысле, с границами) личности происходит в том числе через персональное пространство ✨
Особенно ярко это можно наблюдать на примере комнат подростков)
И дело тут не только в творческом беспорядке, но и в том, как они самоорганизуются, буквально повсюду оставляя свой след — постеры, картины, фигурки, наклейки, игрушки — целая энциклопедия внутренней жизни)
А разбрасывание носков, если что, это не про вредность: таким образом подросток (а иногда и взрослый в его роли 😉) посылает сигнал: я здесь, я существую, обратите на меня внимание.
Итак, ответы на какие вопросы помогут ребенку осознать и вырастить свои личные границы?
- что мне принадлежит? чем я обладаю?
- что именно в моем случае есть нарушение границ? что меня задевает, обижает, угнетает?
- из-за чего я перестаю быть собой?
- что я буду делать в случае нарушения моих границ? как обозначу другому: так со мной нельзя?
- хватит ли мне настойчивости, чтобы меня услышали?
Процесс формирования личных границ долгий, но очень важный для любого человека. Благодаря ему у каждого есть шанс прожить свою, а не чью-нибудь жизнь.
И прожить ее так, чтобы было не жалко потраченного времени 💛
Другие статьи Академии можно прочитать здесь👇🏻