Найти тему
Детство с Олей

Формирование личных границ у детей

Мы часто говорим в этом блоге о том, как важно ребенку уметь защищать свои личные границы.

Но как они формируются? 

Представим себе такую картину.

Есть 2 автомобильные парковки. 

Одна из них никак не разлинована, и машины на ней ставят, как попало. Образуется хаос. 

Вторая имеет четкую разметку: для каждой машины — свой постоянный «кармашек» и даже номер. Здесь видим ясность и порядок. Без двусмысленности (за нее штраф невнимательному водителю 😅).

Прочерченные границы на второй парковке хорошо иллюстрируют формирование внутренних границ.

Дети не рождаются с готовыми внутренними границами. 

Дети рождаются без границ. И ограничений 🙂

И если в плане бесконечных возможностей и ощущения «я все могу» — это хорошо, то с остальным придется поработать.

Четкие внутренние границы приобретаются человеком в процессе его формирования и становления.

В детстве и, особенно, в младенчестве за этот процесс отвечают родители. 

Буквально: закладывают фундамент самосознания ребенка, внутренний каркас его личности.

Через процесс воспитания, доброжелательную коммуникацию и заботу родители помогают ребенку нащупать, почувствовать и присвоить себе границы своего тела:

  • младенцу — через ласковые прикосновения;
  • годовасику — позволяя ползти, куда ему хочется;
  • 3-х-летке в песочнице — через обозначение его вещей («это твоя лопатка»);
  • дошкольнику — через принятие его желаний или отказов всерьез;
  • подростку — соглашаясь с его потребностью быть иным.

По мере взросления маленький человек будет сам с готовностью осваивать новые пространства и себя в них. 

Главная задача родителей — позволить ему это, признать за ним право владеть — вещью, желанием, идеей.

Так у ребенка будут формироваться не только личные границы, но и ощущение своей ценности: меня слышат, значит, я существую, и это важно для окружающих!

Встречали по жизни уставших взрослых, которые не знают, чего они хотят — от блюда на обед до любимого дела? Я — да, и очень много. А ведь корни этой проблемы лежат как раз в понимании, где я и где мои границы.

Если мама не спрашивает малыша, что он хочет покушать и хочет ли вообще, послушный малыш привыкнет быть удобным: есть, когда маме пора, и что она приготовила. Но он не будет слышать себя и понимать своих потребностей. И, как следствие, не отделять себя от родителей, оставаться в ИХ границах.

Очень важно в деле формирования личных границ у ребенка предоставлять ему не только свои вещи и свои игрушки, но и свое место в доме. 

Если нет возможности организовать детскую комнату, пусть это будет часть комнаты или даже просто оборудованный детский уголок — главное, чтобы свой и отдельный.

Идентификация себя как ограниченной (в смысле, с границами) личности происходит в том числе через персональное пространство ✨

Особенно ярко это можно наблюдать на примере комнат подростков) 

И дело тут не только в творческом беспорядке, но и в том, как они самоорганизуются, буквально повсюду оставляя свой след — постеры, картины, фигурки, наклейки, игрушки — целая энциклопедия внутренней жизни) 

А разбрасывание носков, если что, это не про вредность: таким образом подросток (а иногда и взрослый в его роли 😉) посылает сигнал: я здесь, я существую, обратите на меня внимание.

Итак, ответы на какие вопросы помогут ребенку осознать и вырастить свои личные границы?

  • что мне принадлежит? чем я обладаю?
  • что именно в моем случае есть нарушение границ? что меня задевает, обижает, угнетает?
  • из-за чего я перестаю быть собой?
  • что я буду делать в случае нарушения моих границ? как обозначу другому: так со мной нельзя?
  • хватит ли мне настойчивости, чтобы меня услышали?

Процесс формирования личных границ долгий, но очень важный для любого человека. Благодаря ему у каждого есть шанс прожить свою, а не чью-нибудь жизнь. 

И прожить ее так, чтобы было не жалко потраченного времени 💛

Другие статьи Академии можно прочитать здесь👇🏻

Письмо из будущего себе маленькой

Фундамент безопасности

Теория разбитых стекол