Найти тему
"Липецкая газета"

Как школьник стал композитором

Одиннадцатиклассник Арсений Кравченко даже не учился в музыкальной школе, однако его электронные мелодии покупают рэп-исполнители по всему миру.

Кто такой композитор? Человек с безупречным слухом, идеально владеющий несколькимиинструментами и нотной грамотой? Как бы не так! Одиннадцатиклассник Арсений Кравченко даже не учился в музыкальной школе, однако его электронные мелодии покупают рэп-исполнители по всему миру.

Свой путь в музыке Арсений начал с простых экспериментов. Соединял уже готовые фрагменты мелодий на компьютере в специальной программе, пытаясь составить из них новую композицию.

— Тогда я дурачился, пытался подражать популярным музыкантам. А когда начало получаться, задумался над созданием собственных произведений, — рассказывает молодой человек.

Опыта и знания музыкальной теории у Арсения не было совершенно, да и в Интернете подходящих видеоуроков почти не найти, так что приходилось учиться всему самостоятельно методом проб и ошибок.

— Сейчас я работаю с огромным диапазоном мелодий, в том числе с инструментальными треками, экспериментальной электронной музыкой и битами, — объясняет он.

Бит — это мелодия-аккомпанемент для рэпа. От полноценной композиции она отличается большей разрежённостью. Такая музыка не должна перетягивать внимание на себя, ведь на первом плане предстоит оказаться именно голосу испол­нителя.

Мелодии в аренду

Вскоре увлечение музыкой стало приносить ещё и неплохие доходы. Молодой человек создал группу во «ВКонтакте», где выкладывал свои биты и другие произведения. Постепенно его творчество обрело популярность среди исполнителей. Оказалось, многие артисты готовы заплатить Арсению, чтобы использовать его мелодии.

— Я предлагаю несколько видов сотрудничества. Самый бюджетный вариант — аренда бита. Исполнитель может приобрести мой «минус» и пользоваться им, однако права на мелодию остаются у меня. Артист использует бит, пока его трек не наберёт определённое число прослушиваний в музыкальных сервисах. Так, например, базовая аренда предполагает 500 тысяч прослушиваний и стоит порядка 2500 рублей. Этот вид сотрудничества подразумевает постоянное продление контракта. Если произведение станет популярным, то аренда может приносить солидную долговременную прибыль.

Желающие же полностью получить мелодию в своё пользование могут купить эксклюзивные права.

— Некоторые артисты предпочитают сотрудничать именно в таком формате. Но и платят они значительно больше. Эксклюзивные права на бит я однажды продал за 25 тысяч рублей, — делится композитор.

Музыка для звёзд

Сотрудничество с некоторыми исполнителями оказывается ценно само по себе, вне зависимости от оплаты. Популярные артисты дают возможность прорекламировать себя на ши­рокую аудиторию, привлекают новых клиентов. Арсений особенно гордится своей работой над музыкальным сопровождением к треку «Подколы» рэпера Scally Milano. Молодой композитор работал над этим битом со своим приятелем, написавшим для него ударную партию.

— Договариваясь о передаче прав на мелодию, я ещё не ориентировался в ценах и поэтому почти не заработал. Однако новая аудитория, пришедшая в мои соцсети, оправдала потраченные усилия, — говорит Арсений.

Другим значимым сотрудничеством стала работа над треком для знаменитой певицы Tenderlybae. Правда, он ещё не вышел, так что молодой человек предпочитает пока не разглашать подробности.

— Даже известные музыканты время от времени работают с начинающими композиторами. Связаться с ними получается через общих знакомых, а иногда — напрямую в социальных сетях, — объясняет юноша.

Кроме отечественных звёзд с Арсением сотрудничают и иностранные исполнители. Юноше доводилось работать с артистами из Соединённых Штатов и даже выпустить вместе несколько треков.

— Большой проблемой в таком случае становится получение денег за продажу битов. Из-за того, что международные переводы не работают, приходится пользоваться сторонними сервисами и платить солидную комиссию, — рассказывает школьник.

В роли продюсера

Сейчас Арсений заканчивает одиннадцатый класс и готовится к поступлению в университет. Он смутно представляет, что ждёт его в будущем, ведь многое зависит от того, как будут сданы экзамены.

— После школы я бы хотел совмещать учёбу в вузе с работой. У меня много опыта, так что вполне смогу устроиться в звукозаписывающую студию. Осталось дождаться выгодного предложения, — рассуждает Арсений.

А пока молодой человек продолжает практиковаться в своём деле. Сейчас он продюсирует альбом липецкого рэп-исполнителя LP. Вместе они уже записали несколько треков на биты Арсения.

— Многие неправильно представляют себе работу музыкального продюсера. Думают, что это «денежный мешок», вкладывающий огромные суммы в исполнителей и делающий из них звёзд. На самом деле продюсирование — это совместная работа над композицией, помощь с текстом, битом и другими техническими моментами, — объясняет молодой человек.

Заработок творчеством позволяет Арсению уже сейчас не зависеть от родителей. На деньги, полученные за продажу битов, он обновил свой компьютер, купил студийные наушники, позволяющие воспроизводить музыку в высочайшем качестве и дорогую звуковую карту, необходимую для создания мелодий. Юноша продолжает развиваться в своём деле и уверен, что совсем скоро спродюсированные им песни займут верхние строки в музыкальных хит-парадах.

КАК СДЕЛАТЬ БИТ САМОМУ?

Для создания композиций Арсений использует компьютерную программу Ableton Live. Она позволяет одновременно работать с множеством звуковых дорожек. Если сравнивать с оркестром, каждая из них — отдельный инструмент. Однако необязательно играть на каждом из них в реальном времени. Достаточно расставить ноты или ритмы в правильной последовательности, которую на профессиональном языке называют паттерном. Его необходимо построить для каждой партии.

Также программа позволяет создать из подготовленных кусочков цельную музыкальную композицию. Этот процесс называется аранжировкой. У каждой отдельной дорожки регулируется громкость, есть возможность делать переходы и редактировать партии.

На заключительной стадии на готовую композицию накладываются эффекты, позволяющие сделать звук плотнее и насыщеннее. Финальная обработка произведения называется мастерингом и может изменить изначальную композицию до неузнаваемости.