Найти тему

Сanon R10. Часть 2. Снимаем видео.

Если первую статью (и видео, соответственно) о фото возможностях Canon EOS R10 я написал спустя полгода эксплуатации камеры, то выпуск второй части о видео возможностях как-то затянулся. Но я не сидел сложа руки, собирал материал, изучал камеру.

Canon EOS R10 - снимаем видео
Canon EOS R10 - снимаем видео

С какими проблемами мы можем встретиться снимая видео на эту камеру?

  • отсутствие матричного стабилизатора
  • слабая батарея
  • сильный эффект роллинг-шаттера на 4К 25р и 30р
  • дополнительный кроп на 4К 50р и 60р, а так же температурные ограничения
  • FullHD 120р и его качество
  • развесовка на стедикаме с тяжелыми объективами
  • съемка на высоких ISO

Ну и обо всем этом по порядку.

*Дисклеймер* Настоятельно рекомендую посмотреть две серии (по 18-20мин) моих видео, т.к. там не только зачитывается текст данной статьи, но и показаны примеры и футажи. Для вашего удобства видео имеет тайм-коды и вы можете выбрать интересующий вас раздел.

Отсутствие матричного стабилизатора, конечно, для кого-то серьезная проблема, но для кого-то и нет, поэтому мнение здесь двояко. Я же, зная, что предстоит далеко не статичная съемка, беру стедикам. Или, например, где-то на концерте можно использовать монопод. Или снимать в 4К 60 (данный режим за счет большего числа кадров позволяет сделать съемку плавнее). Просто альтернативный вариант - купить R7, у которого есть матричный стабилизатор. Но мне эта камера не нравиться по ряду причин: она габаритнее и тяжелее (и этим больше походит на EOS R), имеет несколько не стандартные органы управления (хотя если это единственная камера, то к этому можно привыкнуть), в режиме 4К 60р либо съемка с пропуском строк либо с сильным дополнительным кропом (1.81, тогда как у R10 - 1.56), ну более высокая стоимость самой камеры. По цене сравните (цена на момент записи ролика): R7 - 12800р., а полнокадровая R8 - 140000р. Разница всего 12000 руб. Поэтому ситуация такая: если стаб очень нужен и стедикам не вариант, то смотрим в сторону R7, если нет, то R10 - отличный вариант.

Слабая батарея. В режиме 4К 50 батарея держится около 1 часа. Если этого недостаточно, то нужно иметь запасные батареи, либо купить каплер (батарею-пустышку) и питать от внешнего аккумулятора (V-mount, NP-F) и питать от него. Либо если вы снимаете в помещении, где есть поблизости электрические розетки, то от блока питания. Так же у R10 есть возможность питать через USB-C от Power Bank с Power Delivery.

Эффект rolling shatter может стать серьезной проблемой. При более-менее резкой проводке камеры с рук поймать его довольно просто. Способы выхода из ситуации: либо поменять стиль съемки и научиться не делать резких проводок, снимать со штатива, либо снимать со стедикама. Так же может помочь использование режима 4К 50р или 60р - поскольку в этом случае РШ гораздо ниже, чем на 4К 25 или 30. Если говорить про стедикам, то он просто не дает делать резкие проводки и доворачивает камеру очень плавно.

Дополнительный кроп на 4К 50 или 60 к/с. Величина доп. кропа составляет 1.56. То есть в 4К 30 мы снимаем со всей площади матрицы и если поставить объектив 24мм, то мы получим эквивалентное фокусное расстояние 38мм. А вот чтобы иметь что-то похожее в 4К 60, то нам нужно будет взять объектив 15 или 16мм. В результате мы получим 37 и 40 мм соответственно. До недавнего времени в системе Кэнон широкоугольного объектива для RF и RF-S не было. Нет, конечно можно было взять объектив EF-S (или EF) 10-18 f/4.5-5.6 IS STM или 10-22 f/3/5-4/5 USM - одним словом зум от 10-11мм что будет эквивалентно 16 и 17.6мм и в 4К 60 25 и 27.4. Такой широкоугольный объектив необходим, например, для съемки влогов. Сейчас появился наконец-то маленький и легкий RF-S 10-18 f/4.5-6.3 IS STM но пока его еще нет в продаже - обещали в декабре). Но если проблему с весом и размерами он решает, то факт того, что объектив достаточно темный и где-то в помещении без дополнительного света на него будет снимать проблематично. Вот и получается, что из более менее легких объективов у нас остается только RF 16mm f/2.8. Он хотя бы светлый. Одним словом, конечно доп. кроп в 4К 60 - это очень неудобно с точки зрения того, что эквивалентное фокусное очень сильно увеличивается и приходиться постоянно помнить, что может понадобиться довольно широкоугольный объектив. Можно, конечно, купить R8, у которого нет кропа, но это уже совсем другие деньги. По крайней мере у R10 доп. кроп меньше, чем на R7.

Качество картинки в FullHD 120, конечно, лучше, чем на EOS R в HD 120, но хуже простого FHD. Дело в том что в FullHD вы не имеет более резкой картинки как в 4К за счет оверсемплинга. Поэтому такой режим нужно применять, если вам действительно нужно сверх замедленное видео.

Перегрев в режиме 4К 60. Индикатор "градусник" у меня выскочил где-то спустя 45 мин. съемки, но при этом не показывал ни одного деления. Температура в комнате была около 25 градусов и где-то на 50-ой минуте у меня закончилась карта 128 Гб. Еще через 5-7 минут закончился аккумулятор. В итоге за 1.5 часа я израсходовал запас своих карт памяти и закончил тест. Индикатор градусника не поднялся выше ни на одно деление, но сама камера при этом была теплой (но не горячей). Так что думаю, что заявленные производителем 2 часа до перегрева R10 отрабатывает без вопросов.

Особенности развесовки тяжелых объективов на стедикаме. Здесь злую шутку играет малый вес корпуса камеры. И если у EOS R с развесовкой намного лучше, то R10 с каким-то длинным и тяжелым объективом бывает развесить достаточно сложно. При этом мой Zhiyun Weebel S тянет 3 кг., а нагрузка получается в половину меньше, но развесить без некоторых хитростей не получается. Во-первых для R10 обязательна дополнительная переходная пластина, увеличивающая высоту крепления камеры. Во-вторых основная пластина, чтобы сместить ее относительно объектива вперед, нужно закрепить не двумя болтами, а одним. На той же EOS R доп. переходная пластина не нужна (камера и так достаточно высокая). Но EOS R так же крепиться одним болтом. В итоге в случае с R10 крепим самым дальним болтом на второе крепление в переходной пластине, тем самым смещая основную пластину вперед, а камеру назад и даем больше возможности для регулировки.

Съемка на высоких ISO. Учитывая тот факт, что матрица в R10 не самая современная и в целом достаточно шумная, то лично я ограничил ISO 6400. Если исходить из реальных съемок, то ISO до 2500 вполне рабочее. Ну разумеется если вы снимаете мероприятие в темном зале, где, допустим освещена только часть зала (например, сцена), то люди в зале будут темные, а сцена нормальная. А если сам зал освещен более-менее нормально, то вопросов не возникает. Тут же следует сказать, что даже EOS R3 если нет света - будет шуметь (проверено на практике).

Есть еще такой момент, что в R10 в видео нет полуавтоматических режимов. То есть только М и Р. Поэтому получить полуавтомат - это поставить камеру в AutoISO. Но у меня был случай, когда я снимал с ND-фильтром и поставил AutoISO. В итоге выяснилось, что снялось все на ISO 1600. И это на ярком солнце. Можно еще попробовать запускать видеосъемку из фото режима. Но нужно учитывать, что в этом случае вы сможете снимать только 4К 25 или 30 (ну и FHD 50-60 и 25-30) - 4К 50 или 60 снимать нельзя. И поставить режим Tv или Av. Камера подхватит значение выдержки или диафрагмы и будет автоматом менять второй параметр, но изменить вы сможете только общую коррекцию экспозиции как в режиме Р. То есть если вам нужны полноценные полуавтоматические режимы, то R10 вам этого не даст.

Не могу не сказать про HDR PQ. Именно в этом режиме вы получаете 10 бит 4:2:2 в H.265. Поскольку в R10 нет плоского профиля, т.е. LOG, то именно режим HDR PQ дает вам возможность иметь наиболее широкий динамический диапазон. Поэтому не забывайте его включать. Если же вам нужен непременно LOG, то смотрите в сторону R7 или R8.

В заключении. Хочу сказать, что R10, конечно не идеальная камера. Многое портит шумноватый и достаточно старый сенсор от EOS 80D. Но с другой стороны здесь есть много чего. И тот же 4К 60 (пусть и с кропом), и джойстик, и механический затвор (вкупе с двумя электронными режимами). Ну и главное: легкость, компактность и относительно невысокая стоимость. Нужно понимать, что это хоть и продвинутая, но все же любительская камера, но в умелых руках может стать отличным рабочим инструментом.