В истории музыки есть два года, которые по праву считаются наиболее плодородными для индустрии. В 1969-м лондонские неформалы из The Who выдают первую в мире рок-оперу Tommy, а ливерпульская четвёрка The Beatles выпускает знаменитый альбом Abbey Road. Тогда же музыканты-флагманы штурмуют Вудсток и постепенно превращаются из академических гаражных рокеров в длинноволосых хиппи, обвешанных фенечками.
«Вторым» 1969-м становится 1973 год. Некогда чердачная газетка Rolling Stone обозревает актуальные пластинки и становится ведущим музыкальным журналом США: достойных релизов в тот год действительно было немало.
Мы решили вспомнить лучшие альбомы 1973-го, прогремевшие на весь мир.
Aerosmith — Aerosmith
В 1972 году к президенту лейбла Columbia Records Клайву Дэвису приводят молодую группу из Массачусетского технологического института. Дэвис остается под впечатлением от команды с необычным названием Aerosmith и предлагает начинающим артистам контракт.
Полгода спустя, в январе 1973-го, коллектив выпускает свой дебютный одноимённый альбом с блюз-роковым звучанием. Пластинка получает весьма низкие оценки критиков, а журнал Rolling Stone и вовсе не печатает рецензию на релиз. Обозреватели считают, что Aerosmith до безумия напоминают более популярные группы — манерой исполнения, стилем одежды и даже причёсками. Вот что об этом позже скажет фронтмен группы Стивен Тайлер: «Я пытался притворяться кем-то другим, пока этот человек не станет мной… Но мы должны были верить только в себя».
Поверить в себя у парней действительно получится — впоследствии пластинка станет дважды платиновой в США, а главный сингл оттуда Dream On попадёт в список Rolling Stone «500 величайших песен всех времён».
Deep Purple — Who Do We Think We Are
Альбом Who Do We Think We Are — это сборник из семи хард-роковых композиций, в которых виртуозы из Deep Purple заигрывают с джазом, блюзом и буги. Фронтмен коллектива Иэн Гиллан даже демонстрирует скэт — вокальную технику, при которой певцы быстро произносят рандомные слоги, чтобы получить сочетание вроде «би-ба-ду-би».
Who Do We Think We Are занимает счастливое седьмое место в дискографии Deep Purple. Неудивительно, что после выпуска этой пластинки коллектив становится самым продаваемым исполнителем в США: LP расходится тиражом в полмиллиона экземпляров в первые три месяца.
David Bowie — Aladdin Sane
В 1972 году «хамелеон рок-музыки» Дэвид Боуи отправляется в тур по США. В дороге он собирает свои наблюдения в альбом Aladdin Sane, который выходит весной 1973-го на лейбле RCA Records. В этой работе Боуи отказывается от своего предыдущего альтер эго, инопланетянина Зигги Стардаста, и создаёт новый образ — путешественника Аладдина Сейна, который разъезжает по Америке и описывает увиденные им картины городского упадка, насилия и смерти.
В новой работе Боуи звучит громче и сексуальнее прежнего — это первый проект музыканта, подготовленный им на пике славы. Неудивительно, что впоследствии Aladdin Sane получит восторженные отзывы критиков и попадёт в список Rolling Stone «500 величайших альбомов всех времён».
Queen — Queen
В апреле 1972 года несколько студентов, создавших группу с величественным названием Queen, начинают работу над своим дебютным альбомом. Юноши приезжают в студию по ночам и в перерывах между записью и микшированием подглядывают за девушками в окнах.
Спустя год, 13 июля 1973-го, коллектив выпускает готовую пластинку на лейбле EMI Records, который подписывает контракты с молодыми артистами. В сентябре команда отправляется в свой первый концертный тур.
Хоть первый альбом не приносит Queen сумасшедшей славы, именно в нём просматриваются корни самобытного звучания группы. Вдохновленные Led Zeppelin, King Crimson и Uriah Heep, артисты демонстрируют хард-роковое звучание с элементами фолка, глэма и психодела. Подобные жанровые эксперименты, обрамлённые виртуозной игрой Брайана Мэя и уникальным голосом Фредди Меркьюри, впоследствии сделают из Queen звёзд мирового масштаба.
The Rolling Stones — Goats Head Soup
Goats Head Soup — пятая и последняя пластинка The Rolling Stones, спродюсированная Джимми Миллером — ключевым архитектором звучания группы с 1968-го. Студийник полностью записывается на Ямайке — одной из немногих стран, куда пускают налоговых изгнанников «роллингов».
Именно в этот альбом войдёт знаменитая композиция «Angie» о расставании влюбленных. Песня займёт первую строчку американского хит-парада Billboard Hot 100 и впоследствии станет одним из главных хитов The Rolling Stones.
А сам полноформатник попадёт в чарты 13 стран и получит платиновую сертификацию в США, Канаде и Дании. Вот что об этом альбоме напишет критик Бад Скоппа: «The Rolling Stones добиваются успеха, потому что они редко забывают о своей цели — создании рок-н-ролльной драмы. Именно по этой причине они могут перейти от белоснежной американы Comin’ Down Again к урбанистическому R&B Doo Doo Doo Doo Doo (Heartbreaker), не моргнув глазом — ни их, ни нашим».