Найти в Дзене
КИНОЮРИСТ

Что такое «договоры о создании фильма»?

В целях производства фильмов возникает необходимость заключения множества договоров с разными контрагентам для урегулирования большого количества «разношёрстных» вопросов: от отношений с участниками съемочной группы, инвесторами, подрядчиками на этапе производства до отношений с дистрибьюторами фильма на этапе его проката.

Необходимо понимать, что каждый этап производства требует заключения договоров разного вида и содержания.

На первый взгляд можно сказать, что все эти договоры являются договорами о создании фильма, так как непосредственно связаны с его созданием, производством. Более того, на практике практически в предмете каждого киношного договора имеется оговорка, что услуги оказываются или работы выполняются для целей создания продюсером фильма такого-то. Логично заключить, что в таком случае, что на основании цели заключения таких договором можно их называть договорами о создании фильма. Собственно, в практике кинопроизводства в ряде случаев у продакшнов встречается именно такое понимание.

Проблема в том, что практика кинопроизводства или, как говорят юристы, обычай делового оборота расходятся с терминологией действующего законодательства и пониманием, которое дает судебная практика по делам в сфере кинопроизводства.

Дело в том, что в законодательстве и судебной практике вообще отсутствует такой термин, как «договоры о создании фильма (аудиовизуального произведения)».

Почему мы вообще решили рассказать об этих договорах, если таковые в законодательстве и судебной практике вообще не фигурируют, а в практике кинопроизводства – редко?

Все дело в том, что юридическая наука не стоит на месте. Законодательство и судебная практика не всегда слышат и учитывают здравый голос науки. Попросту говоря, законодательство не спешит меняться с учетом предложений отдельных исследователей по проблемным вопросам кино, а суды пока что скептически относятся к отсылкам сторон в судебных процессах к научным трудам. Но мы думаем, со временем ситуация изменится. А пока мы вольны учитывать предложения науки по решению отдельных проблемных ситуаций в кино в условиях создаваемых и подписываемых киношниками договоров. При наличии грамотного договора это позволит вам не доходить до судов.

Во французском законодательстве, а следовательно, в юридической науке (доктрине) и судебной практике, есть такой вид договоров, как «договоры о создании аудиовизуального произведения»les contrats de production audiovisuelle»). В частности, речь идет о статье L132-24 французского Кодекса об интеллектуальной собственности. В нашем аудиовизуальном законодательстве, которое представлено лишь только несколькими статьями Гражданского кодекса (ст.1263, ст.1240), такого понятия вообще нет.

Во французском законодательстве договоры о создании аудиовизуального произведения (в том числе фильма) – это только договоры, которые заключаются с авторами аудиовизуального произведения, а не все договоры, так или иначе связанные с производством фильма.

Если говорить о фильме, по нашему законодательству это договоры с «триумвиратом» - автором сценария, режиссером-постановщиком и композитором. Во Франции иной круг авторов фильма, нежели у нас, но это отдельная тема. На основании этих договоров о создании фильма, заключаемых с авторами фильма, кроме автора музыкальной композиции, к продакшну переходят (если не предусмотрено иное и без ущерба правам таких авторов, установленных в ряде статей кодекса) исключительные права на аудиовизуальное произведение (фильм), о чем прямо сказано в указанной статье французского кодекса:

« Le contrat qui lie le producteur aux auteurs d'une œuvre audiovisuelle, autres que l'auteur de la composition musicale avec ou sans paroles, emporte, sauf clause contraire et sans préjudice des droits reconnus à l'auteur par les dispositions des articles L. 111-3, L. 121-4, L. 121-5, L. 122-1 à L. 122-7, L. 123-7, L. 131-2 à L. 131-7, L. 132-4 et L. 132-7, cession au profit du producteur des droits exclusifs d'exploitation de l'œuvre audiovisuelle». (Article L132-24).

Важно разделять и понимать, что речь в данной статье идет об отчуждении продакшу исключительных прав на фильм в целом, а не на произведения авторов фильма (сценарий, режиссерская постановка и т.д.).

По нашему же законодательству аналогичные договоры с авторами фильма никак не называются. Да и вообще, согласно абз.2 ч.4 ст.1263 Гражданского кодекса РФ, исключительные права на фильм в целом априори принадлежат продакшну как изготовителю фильма. Для перехода или возникновения у продакшна таких прав вообще не нужно заключать никакие договоры с авторами фильма («триумвиратом»). Таким образом, у нас законодательство устанавливает презумпцию принадлежности исключительных прав на фильм в целом продакшну в силу закона, без договора. Другое дело, если авторы фильма захотят изменить это правило, то на основании договора с продакшном они могут предусмотреть условия о том, что исключительное право на фильм не будет принадлежат продакшну либо продакшн будет использовать фильм на условиях лицензии определенный период времени и определенными способами, за что будет выплачено вознаграждения автору.

«Изготовителю принадлежит исключительное право на аудиовизуальное произведение в целом, если иное не вытекает из договоров, заключенных им с авторами аудиовизуального произведения, указанными в пункте 2 настоящей статьи» (абз.2 ч.4 ст.1263 ГК РФ).

Таким образом, в понимании нашего законодательства договоры о создании аудиовизуального произведения – это договоры, которые заключаются с его авторами в том случае, если авторы хотят изменить законную презумпцию принадлежности исключительного права продакшну на другую схему, например, на предоставление права на условиях лицензии.

И в науке, и в судебной практике уже имеются мнения в пользу указанного вывода. Одновременно с этим, нет единообразия в понимании этого вопроса. Некоторые ученые и судьи до сих пор считают и делают выводы в ходе толкования абз.2 ч.4 ст.1263 ГК РФ о том, что исключительное право на фильм в целом переходит к продакшну только на основании договоров с авторами фильма, то есть не в силу закона. По большей степени так происходит, потому что суды, не разбираясь в специфике кинопроизводства, идут на поводу у безграмотности самих продакшнов, предоставляющих в суд такие договоры.

Действительно, отрасль использует старую схему, установленную уже отмененным Законом РФ «Об авторском праве», когда исключительное право переходило к продакшну только на основании договоров. Но эта схема была изменена Гражданским кодексом, который пришел на смену указанного закона. Однако, рынок эту схему не принял (от безграмотности, от нежелания слушать юристов и по иным причинам) и продолжает работать по старинке, что вводит в заблуждение и науку, и судей, допускающих ошибки в толковании норм закона.

Пожелаем участникам отрасли наконец услышать разъяснения киноюриста и перейти на новую схему оформления отношений с авторами фильма в части принадлежности исключительных прав на фильм и заключать грамотные с точки зрения закона договоры. Тогда и судебная практика в сфере кино будет складываться более единообразной и предсказуемой, что предоставит возможность более точно определять перспективы и исход по делам в сфере кино.

Написать Елене: +7 977 548 94 49 (WhatsApp, Telegram).
Полезные советы всегда под рукой в нашем телеграмм-канале КИНОЮРИСТ
Любите смотреть короткие ролики с нашими историями из практики? Смотрите наc в YouTube