Найти в Дзене

Основы сведения [Часть 1] Динамическая частотная и пространственная обработка

Оглавление

Доброго времени суток, дорогой читатель. Для начала я хочу объяснить тебе почему я решил писать статьи о таком сложном деле как сведение звука. Всё просто, я хочу научится этому и заодно на своей практике поделиться опытом. Чтобы ты знал где брать информацию об этом, и понимал как правильно самому себе задавать вопрос, чтобы в дальнейшем всё-таки найти на него ответ. Сразу скажу, что я не профессионал, а просто любопытный обыватель. Для меня весь этот текст это закрепление выученного мною материала, но как и любой человек, могу ошибаться. Не стесняйся написать мне об этом, я обязательно проведу работу над ошибками. В первой части своей работы я расскажу о видах обработки, в последующих разберу каждую более подробно.

Почти каждый абзац текста где-то был найден и немного отредактирован, в своём повествовании я стараюсь придерживаться рассуждению о том, что вся информация уже существует, её нужно только отфильтровать и и сравнить с аналогичной, спасибо за внимание)

-2

Под динамической обработкой звука понимают как простое увеличение громкости композиции, так и сужение и расширение динамического диапазона, при котором одни звуки понижают свою громкость, а другие, наоборот, становятся более громкими.

На протяжении длительного времени было придумано немало различных устройств, для динамической обработки: компрессор, лимитер, гейт, максимайзер, экспандер. Каждый из них отличается методом своей обработки, но суть каждого, это работа с громкостью звука.

Компрессия

Компрессия — сужение динамического диапазона, когда уровень звука наиболее громких фрагментов понижают, а общий уровень повышают.

Примечание. Компрессор повышает общий уровень сигнала, не допуская искажений в самых громких его частях. В это же время с помощью компрессии можно подтянуть самые тихие звуки: скрип струн, щелчок пальцев или звон пружины рабочего барабана — компрессор сделает их громче, чище и гораздо заметнее. Естественно, если на низких уровнях есть шумы, то компрессия сделает громкими и их. Именно поэтому настоятельно рекомендуется делать запись при максимальном уровне, не доходящем до треска.

Лимитинг

Лимитер — это компрессор с более агрессивным типом сужения динамического диапазона. Сам способ обработки звука не отличается от компрессии. Он не плавно подавляет звуки, а просто срезает, и у него больше параметр увеличения громкости всех звуков.

Основная задача лимитера — «съесть» сигнал перегрузки и столь же быстро вернуться к исходному состоянию.

Примечание. В отличие от компрессии, лимитинг используют в основном при обработке готовой композиции (после этапа сведения). Он предназначен для устранения нежелательных пиков, возникающих на этапе сведения отдельных партий.

Экспандинг

Если компрессор подавляет звук после того, как его уровень превышает определенное значение, то экспандер подавляет звук, когда его уровень становится меньше определенного значения. Во всем остальном экспандер схож с компрессором.

Примечание. Экспандер используют как один из инструментов подавления шума. В этом случае порог срабатывания должен быть установлен чуть выше шумового фона.

Гейт

Гейт — это пороговый шумоподавитель. По принципу работы он похож на экспандер, за исключением того, что коэффициент пропускания ниже заданного порогового значения у него равен нулю.

-3

Частотную обработку или проще эквализацию, объяснить текстом досточно сложная задача, но попробуем.

Итак, для того чтобы вообще понимать что это такое, сначала нужно разобраться с тем как фундаментально устроен звук. Об этом я расскажу подробнее в следующих частях, а пока ОЧЕНЬ простым языком.

Для начала, представим себе звук в виде графика

Условно, звучание одного аккорда фортепиано
Условно, звучание одного аккорда фортепиано

Мы видим некоторую волну. С лева на право эта волна обозначает на каких частотах играет звук. С низу в верх громкость этой частоты. Желтая линия это громкость в 0 децибел, грубо говоря дефолтная громкость(Про децибелы поговорим позже). Звук который мы в итоге слышим это совокупность всех частот, где каждая играет громче или тише. Для понимания также запомним, что каждая частота имеет своё звучание. Как мы можем использовать себе на пользу эту обработку? По простому, мы можем изменять громкость любой частоты, тем самым лепить из звука то, что нам нужно. Справедливым будет вопрос: а зачем такая обработка вообще нужна? Как я и говорил каждая частота имеет своё звучание. Частоты которые находятся слева и растут вверх имеют гулкое звучание, те что справа более звонкое. И вот, допустим, именно в этом звуке, что мы видим на графике, мне не нравится гул, в таком случае я, не жалея, вырежу все частоты ниже 100 герц. Вот так:

-5

Как итог я избавился от гулких частот, и произвёл частотную обработку звука. Но вариантов того как я могу использовать эквалайзер(программа через которую производят частотную обработку) очень много и у каждого варианта своя цель и метод. Всё что я написал выше это очень грубое описание эквалайзера и обработки. О чем подробнее я расскажу в следующих частях. А пока я могу лишь надеяться, что хоть как то но объяснил.

-6

При сведении минуса или вокала, сухой чистый звук звучит неинтересно, как будто находится прямо перед глазами. А что если мы хотим, чтобы звук был более объемным, находился в пространстве вокруг слушателя. В этом нам поможет пространственная обработка. Она придаёт эффект помещения, в котором распространяется звук или голос. К примеру, если кричать на улице, и внутри оперного зала, разница слышна невооруженным ухом. Как не сложно догадаться мы получаем эффект пространства, или по простому эха. К таким обработкам относят реверберацию и дилэй. Что же это такое?

Реверберация – это эффект, придающий звуку ощущение пространственной глубины и ширины за счет отражения звуковых волн от стен.

Эффект дилэя (англ. delay — задержка) максимально прост: процессор захватывает исходный звуковой сигнал и повторяет его один или несколько раз вслед за оригиналом. Повторения отделены и независимы друг от друга: копии воспроизводят исключительно исходный сигнал спустя определённое время и не обращают внимание на уже прозвучавшие повторы. В программах для придания этого эффекта мы можем контролировать частоту повторений, громкость повторений и вообще много чего), но это тема следующих частей.

-7

Всё о чем я рассказал, это максимально скромная база, от которой мы начинаем путь к сведению и мастеринга треков. Оставайся вместе со мной и я попробую хоть немного, но дать тебе ту информацию от которой ты будешь отталкиваться в изучении этой нелёгкой темы. Спасибо тебе, за прочтение моей работы, удачи.