Найти в Дзене

В СССР технику делали на совесть, поэтому телевизоры постоянно ломались и взрывались

Оглавление

Удивительное дело: в СССР выпускалось множество моделей телевизоров. Но, вспоминая историю советского телевизионного производства, так и хочется сказать: лучше бы заботились не о количестве, а о качестве…

Довоенные модели

Первым советским телевизором стало изделие ленинградского завода им. Козицкого в 1938 году. Лицензию купили за границей, назвали этого здоровенного монстра Т-1. Он был оснащен вертикальным кинескопом и горизонтальным экраном. Чтобы увидеть на этом экране хоть что-то понятное, требовалось использовать зеркало — оно закреплялось внутри крышки (весь агрегат напоминал тумбу с крышечкой).

Для регулировки чудовище оснастили 14 ручками. Жило оно в различных точках притяжения довоенного советского населения — рабочих клубах, домах культуры, так называемых «красных уголках» (где соседствовало с красными знаменами и лысым либо усатым бюстом вождя).

Аналогичное странное творение выпустил завод «Коминтерн» все в той же северной столице. Оно было оснащено экранчиком 3x4 см, а стоимость чуда техники исчислялась тысячами рублей (любопытно, сколько народу смогло приобрести его, с зарплатой в 2-6 сотен рублей).

-2

После войны: первый «народный» телевизор

Уже послевоенный, выпущенный в 1946 «Москвич-Т1» тоже стоил дорого (3500 руб.) и считался предметом роскоши — зато у него было четкое (625 строк) изображение, он оснащался встроенным УКВ-ЧМ приемником.

-3

Но первой «народной» моделью стал знаменитый (и не в хорошем смысле) КВН-49.

Экран у него был еще более миниатюрным, чем у предшественников — всего 105x140 мм.

-4

Чтобы что-то разглядеть, следовало поставить перед экраном специальную линзу. И можно было наслаждаться телевещанием по трем каналам! Эта модель была даже у Сталина.

-5

Если появились телевизоры — должны были возникнуть и люди, способные их ремонтировать. Героизм первых советских телемастеров остался неоцененным: при ремонте чудес советской телевизионной промышленности, в частности КВН-49, эти люди вынуждены были рисковать здоровьем, а то и жизнью:

  • конструкция этих теликов не обходилась без пальчиковых конденсаторов. А они регулярно и непредсказуемо взрывались и вылетали в произвольном направлении. Если мастер пытался разобрать включенный, но не показывающий КВН, он рисковал собственным зрением: нередко конденсатор приходилось вынимать из глаза. После чего смело можно было играть храброго одноглазого пирата на детских утренниках с большой степенью достоверности;
  • когда советский народ оценил прелести телеящиков и они потребовались буквально всем, рабочие радиозаводов, способные собрать радиостанцию или армейский локатор, начали клепать телевизоры (практически из тех же комплектующих).
    Модели плодились, как кролики на капиталистической ферме, и мастера просто физически не могли сориентироваться в этой «выставке достижений народного хозяйства». Именно в тот период родилась не то загадка, не то анекдот:
    видите на улице мужика, несущего сумку на плече и 2 чемодана в руках? Кто это такой? Ответ «выгнанный из дома муж-алкоголик (либо муж-изменщик)» неверный. Это телемастер на дело идет! В сумке — инструменты, а в чемоданах — схемы. На всякий случай с запасом;
  • первые кинескопы не оборудовались бандажом, и ничто не мешало им в любой момент схлопнуться — и взрываться. Осколки разлетались как от разорвавшегося снаряда. Так что в очень древних моделях перед кинескопами устанавливали бронированное стекло. Чтобы после взрыва не стать «красивым».

Но вскоре наступила «ламповая» эпоха в изготовлении телеящиков.

УЛПЦТ

Первыми цветными телевизорами, выпускавшимися серийно, стали «Радуга» и «Рубин-401». Выпущенные ограниченной партией телики «Рекорд-101», оказывается, назывались очень иронично. Они действительно поставили своеобразный рекорд — по количеству поломок.

-6

Сверху на телепредприятия спустили задачу: сделать наконец хоть что-то надежное. Так появились унифицированные лампово-полупроводниковые цветные телевизоры, они же УЛПЦТ. С их появлением цветное телевидение в Советском Союзе стало превращаться в массовое явление.

Под этой унифицированной серией выпускалось множество моделей: «Рекорды», «Фотоны», «Рубины», «Электроны» и другие. Но «начинка» у них была практически идентична, узлы и блоки отличались взаимозаменямостью. Видимо, чтобы было проще чинить: берем из сломанного «Рекорда» соседа деталь для своего «приболевшего» «Электрона», а ему отдаем нужную ему комплектующую...

Цветные телевизоры отличались высокой стоимостью и имели статус предметов роскоши (не каждый был готов отдать за агрегат сумму, равную трем месячным зарплатам). «Для бедных» выпускались черно-белые модели со своими унификациями: унифицированный настольный (УНТ) или ламповый (УЛТ). И комбинированное чудо — УЛПТ (лампово-полупроводниковый).

Советским людям было не впервой преодолевать трудности — точно настроить ламповое устройство могли только телемастера. И то ненадолго. Словно у капризного фортепиано, настройки такого телевизора через какое-то время «уплывали».

Это были огромные, громоздкие «ящики» — в среднем такой телик весил 60 кг, масса могла доходить и до 80 кг. У маленького ребенка, нечаянно уронившего этакий вес на себя, практически не было шансов выжить. К тому же ламповая техника пожирала электроэнергию как не в себя.

-7

Радиолампы работающего ТВ сильно нагревались и часто становились причиной возгораний. Но чаще телевизоры горели все из-за тех же конденсаторов, решивших внезапно «бомбануть». А горела эта телевизионная техника великолепно — ведь она выпускалась в деревянных корпусах и была начинена гетинаксовыми (то есть бумажными и пропитанными смолой) платами.

Лампово-полупроводниковый телевизор 1-го класса ''Горизонт-101'' (ЛПТ-65-1)
Лампово-полупроводниковый телевизор 1-го класса ''Горизонт-101'' (ЛПТ-65-1)

Как техника УЛПЦТ были откровенно пожароопасными, особенно это касалось ранних моделей. Их просто нельзя было оставить без присмотра. Но тогдашние телезрители сидели у экранов, отпахав смену на производстве или отработав на аналогичной тяжелой работе — и потому нередко засыпали прямо перед ним.

Именно для того, чтобы будить задремавших хозяев телевизоров, придумали специальную заставку. Когда телевещание заканчивалось (в СССР оно не было круглосуточным), на экран вылезала «напоминалка»: «Не забудьте выключить телевизор!». И орала в ухо спящего громкими звуковыми сигналами — гудками.

Эта заставка в разных вариантах использовалась на телевидении многих стран.
Эта заставка в разных вариантах использовалась на телевидении многих стран.

Также УЛПТЦ не рекомендовалось во включенном состоянии ставить внутрь шкафов и стенок. Нельзя было и перекрывать доступ воздуха в корпус, закрывая вентиляционные отверстия. Но в СССР редкий телевизор обходился без антиэстетичной салфеточки или накидочки сверху! Лучшим местом для этих пожаро- и взрывоопасных приборов все же была надежная тумбочка, способная выдержать их огромный вес и стоящая у окошка.

Требование, которое постоянно нарушалось
Требование, которое постоянно нарушалось

Самые популярные

Чемпионами по востребованности у населения СССР оказались 2 модели. Это «Рассвет», выпущенный в середине 1970-х — его приобретали не менее 8 млн раз! Секрет популярности «Рассвета» был прост: он недорого стоил (так как был черно-белым) и редко ломался!

-11

Более ранний (выпущенный в конце 1950-х) «Рубин» был продан в количестве более миллиона моделей (она тоже была черно-белой). Популярность в его случае объяснялась доступной стоимостью. Но все равно, нередко на 1 подъезд в многоквартирном доме оказывалось всего 2-3 экземпляра ТВ.

В результате квартиры счастливых телевладельцев превращались в домашние кинотеатры: к ним приходили соседи. И смотреть интересные передачи, фильмы, футбольные матчи приходилось в компании. Для советских людей, привыкших к коллективизму с детсадовского возраста, это было совершенно нормальной практикой: явиться к соседу вместе с женой и детьми посмотреть телик. А что такого?

Супер-популярностью пользовались также переносные модели: их можно было носить и возить с собой — на дачу, на рыбалку, в любое путешествие.

-12

Но эти удобные приборы страдали обычной болезнью советской электроники: ненадежностью. Ломались они куда чаще — а ведь условия эксплуатации требовали, напротив, повышенной надежности!

Очень популярной моделью считался переносной телевизор «Юность». В сравнении с аналогами он давал относительно качественное изображение и ломался вроде бы пореже, чем другие. Но это не точно — статистика не велась.

А в вашей семье в СССР был телевизор? Какой модели? Любили ли вы его смотреть? Расскажите о ваших советских телевизорах в комментах!