Найти тему

Фасцинация: есть ли ей место в художественной литературе

1,4K прочитали

Один из постоянных читателей канала предложил написать статью о фасцинации. Я на подобные предложения обычно реагирую позитивно, тем более тема эта интересная. Правда, пока мало изученная, а в отношении художественных текстов, так и вовсе никем, по-моему, не рассматривалась. Да и сама я в неё глубоко никогда не погружалась. Но попробую. По крайней мере, у вас будет повод пообсуждать в комментариях неоднозначную, а местами и провокационную проблему.

Один из постоянных читателей канала предложил написать статью о фасцинации. Я на подобные предложения обычно реагирую позитивно, тем более тема эта интересная.

Что такое фасцинация

Как это часто бывает с «забугорными» терминами, слово произошло сразу от двух источников. Во-первых, в Древнем Риме фасции или фаски (лат. fasces) — это так называемые ликторские пучки, если проще, то связки берёзовых или ивовых прутьев, которые выполняли функции розог. Они использовались для популярного объяснения приказов тем, кто их не понял. Собственно, и фасцинация — это как раз и есть процесс такого объяснения. Причём с тех давних времён фасции есть на гербах служб исполнения наказаний самых разных стран, в том числе Федеральной службы исполнения наказаний РФ. Пока это ещё далеко от литературы, верно?

Так вот, второе, более современное значение слова «фасцинация» несколько иное. В латыни фасцинация — это состояние, в котором человека можно заставить совершить определённое действие, неважно, с помощью устрашения или поощрения. Английский термин «фасцинация» (fascination) переводится как «обаяние», «очарование». В психологии он употребляется для обозначения особого состояния человека, в котором он начинает воспринимать информацию некритически, на веру, поддаётся уговорам, убеждениям и т. д. Есть такое явление — суггестия, по-простому — внушение. Так вот, для того, чтобы внушение было успешным, необходимо человека ввести в состояние фасцинации. Степень её может быть разной — от лёгкой некритичности, связанной с обаятельностью собеседника, до полного транса. Если совсем просто, то фасцинация — это состояние, когда человек верит всему, что ему говорят. Более того, в условиях фасцинации предыдущая информация как бы стирается. То есть человек верит тому, что ему говорят сейчас, а то что он знал, в чём был уверен ранее, как бы перестает иметь значение.

Так выглядят фасции на решётке Летнего сада в Санкт-Петербурге.
Так выглядят фасции на решётке Летнего сада в Санкт-Петербурге.

Естественно, это состояние используют СМИ, политики, рекламщики. Если учесть, что явление фасцинации изучено слабо, то используют его часто чисто интуитивно.

Механизмы фасцинации. Вот это самое интересное

Основоположником теории фасцинации был советский лингвист и этнограф Юрий Валентинович Кнорозов, который, кстати, расшифровал надписи майя. А теорию фасцинации он разработал, изучая шаманские практики. Удивительно интересный исследователь был.

Фасцинация в психологии — это процесс воздействия определённых сигналов на сознание человека. Эти сигналы не несут конкретной информации (как удары шаманского бубна), но они привлекают внимание, вызывают повышенный интерес и даже завораживают. И здесь не столько очарование, сколько именно потрясение. Опасность, страх тоже могут завораживать.Тогда говорят, что человек замер от страха, впал в ступор. То есть и древнеримское значение фасцинации тоже работает.

Поэтому если суггестия, внушение возможно только на вербальном уровне, то фасцинация не ограничивается вербальными сигналами. Это могут быть и зрительные раздражители, достаточно вспомнить качающийся шарик в руках гипнотизёра. Звуки музыки иногда называют фасцинацией в чистом виде. Мелодия приводит человека в определённое состояние, когда он лучше воспринимает одну информацию и не замечает другую. Например, представьте, что вам делает выговор начальник, а фоном играет «Одинокий пастух» Джеймса Ласта. Можно серьёзно воспринять выговор? А если под эту же мелодию слушать объяснение в любви?

А запах? Этот раздражитель — один из древнейших, и он включает такие рефлексы, о которых мы даже не подозреваем. В определённых условиях и от определённых запахов у человека может в буквальном смысле слова срывать крышу, он забывает о самом, казалось бы, важном и начинает делать очевидные глупости. Подобное часто встречается при восприятии особей противоположного пола и не только у собак или кошек, но и у людей.

Лучше, конечно, работают сразу несколько факторов. Но вот, например, психологи доказали, что огромной силой фасцинации обладают слухи. А ведь тут нет никаких дополнительных факторов, это вербальная информация в чистом виде. Большую роль играет социальная значимость источника информации. И если один и тот же слух мы слышим от нескольких человек, то это повышает его воздействие на наше сознание. Слухи — явление интересное, причём именно как форма массовой коммуникации, отличная и от СМИ, и от интернета. Однако обратимся к непосредственной тематике канала.

Фасцинация в тексте

Думаю, вы уже поняли, что состояние фацинации обеспечивает эффективность восприятия информации. И есть пример, который приводят всегда, когда речь заходит об этом явлении. Это так называемый «феномен 1938 года». Что тогда случилось? 30 октября 1938 года по радио США была передана радиопостановка по книге Герберта Уэллса «Война миров», кто не помнит, в книге рассказывается, как марсиане напали на Землю. Эта инсценировка была воспринята как реальный репортаж с места событий, и в стране началась паника, охватившая более миллиона человек. Радиокомпании ещё долго успокаивали людей, объясняя, что это только спектакль. Интересно, но подобная же паника случилась через 15 лет в Эквадоре после прослушивания записи той же самой инсценировки.

Иллюстрация к книге Г. Уэллса "Война миров".
Иллюстрация к книге Г. Уэллса "Война миров".

О чём это говорит? Сразу о нескольких вещах: и о великолепной, реалистичной подаче материала Гербертом Уэллсом, и о прекрасном музыкальном сопровождении, и о правильной интонации тех, кто «вёл репортаж с места событий». И люди поверили тому, что услышали, отказываясь верить тому, что они видели вокруг.

Конечно, создать такой эффект чисто в тексте сложно — в нём нет ни интонации, ни музыкального сопровождения. Но всё же есть ряд факторов, которые усиливают фасцинацию письменной информации.

  • Ключевые сигналы фасцинации должны быть яркими и заметными, они буквально должны бросаться в глаза.
  • Привлечение внимание во многом зависит от интересов и ожиданий читателей. Значит, сигналы должны быть не только заметными и яркими, но и соответствовать запросам аудитории. Для любителя детектива — это убийство на первых страницах, для поклонников любовных романов — брутальный «самец» с кубиками пресса. Конечно, упрощённо, но это так.
  • Фасцинативный сигнал обладает высокой энергетикой. Здесь не годятся скромные намёки и хитрые ходы, которые понятны и заметны не всем читателям. Это как вспышка, яркая, часто чрезмерная и утрированная.
  • В условиях разнообразной информации и конкуренции среди авторов для возникновения состояния фасцинации необходим не только яркий, но и эксклюзивный сигнал. То есть он не только должен привлекать внимание, но и выделяться чем-то на фоне других подобных сигналов. Вот это в современной художественной литературе самое сложное. Поэтому и пишут многие, и схемы используют схожие, но успеха добиваются единицы, причём прекрасно знающие свою аудиторию и способные выдержать баланс между стандартными триггерами и оригинальностью подачи.
Самый популярный объект для привлечения внимания. Знакомая завсегдатаям этого канала моя муза Ириска.
Самый популярный объект для привлечения внимания. Знакомая завсегдатаям этого канала моя муза Ириска.

Именно так, кстати, работают рекламные тексты, цель которых зацепить и шокировать потенциального покупателя, заставить его остановиться и вчитаться в текст. Вы можете спросить: «Это и в художественной литературе работает?» А почему нет? Психика у человека одна и та же, реакции тоже. И вот вам ответ на вопрос, почему так привлекают читателей на первый взгляд примитивные произведения с плоским и повторяющимся сюжетом? Потому что для привлечения массового читателя не нужна супероригинальность, а нужны яркие, заметные маячки, триггеры — фасцинативные сигналы, привлекающие внимание и заставляющие погрузиться в текст. Текст там, на глубине может быть вполне сложным, хорошо написанным, с продуманным сюжетом, но привлекает внимание читателя не это. Кстати, и классики об этом прекрасно знали. С чего начал Л. Толстой свой роман «Анна Каренина»? С ситуации супружеской измены, которая была сильным сигналом, возбуждающим внимание и интерес читателей того времени.

Очень близкая по теме статья: "Поговорим-ка мы о триггерах"